Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией. На уроке проводится анализ двух отрывков стихотворений: «Если крикнет рать святая…»,
«Но и тогда, когда по всей планете…» и стихотворения « Я покинул родимый дом…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока литературного чтения | 95.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Рухлова Татьяна Витальевна
Урок (предмет): литературное чтение
3 класс
Тема: «Стихи С. Есенина о Родине».
Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.
Дидактическая цель урока: сформировать представление об идейно-художественном своеобразии произведений С. Есенина о Родине.
Задачи:
1. Предметные: дать учащимся представление об особенностях отражения темы «Родины» в стихах Есенина; закрепить умение находить в литературном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; продолжать учить сопоставлять литературные произведения по теме, главной мысли, настроению.
2. Метапредметные:
-познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; формировать умение моделировать.
- коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.
- регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им, учить адекватно оценивать свою деятельность.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебно-методический комплект, карточки для работы в группах, компьютерная презентация, видеофрагменты.
Планируемые результаты.
Предметные: ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение; на практике овладевать умением создавать текст-рассуждение.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ различных текстов; строить речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из сплошного текста в схему; применять ассоциативный метод для анализа художественного произведения;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться задавать вопросы, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;
- личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; для формирования основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; для формирования умения понимать чувства другого.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент | |
Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя. | Проверка готовности рабочего места. |
II Этап мотивации и целеполагания. | |
Фронтальная работа с учащимися. Учитель предлагает детям угадать тему урока после просмотра видеоклипа. - Как вы думаете, что объединяет все эти картины? - Может быть, кто-то из вас узнал человека на портрете? - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Что бы вы хотели узнать по теме? Учитель зарисовывает схему вопросов по данной теме. -Какая же у нас сегодня будет цель на уроке? | Дети просматривают видеоклип по теме «Россия». Дети отвечают на вопросы учителя. Дети задают вопросы по этой теме. Дети формулируют цель урока: узнать, какой была Родина для Есенина.
|
III. Этап первичного восприятия и анализа 1-ого и 2-ого отрывка. | |
Учитель читает 1-ый отрывок «Но и тогда, когда по всей планете…» - Какие чувства вызывает стихотворение? - Какие слова его создают? - Какие слова были непонятны? - Как мы сейчас называем нашу родину? - А как ее называет поэт? Почему? Учитель читает 2-ой отрывок «Если крикнет рать святая…» - Какие чувства вызывает стихотворение? - Какие слова его создают? - Какие слова были непонятны? - Какие чувства испытывает поэт к Роди не? - Подготовьте любое стихотворение к выразительному чтению: подчеркните в каждой строчке слово, на которое падает логическое ударение. Проверка. Учитель демонстрирует слайды, где показано логическое ударение. - На какие вопросы по теме мы уже можем ответить? | Дети слушают. Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы. Работают со словарем в учебнике. Дети слушают. . Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы. Работа в парах. Дети проверяют свою работу. Читают стихи выразительно. - На вопрос о том, какие чувства испытывал поэт к Родине. |
IV. Этап первичного восприятия текста стихотворения « Я покинул родимый дом…» | |
Чтение стихотворения учителем. - Какие чувства у вас вызывает стихотворение? | Дети слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы. |
V. Этап анализа стихотворения « Я покинул родимый дом…» | |
- Прочитайте стихотворение. В парах найдите и подчеркните образные слова и выражения. Проверка работы в парах и анализ стихотворения по строфам. | Работа в парах или индивидуально. Дети в парах или индивидуально находят и подчеркивают образные слова и выражения. Дети отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Сотрудничество с учителем. |
VI. Обобщение результатов анализа произведения. Работа в группах, в парах или индивидуально. | |
- Чтобы понять, как построено стихотворение, я предлагаю вам исследовательскую работу. Вы можете ее выполнять в группах, в парах или индивидуально. Проверка работы. Отчет групп. Учитель предлагает выбрать картину к стихотворению « Я покинул родимый дом…» | Дети выбирают форму работы и приступают к выполнению заданий. Задание №1 - Какие образы всплывают в памяти поэта, когда он думает о родине? Заполните схему. Задание №2 - Определите, какие времена года упоминаются в стихотворении. Подтвердите строчками стихотворения. Зачем поэт нам рисует эти картины? Задание №3. Сопоставьте это стихотворение с 2-мя другими (по теме, главной мысли и настроению) Дети выбирают картину к стихотворению. |
VII. Этап подведения итогов и рефлексии. | |
- Что же для Есенина Родина? (Учитель заполняет схему на доске) - На какие вопросы по теме мы еще не ответили? - Хотели бы вы оказаться на родине Есенина? -Я предлагаю вам посмотреть видеоролик -Я вам предлагаю написать коротенькое эссе на тему « Родина». Учитель зачитывает несколько работ. -Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карточек. Отлично работал, выдвигал идеи, сотрудничал в группе и в паре – красный цвет. Хорошо работал, иногда отвлекался – желтый цвет. Не мог сегодня включиться в работу, что-то было непонятно – коричневый цвет. - Какое домашнее задание вы бы хотели сегодня получить? - Вы можете выполнить любое из этих заданий или сразу несколько. Желающие могут выполнить задания в тетради на с.36-37. - У нас остались вопросы по теме, на которые мы не успели ответить (о детстве Есенина, о маме, о папе). Если кто- то хочет узнать об этом, я могу дать вам почитать дома. А на следующем уроке вы можете рассказать, что вы узнали. | Дети формулируют выводы. Дети смотрят видеоролик по теме «Родина Есенина» Дети записывают свои мысли. Дети оценивают свою работу. Дети придумывают домашнее задание по теме. Дети, которые хотят узнать подробнее о детстве Есенина, получают карточки на дом. |
Приложение
Задания для работы в группах
Задание № 1.
1. Какие времена года упоминает поэт в стихотворении? Запишите их.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Подтвердите строчками стихотворения.
2. Для чего он это делает? Обсудите свои версии. (Устно)
Задание № 2.
1. Когда поэт вспоминает о Родине, что всплывает в его памяти? Выпишите из стихотворения и впишите в схему.
Почему он это вспоминает?
Задание № 3.
Сравни три стихотворения о Родине по плану:
- тема;
- главная мысль;
- настроение
Эссе.
Я думаю, что для Есенина Родина - это …………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...............................................................................................
Мне кажется, что без нее он………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Когда я говорю слово «Родина», то вспоминаю………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Биография С. Есенина.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому стилю - 21 сентября) 1895 в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин; мать - Татьяна Федоровна Титова. Дедушка поэта, Никита Осипович Есенин, владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением. Когда-то он собирался в монахи, поэтому у всех его родных в деревне появились прозвища «монах» или «монашка». Сергея Есенина тоже так называли в детстве.
Когда Сергею было три года, его мать уехала на заработки в Рязань. Отец еще до этого уехал в Москву. Сергея взял к себе жить его второй дед - Федор Андреевич Титов. По воспоминаниям Сергея дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Жили в части села, стоящего на высоком берегу Оки. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда - Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам.
Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега - Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр. По воспоминаниям С. Есенина в доме у деда жили его молодые дядья, которые тоже были озорные и веселые. Однажды они посадили своего племянника Сережу Есенина на коня, когда тому было всего 3 года, и пустили в галоп.
В 1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных. После вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром.
В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское училище в своем селе. Обучение длилось 4 года. Возможность учиться имели немногие. В каждом классе было не более 10-12 учеников. По воспоминаниям одноклассников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Сергей был заядлым книголюбом, и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга. В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.
Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиково в церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. В 1912 Сергей Есенин закончил ее, получив "звание учителя школы грамоты".
В конце лета 1912 Сергей Есенин приехал в Москву по вызову отца и начал работать в его конторе. Но он мечтал печатать свои стихи и ушел из конторы отца. Сергей Есенин стал знаменитым на всю страну поэтом. Он жил в Москве и Петербурге, много ездил по всей России, путешествовал по Европе и Америке, но всегда помнил о своей родине – селе Константиново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Юный эколог" Конспект спрезентацией по теме: Рыбы нашего края.
Здесь вы можете найти конспект урока на данную тему, презентацию и приложение....
Технологическая карта спрезентацией урока- КВМ по математике для 3 класса.
В феврале 2016 года участвовала в конкурсе "Учитель года-2016". Был проведён урок математики в 3 классе Бардымской гимназии по теме "Решение задач" в форме КВН. Подобраны интересные задачи и задания н...