Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мельникова Ольга Владимировна

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4kl_urok_liter._chteniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

г. Сергиев Посад

Урок литературного чтения

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»

4 класс

Учитель начальных классов

 Мельникова Ольга Владимировна

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»

(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.

Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.

Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное  в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

 

Мы продолжаем знакомство с творчеством Николая Рубцова. На прошлом уроке мы слушали 2 стихотворения этого русского поэта «Берёзы» и «Хлеб», анализировали, учились их выразительно читать.

Все ли слова в стих-и мы должны произносить одинаково? (Д: одни тише, другие громче)

Правильно это называется интонацией

Мы с вами уже не раз делали вывод, что в зависимости от интонации и тона голоса, с которыми мы произносим слова героя, зависит его характер, впечатление, которое он произведёт на читателя.

Попробуйте прочитать так, как будто бабушка была женщиной суровой, властной.

А теперь, напротив, доброй, нежной, терпеливой.

А теперь так, как бы сказала ваша бабушка…

Беседа по восприятию

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Михайловича Рубцова.

 Н. Рубцов и его стихотворение « Тихая моя Родина» тема сегодняшнего урока.

Лексическое значение слов

                       

В стихотворении вам встретятся слова, которые не часто встречаются сейчас в речи.

Погост – кладбище

Обоз – телега

Сеновал – сарай для складывания сена

Церковная обитель – здание церкви

Вы внимательно послушаете и после чтения ответим на вопросы.

К какой лирике относится? (громкой или тихой)

Первичное чтение учителем

Поднимите руки кто понял о чём это стихотворение?

К какой лирике относится стихотворение?

Кто внимательно слушал: в какое время года Рубцов посетил родную деревню?

Повторное чтение

Прочитайте самостоятельно стихотворение

С каким чувством рассказывает поэт о Родине?

    Объясните свой выбор

Анализ стихотворения

Сергей и Роман прочитают 1 и 2 четверостишия.

Где прошли детские годы поэта?

Почему вы так решили?

Почему всё-таки родина тихая?

Куда в первую очередь направляется автор?

Вчитайтесь в строки первого четверостишия, было ли детство автора счастливым? Почему?

Давно ли он не навещал родину?  Докажите.

Найдите эпитеты.

Работа над выразительным чтением

Сейчас начнём работу над выразительным чтением.

Какие правили выразительного чтения знаете?

  1. Читать, вдумываясь в то, о чём читаешь.
  2. Выделять голосом отдельные слова.
  3. Останавливаться на точках.

(Катя, какое слово ты  бы выделила?)

Попробуем отразить в чтении то, что скрыто в каждой строке этих двух четверостиший.

Поля читает третье четверостишие.

Какое слово повторяется несколько раз?

А вы как встречаете «старых друзей»

Почему же жители встретили односельчанина тихо и сдержанно?

Есть ли в третьем четверостишии фраза, которая говорит о том, что он долго не был на Родине? Найдите её.

Найдите эпитеты.

Выразительное чтение  

Катя читает 4 и 5 четверостишия

Какие ещё изменения произошли на малой Родине Рубцова за долгие годы его отсутствия?

Подтвердите словами из текста. Что произошло с водоёмом?

Обратите внимание на знаки препинания в 4 четверостишии. Какие знаки препинания вы бы поставили в конце второй строки. Почему?

Что обозначает многоточие? Как это отразится на чтении?

Выразительное чтение

Читают дети

Словарная работа

Какими словами или словосочетанием можно заменить фразу: «….тихая моя Родина…»

Прочитайте 6 четверостишие

Что осталось без изменения на Родине Рубцова?

Что изменилось?

Беседа

Почему такое противоречие в описании двух зданий – церкви и школы?

                  (слайд) церковь)

При чтении каких строк   захотелось улыбнуться?

Прочитайте. О чём они вам говорят?

На протяжении стихотворения герой проходит через реку памяти, продолжая узнавать или нет своё село.

Читаем выразительно  

Петя и Ваня читают 7 и 8 четверостишия.

Навсегда ли он приехал в родные места?

Как понимаете выражение «речка за мною туманная будет бежать и бежать»

В этой фразе понятие «бежать» использовано в переносном смысле.

Почему речка туманная?

Что ещё он пронесёт в своих воспоминаниях по жизни кроме речки?

Как вы понимаете 2 последние строки?

Поэт всегда и везде чувствует свою сопричастность к родным местам. И эта связь бессмертна т.к это память сердца, память души.

Выразительное чтение

Наступил самый ответственный момент. Самостоятельно готовитесь к выразительному чтению.

Кто готов представить свою работу?

Читают дети

Работа с иллюстрацией

Найдите в стихотворении строки, созвучные этому пейзажу.

А эта?  (слайд) (слайд) (слайд)

Беседа

Своё стихотворение Н. М. Рубцов посвятил деревне, в которой прошло его детство. Всмотритесь внимательно ещё раз в текст: нет ли чего общего в нём с вашей родиной?

У каждого человека есть 2 понятия о Родине.

Это маленькая Родина, где он провёл детство, или большую часть своей жизни и вторая родина – это наша страна – Россия.

Всё что связано с малой Родиной, сохраняется в памяти до самой смерти.

Из таких маленьких, милых сердцу уголков, состоит наша огромная Родина, которую мы должны беречь, крепить, а вы должны хорошо учится чтоб быть достойно сменой своих родителей и учителей.

Стихи Н.М. Рубцова так задушевны и проникновенны, что к многим из них написана музыка.

 Сейчас мы с вами послушаем песню                               « Купавы» на его стихи в исполнении Надежды Кадышевой. После прослушивания вы должны будете ответить на вопрос: О чём эта песня?

 

Слушание 1 и 2 куплетов

О чём эта песня?

Как она поёт радостно или грустно?

Почему грустно?

Почему стихи Рубцова грустные и задушевные?

Последним этапом урока будет музыкальная композиция «Родина моих отцов»

Как только на экране появится фото вашей родины вы должны встать и прочитать своё стихотворение посвящённое своей Родине

Итог

С каким произведением познакомились?

Что больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Н.М.Рубцов "Березы"

Работа по произведениям Н.М.Рубцова помогает создать условия для развития личного видения окружающего мира, речи, навыков выразительного чтения, творческих способностей учащихся , Содействовать воспит...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Пришвин "Моя Родина".

Урок по программе Климановой расчитан на детей с ОВЗ 7 вида....

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"...

Конспект урока по литературному чтению Н.М.Рубцов "Сентябрь"

Конспект урока по литературному чтению Н.М.Рубцов "Сентябрь"...

Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс...