Конспект урока литературного чтения "Н.М. Рубцов "Сентябрь" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Личностные:
· способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
· проводить самооценку своих действий;
· развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "Н.М. Рубцов "Сентябрь" (УМК "Школа России", 4 класс) | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:15.04.2020 г. ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош ФИ студента: Бобровникова А.,45 гр.
Класс: 4 ФИО руководителя практики: Боева С.З
Кабинет: 4
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Н.М Рубцов «Сентябрь»
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой - рифмованное начало урока. | 1-2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствуют учителя. | Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Актуальность знаний и мотивация Словесный метод – беседа. | 4-5 мин. | - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь) - С произведениями каких писателей познакомились? ( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин) - О чём эти произведения? (о природе, временах года) Проверка домашнего задания: чтение стихотворения выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето». | Отвечают на вопросы учителя. Поэтическая тетрадь. О природе, временах года. Читают стихотворение выразительно. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3. Постановка учебной задачи Словесный метод – беседа. Практический метод – работа с книгой | 4- 5 мин. | -Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег. - А мы с вами отправимся в гости к осени. - С какого месяца начинается осень? -Что происходит в это время в природе? - Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119. - Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. - Какие его произведения вам знакомы? - Что вы знаете об этом поэте? - Сформулируйте тему и цель урока. | Слушают учителя. С сентября. «Сентябрь». Формулируют тему и цель урока. | Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план. Познавательные: формулировать проблемы. |
4. Открытие нового знания Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем. Практический метод – работа с произведением. | 7- 8 мин. | Рассказ о творчестве поэта. – Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 Учитель читает стихотворение. - Как я прочитала это стихотворение? - А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения). - Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта? | Внимательно слушают рассказ учителя о творчестве поэта. С интонацией восхищения. С интонацией и чувством восхищения. | Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. |
5. Первичное закрепление во внешней речи Практический метод – анализ стихотворения. Словесный метод – фронтальная беседа. Практический метод - работа со стихотворением. Практический метод – анализ стихотворения. Словесный метод – фронтальная беседа. Практический метод - работа со стихотворением. | 5- 7 мин. | Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь» • Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».) • Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.) - Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта. • Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.) • Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.) • Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.) • Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.) • Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.) • Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.) • Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.) • Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.) • Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.) Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись. Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С. • Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.) • Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.) • Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.) | Анализируют стихотворение по вопросам учителя. Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные. Красоте осени и покою, который она несет. Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны. В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. Сравнение. Олицетворение. С. Октябрь. Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод - словарная работа. Практический метод – выборочное чтение. | 10 - 13 мин. | — Подберите синонимы к словам: КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.) НАСТУПИЛ- (настал). ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)). — Подберите антонимы к словам: КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный). РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь). — Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.) — Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу». — Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять? | Подбирают синонимы к словам. Подбирают антонимы к словам. Объясняют слова поэта. Выборочное чтение. | Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы |
7. Включение в систему знаний Практический метод –чтение стихотворения | 2 - 3 мин. | Выразительное чтение стихотворения учащимися. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. | Познавательны: применять свои знания. |
8. Рефлексия деятельности Аналитический метод – цветотехника. | 1-2 мин. | - Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов. - Что самое интересное запомнилось про автора? - Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились? | Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: анализировать собственную работу. |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
- На данный урок детям был отправлен видео-урок для самостоятельного изучения темы.
- Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
• Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта?
• Что, кроме слов, передает радость?
- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.
• Чему же так радуется поэт?
• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения?
• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду?
• Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким?
• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником?
• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней?
• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях?
• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием?
• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске?
• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)
• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне?
• Будет ли в октябре так же радостно поэту.
- Подберите к данным словам синонимы и запишите их в тетрадь:
Краткий-
Наступил-
Желать-
Радуясь-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Еще про мальку" 3 класс, Школа России
Литературное чтение...
Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).
Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...