Урок литературного чтения по теме: С, Д. Дрожжин "Родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гончарова Ирина Геннадьевна

Познакомить детей с новым произведением С. Д. Дрожжина "Родине". Воспитывать через произведение чувство патриотизма, гордости за свою родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drozhzhin_rodine.docx31.43 КБ
Файл drozhzhin_rodine.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»

Цель:

1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;

2.углублять  и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;

Задачи:

1.познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине»;

2.учить анализировать  литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения;

3.развивать способности эмоционально откликаться на  события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения;

4.формировать универсальные учебные действия;

5.воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину;

Оборудование:

плакаты с пословицами, слайдовые презентации, карточки для словарной работы, памятки, словарь Ожегова, выставка книг, сочинение, модель дерева и листья к рефлексии

                             Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь

2 Аутогенная  тренировка

- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю  всем настроиться  на урок,  сесть  поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

-И пусть этот урок принесёт нам только  радость!

3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной

1)Вдох носом, выдох через рот (2р)

2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

-Настроились на урок? - И  сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите  нашу презентацию

СЛАЙД №1

-Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)

-Это тема нашего урока.

-А какие цели мы поставим перед собой  на этом уроке, зная уже тему нашего урока.

1.Познакомимся с новым произведением о родине.

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». ---    Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?

2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.

4.Повторение

-Молодцы, я с вами согласна.-Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)

-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?

(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!

-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)

-Давайте ещё раз вспомним, что же  это такое. Посмотрите на слайд.

Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами

Сравнение-

Эпитеты-

-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок

5.Первичное восприятие

-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием  Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

-Давайте зачитаем их  вместе, хором.

«Во всей тебе и мощь видна,        

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой» 

-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением  Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту  я, а вы его  очень внимательно прослушайте.  Готовы?

 - А теперь  скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

-А кто из вас уловил настроение этого произведения?  Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно)  - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения

6.Физ. минутка

-Устали?  Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной. -Встали! Посмотрите внимательно по сторонам, в классе у нас размещены пословицы . -Вы их должны найти и зачитать, а кому неудобно,  плохо видно, тот может подойти ближе

1.Человек без родины, что соловей  без песни.

2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

4.Своя земля и в горсти мила.

5.Тот герой, кто за Родину горой.

6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

-Ребята,  а что объединяет все  эти пословицы? (они все о Родине)

7.Повторное чтение

- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте  это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.

-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - привлекательный

среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень

- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение?  И что было главным  в нём? А чтобы вам было  легче, вы можете обсудить  свои ответы в парах. (гордость,  восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…

8.Составление схемы

- Давайте ещё раз обратимся к этому  стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме  «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в  этом стихотворении. Работаете самостоятельно.  А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны!  (делятся на 6 групп)

- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте.  (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд

Слайд №2

9.Словарная работа

- Ну а мы дальше  с вами продолжаем свою исследовательскую работу. - Сейчас вам предстоит выяснить значение  этих  выделенных на схеме слов. -А поможет нам в этом наш постоянный помощник ?  - это  толковый словарь Ожегова.

-Разделитесь на 6 групп, каждая  группа по порядку  берёт  по одному слову, находит  его значение и зачитывает. Всё работаем!  - Кто первый выполнит,  зачитывает нам свой ответ.

-Слушаем.  - МОЛОДЦЫ!

- А  вот я ребята, особо хочу выделить слово СВЯТОСТЬ.

-Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. А знакомо вам слово молитва? Какие молитвы вы знаете? (молитва Господу, Божьей Матери, Святым) А для чего нужны молитвы? (чтобы просить у Святых  о здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии)  А где нужно молиться?  И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью

СЛАЙД № 3

10.Отработка выразительности чтения.

-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

-Давайте хорошенько подумаем и определим,  а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение?     (радостно, торжественно, громко, трогательно) 

-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это  стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика)  - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы  их внимательно слушаем .

- Прослушав чтение  этого стихотворения нашими ребятами,  скажите, смогли  ли  они передать состояние  души поэта?  Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами?  И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

11.Закрепление по теме «Родина».

-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)

-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы.  - А если мы мысленно  с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы  ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)  - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые  ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота,  дружба, Отечество, Россия)

- А теперь подберите однокоренные слова к  этому слову (родной, родственник, род, родина)

-Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса  «С чего начинается Родина»  -в ней мы найдём ответ на наш вопрос

СЛАЙД №4

- И  к этому уроку ребята подготовили  свои сочинения на тему: «Моя малая Родина»  - Давайте послушаем.

- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5».  Ребята, а вы согласны с моей оценкой?

12.Составление синквейна.

-А сейчас у вас новое задание. - Вам надо  разделиться на 3 группы и составить  синквейн.

 -Вспомните  - это инструмент для определения своего отношения к проблеме.

-Работаем, дружно и быстро. Внимательно слушаем задание. У вас  на столах лежат листы,  где 1 строкой будет ключевое слово по теме РОДИНА

2 строка –  надо подобрать 2 прилагательных, характеризующих основное слово

1гр.-  красивая, родная

2гр. – любимая, приветливая

3гр. – доброжелательная, величественная

3 строка  3 глагола подобрать

1гр.- любит, защищает, заботится

2гр. – охраняет, радует, чтит

3гр. – восторгает, бережёт, уважает

4 строка -  краткое выражение по теме  (пригодятся пословицы из физ. минутки)

1гр. – Родина у всех одна.

2гр. – Нет ничего краше Родины.

3гр. – Радуюсь своей Родине.

5 строка – синоним к слову Родина

1гр. – Отечество

2гр. – Отчизна

3гр. – родной край

- Задание всем понятно? Работаем очень дружно, время пошло, будьте внимательны!

-Кто выполнил, выходите, для того чтобы защитить свою работу

-А теперь ребята, оцените работы других групп.

13.Дача домашнего задания

- Сегодня  на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?

-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»

- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание -  о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)

14.Рефлексия

-Наш урок подходит к концу.  И я хотела бы узнать, что особенно запомнилось вам на нашем уроке? (сочинения ребят, песня Бернеса, искать пословицы, чтение стих А. Морозова составление синквейна)

- А что  нового вы узнали  сегодня? О чём ещё хотели бы узнать?  ( познакомились со стихотворением Дрожжина «Родине»,  узнали о самом писателе,  больше узнали от наших ребят об  их малой родине,   а я ещё больше хочу узнать всё, что связано со словом Родина)

-А  кто из вас знает, что является символом России? (белоствольная берёза)  А вы  все знали об этом? )

-Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из  вас имеется по 2 листочка -  зелёный и жёлтый. -Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

-Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

-Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы закончили наш  урок?  (называют разные, а один ученик скажет:  «Нет ничего краше, чем Родина наша» - Вот этой пословицей мы и закончим наш урок,  а этот осенний пейзаж  я сфотографировала у нас  на реке Урал, какая красота! Правда?

 - Ребята,  огромное спасибо вам за работу.

                                               Сочинение

                             Моя малая Родина

                                                                            Любовь к Родине сильнее смерти

Казахстан – это моя Родина. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами, которые трудно ещё где – нибудь  встретить. Каждый листочек, травинка какого – либо растения наполнит твои лёгкие самым разным ароматом. Столько запахов, что все их просто не запомнить, не передать. Запоминаются только те, рождённые вместе  с тобой на твоей Родине. Актюбинск – это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля  Казахстана.

И на последок я хочу  добавить: «Сколько бы не писали про Актюбинск, это будет ничто, по сравнению с тем, что испытываю я к этой частички моей малой Родины» И всё это касается не только моей Родины, где я родился, но и той большой  под названием Россия.

                                        Сочинение

                           Моя малая родина

                                                                                                                  Во всей тебе и мощь видна,

                                                                                                                 И сила с красотой. Недаром

                                                                                                               ты и названа великой и святой

                                                                                                                                              С. Дрожжин

У каждого человека есть своя родина. У  одних – это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её  одинаково. Некоторые уезжают в другие  города, страны, но, ни что  не заменит родину. И желание вернуться в родные края  не пропадает.

У меня есть своё излюбленное местечко- это бабушкин домик в деревне Жёлтое. С него уже осыпается побелка, прогнулись ставни, но он продолжает согревать нас  своим теплом, льющимся из старой печки. На этом островке начался наш род – род Филатовых. Я считаю его своей родиной. Я очень люблю те дни и вечера, когда вся наша большая семья собирается в стареньком, но таком родном доме. Я очень люблю ходить к реке, мне кажется, что природа слушает и понимает меня, она хороший слушатель. Нет ничего прекраснее этого уголка в России. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперёд.   И мы растём, взрослеем, но малую родину – бабушкин домик – я никогда не забуду, я буду любить, и чтить её до самых последних дней своей жизни. И постараюсь эту любовь передать своим детям.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»

Цель:

1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;

2.углублять  и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;

Задачи:

1.познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине»;

2.учить анализировать  литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения;

3.развивать способности эмоционально откликаться на  события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения;

4.формировать универсальные учебные действия;

5.воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину;

Оборудование:

плакаты с пословицами, слайдовые презентации, карточки для словарной работы, памятки, словарь Ожегова, выставка книг, сочинение, модель дерева и листья к рефлексии

                             Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь

2 Аутогенная  тренировка

- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю  всем настроиться  на урок,  сесть  поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

-И пусть этот урок принесёт нам только  радость!

3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной

1)Вдох носом, выдох через рот (2р)

2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

-Настроились на урок? - И  сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите  нашу презентацию

СЛАЙД №1

-Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)

-Это тема нашего урока.

-А какие цели мы поставим перед собой  на этом уроке, зная уже тему нашего урока.

1.Познакомимся с новым произведением о родине.

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». ---    Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?

2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.

4.Повторение

-Молодцы, я с вами согласна.-Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)

-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?

(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!

-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)

-Давайте ещё раз вспомним, что же  это такое. Посмотрите на слайд.

Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами

Сравнение-

Эпитеты-

-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок

5.Первичное восприятие

-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием  Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

-Давайте зачитаем их  вместе, хором.

«Во всей тебе и мощь видна,        

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой» 

-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением  Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту  я, а вы его  очень внимательно прослушайте.  Готовы?

 - А теперь  скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

-А кто из вас уловил настроение этого произведения?  Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно)  - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения

6.Физ. минутка

-Устали?  Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной. -Встали! Посмотрите внимательно по сторонам, в классе у нас размещены пословицы . -Вы их должны найти и зачитать, а кому неудобно,  плохо видно, тот может подойти ближе

1.Человек без родины, что соловей  без песни.

2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

4.Своя земля и в горсти мила.

5.Тот герой, кто за Родину горой.

6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

-Ребята,  а что объединяет все  эти пословицы? (они все о Родине)

7.Повторное чтение

- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте  это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.

-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - привлекательный

среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень

- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение?  И что было главным  в нём? А чтобы вам было  легче, вы можете обсудить  свои ответы в парах. (гордость,  восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…

8.Составление схемы

- Давайте ещё раз обратимся к этому  стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме  «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в  этом стихотворении. Работаете самостоятельно.  А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны!  (делятся на 6 групп)

- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте.  (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд

Слайд №2

9.Словарная работа

- Ну а мы дальше  с вами продолжаем свою исследовательскую работу. - Сейчас вам предстоит выяснить значение  этих  выделенных на схеме слов. -А поможет нам в этом наш постоянный помощник ?  - это  толковый словарь Ожегова.

-Разделитесь на 6 групп, каждая  группа по порядку  берёт  по одному слову, находит  его значение и зачитывает. Всё работаем!  - Кто первый выполнит,  зачитывает нам свой ответ.

-Слушаем.  - МОЛОДЦЫ!

- А  вот я ребята, особо хочу выделить слово СВЯТОСТЬ.

-Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. А знакомо вам слово молитва? Какие молитвы вы знаете? (молитва Господу, Божьей Матери, Святым) А для чего нужны молитвы? (чтобы просить у Святых  о здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии)  А где нужно молиться?  И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью

СЛАЙД № 3

10.Отработка выразительности чтения.

-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

-Давайте хорошенько подумаем и определим,  а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение?     (радостно, торжественно, громко, трогательно) 

-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это  стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика)  - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы  их внимательно слушаем .

- Прослушав чтение  этого стихотворения нашими ребятами,  скажите, смогли  ли  они передать состояние  души поэта?  Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами?  И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

11.Закрепление по теме «Родина».

-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)

-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы.  - А если мы мысленно  с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы  ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)  - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые  ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота,  дружба, Отечество, Россия)

- А теперь подберите однокоренные слова к  этому слову (родной, родственник, род, родина)

-Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса  «С чего начинается Родина»  -в ней мы найдём ответ на наш вопрос

СЛАЙД №4

- И  к этому уроку ребята подготовили  свои сочинения на тему: «Моя малая Родина»  - Давайте послушаем.

- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5».  Ребята, а вы согласны с моей оценкой?

12.Составление синквейна.

-А сейчас у вас новое задание. - Вам надо  разделиться на 3 группы и составить  синквейн.

 -Вспомните  - это инструмент для определения своего отношения к проблеме.

-Работаем, дружно и быстро. Внимательно слушаем задание. У вас  на столах лежат листы,  где 1 строкой будет ключевое слово по теме РОДИНА

2 строка –  надо подобрать 2 прилагательных, характеризующих основное слово

1гр.-  красивая, родная

2гр. – любимая, приветливая

3гр. – доброжелательная, величественная

3 строка  3 глагола подобрать

1гр.- любит, защищает, заботится

2гр. – охраняет, радует, чтит

3гр. – восторгает, бережёт, уважает

4 строка -  краткое выражение по теме  (пригодятся пословицы из физ. минутки)

1гр. – Родина у всех одна.

2гр. – Нет ничего краше Родины.

3гр. – Радуюсь своей Родине.

5 строка – синоним к слову Родина

1гр. – Отечество

2гр. – Отчизна

3гр. – родной край

- Задание всем понятно? Работаем очень дружно, время пошло, будьте внимательны!

-Кто выполнил, выходите, для того чтобы защитить свою работу

-А теперь ребята, оцените работы других групп.

13.Дача домашнего задания

- Сегодня  на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?

-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»

- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание -  о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)

14.Рефлексия

-Наш урок подходит к концу.  И я хотела бы узнать, что особенно запомнилось вам на нашем уроке? (сочинения ребят, песня Бернеса, искать пословицы, чтение стих А. Морозова составление синквейна)

- А что  нового вы узнали  сегодня? О чём ещё хотели бы узнать?  ( познакомились со стихотворением Дрожжина «Родине»,  узнали о самом писателе,  больше узнали от наших ребят об  их малой родине,   а я ещё больше хочу узнать всё, что связано со словом Родина)

-А  кто из вас знает, что является символом России? (белоствольная берёза)  А вы  все знали об этом? )

-Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из  вас имеется по 2 листочка -  зелёный и жёлтый. -Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

-Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

-Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы закончили наш  урок?  (называют разные, а один ученик скажет:  «Нет ничего краше, чем Родина наша» - Вот этой пословицей мы и закончим наш урок,  а этот осенний пейзаж  я сфотографировала у нас  на реке Урал, какая красота! Правда?

 - Ребята,  огромное спасибо вам за работу.

                                               Сочинение

                             Моя малая Родина

                                                                            Любовь к Родине сильнее смерти

Казахстан – это моя Родина. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами, которые трудно ещё где – нибудь  встретить. Каждый листочек, травинка какого – либо растения наполнит твои лёгкие самым разным ароматом. Столько запахов, что все их просто не запомнить, не передать. Запоминаются только те, рождённые вместе  с тобой на твоей Родине. Актюбинск – это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля  Казахстана.

И на последок я хочу  добавить: «Сколько бы не писали про Актюбинск, это будет ничто, по сравнению с тем, что испытываю я к этой частички моей малой Родины» И всё это касается не только моей Родины, где я родился, но и той большой  под названием Россия.

                                        Сочинение

                           Моя малая родина

                                                                                                                  Во всей тебе и мощь видна,

                                                                                                                 И сила с красотой. Недаром

                                                                                                               ты и названа великой и святой

                                                                                                                                              С. Дрожжин

У каждого человека есть своя родина. У  одних – это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её  одинаково. Некоторые уезжают в другие  города, страны, но, ни что  не заменит родину. И желание вернуться в родные края  не пропадает.

У меня есть своё излюбленное местечко- это бабушкин домик в деревне Жёлтое. С него уже осыпается побелка, прогнулись ставни, но он продолжает согревать нас  своим теплом, льющимся из старой печки. На этом островке начался наш род – род Филатовых. Я считаю его своей родиной. Я очень люблю те дни и вечера, когда вся наша большая семья собирается в стареньком, но таком родном доме. Я очень люблю ходить к реке, мне кажется, что природа слушает и понимает меня, она хороший слушатель. Нет ничего прекраснее этого уголка в России. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперёд.   И мы растём, взрослеем, но малую родину – бабушкин домик – я никогда не забуду, я буду любить, и чтить её до самых последних дней своей жизни. И постараюсь эту любовь передать своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...