Практические достижения профессиональной деятельности
методическая разработка по чтению

Салова Ирина Юрьевна

Практические достижения  профессиональной деятельности. Тема:

«Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения как основа развития младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.prakticheskie_dostizheniya_profes.deyat_.docx96.4 КБ

Предварительный просмотр:

Практические достижения  профессиональной деятельности.

Тема:

«Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения как основа развития младших школьников»

Слайд 1.Визитная карточка

Слайд 2. Тема презентации

    Тему моей презентации вы видите на слайде   ( «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения как основа развития младших школьников»)

      В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Об этом с тревогой говорят педагоги и родители.  Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

      С этой проблемой я столкнулась, набрав четыре года назад первый класс. После занятий в "Школе будущего первоклассника" дети  пришли не все читающие, но качество чтения у них улучшалось  медленно. Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ выбора темы формирования у учащихся начальной школы ключевых читательских компетенций, которые  составляют основу умения учиться.  Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Слайд 3. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

    Над проблемой детского чтения  работали и работают многие отечественные учёные, психологи и методисты. Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении методиста В.А. Флёрова «Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то чувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги.

      Личный вклад состоит в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы и в определении методических и организационно-педагогических условий.

Слайд 4. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

           Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетентности, в основе которой лежит такая читательская деятельность, при которой обучающийся способен не только усваивать содержание, но и  находить нужную информацию, осмысливать её и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

     Но в современном обществе чтение выступает только как  один из способов получения информации  наряду с телевидением и компьютеризацией. К тому же наблюдается снижение интереса к чтению и кризис читательского развития  в возрасте 7 - 9 лет.

              Несовпадение этих позиций указывает на существующие противоречия, которые я           в своей практике и пытаюсь разрешить.

Слайд 5.  Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

      Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере знаний.

Л.С. Выготский считал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею».

  Этого невозможно достичь без соблюдения ряда принципов.

  • Природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет;
  • преемственности и перспективности, подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;
  • интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
  • коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;
  • интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;
  • вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.  

     Образовательные технологии и ведущие идеи учёных - теоретиков так же выступают в качестве механизмов, посредством которых происходит решение проблемы.

Слайд 6. Цель и задачи педагогической деятельности

    Таким образом, целью моей  работы является: (     ) , которую я достигаю через решение следующих  задач, они представлены на слайде.

Слайд 7. Ведущая педагогическая идея.

    Ведущей педагогической идеей является использование продуктивных форм педагогической деятельности,  при которых при систематической целенаправленной  работе  формируется настоящий читатель.

Слайд 8.  Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

    Чтобы младшие школьники стали читателями, необходима правильная организация деятельности. В основу своей работы я взяла теорию формирования правильной читательской деятельности Н.Н. Светловской.

   На первом  этапе: работа с текстом до чтения: антиципация.

Гиперссылка.

До начала чтения  провожу речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата, оперативного поля чтения, зрительного восприятия, внимания к слову, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

Прочитав название произведения и фамилию автора, вместе с детьми предугадываем,  прогнозируем, определяем  смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.

Слайд 8.  Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

На втором этапе провожу работу во время чтения текста.

Гиперссылка.

Здесь считаю уместными и обязательными  работу с незнакомыми или непонятными словами, обучение разным видам чтения (вслух и про себя, ознакомительное, поисковое, просмотровое, углублённое). Заметила, что чтение становится более осознанным, если дети получают задание придумать вопросы для одноклассников по прочитанному. Обязательно во время чтения обращаюсь к чувствам, эмоциональному настрою  своих учеников:

- Как вы думаете, что переживает герой рассказа в этот момент?

- Как бы поступили вы, если бы оказались на месте героя?

- Что бы посоветовали герою, если бы оказались рядом? и т.д.

И, конечно, прочитав произведение, мы выявляем совпадения или несовпадения наших первоначальных предположений  о прочитанном.

Очень нравится моим ученикам такой приём, как разговор с писателем, направленный на поиск, выделение идеи, основной мысли произведения. Этот приём проводится в групповой или парной форме работы. Одна группа придумывает вопросы, которые хотели бы задать писателю, другая может предложить ответы на них, третья придумывает вопросы от писателя к детям.

Слайд 8.  Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

На третьем этапе проходит очень важная, на мой взгляд, работа с текстом после чтения.

Гиперссылка.

На этом этапе использую такие приёмы:

 *Беседы – дискуссии (коллективное обсуждение прочитанного)

* Творческие задания ( ролевое чтение, инсценирование и  драматизация,  иллюстрирование произведений, устное словесное рисование, конкурсы чтецов)

* Работа с текстом ( составление плана текста,  обучение разным видам пересказов - подробный, сжатый, краткий, творческий;  создание своих произведений - придумай продолжение истории, сочини свою сказку, загадку и т.д.)

* На этом этапе создаётся благодатная почва для формирования различных УУД  с помощью специальных приемов и заданий:

- Сравни тексты, средства художественной выразительности, используемые разными авторами, поступки разных героев ;

- Ученикам приходится выполнять анализ художественных текстов (анализ развития действия анализ художественного образа, лексический анализ)

* Литературные конкурсы и викторины

* Ведение читательских дневников

* Библиотечные уроки

* Работа со справочной литературой, словарями ( например, для поиска дополнит. информ. об авторе )

Слайд 12.

Заинтересовалась недавно и буду осваивать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.)

                

Слайд 13. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

   Изучив все материалы, я разработала свою систему работы по формированию читат. компетенций,  в которой все технологии обучения,  методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений, дают хороший результат, когда  они применяются  в комплексе,  систематически и планомерно. Эта система представлена  на слайде.

Слайд 14. Результативность профессиональной практической деятельности и достигнутые эффекты

Достигнутые результаты представлены на сравнительных диаграммах.

Повышение высокого и среднего уровня школьной мотивации на 26 и 16 %% соответственно свидетельствует о готовности ребёнка выполнять требования школы. В школе ему комфортно.

Слайд 15. Результативность профессиональной практической деятельности и достигнутые эффекты

    На представленном слайде видна положительная динамика формирования навыков чтения за два года обучения.

Слайд 16. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Опытом моей работы я делилась с коллегами т.к формирование чит. компетенц. является обязательным требованием к ФГОС НОО. Для привлечения внимания к этой проблеме провела родит. собр. Теперь большинство родителей - мои сторонники. Большинство моих учеников любят участвовать в литературных и творческих конкурсах, не боятся выступать со сцены.

Формирование компетентного  читателя – это кропотливая целенаправленная работа, которая обязательно принесёт результаты при определённых условиях: заинтересованности в этом учителя, поддержке родителей.

Слайд 17. Литература

Используемая при работе литература представлена на слайде.

Под ключевыми компетентностями в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях) [7, с.141]. Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

G:\Новая папка\конфуций.jpg

Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание применения личностно — ориентированных технологий в практической профессиональной деятельности.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности....

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Применение современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя.

В этом материале  перечислены современные образовательные технологий и методики, которые можно использова  в практической профессиональной деятельности учителя на уроках....

Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  ...

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели...

I. ИНФОРМАЦИЯ об образовательных технологиях, используемых педагогом в практической профессиональной деятельности

Информацияоб образовательных технологиях, используемых педагогом в практической профессиональной деятельности...