Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
статья на тему
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий. Именно поэтому на каждом уроке проявляется результативность педагогической технологии как системы личностных и инструментальных средств учителя, используемых для достижения педагогических целей.
В своей практике использую следующие педагогические технологии:
Технология проблемного диалога
Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания.
Вариантами возникновения проблемных ситуаций являются:
- Несоответствие между имеющимися у детей знаниями, и теми, которые требуются для ее решения;
- Необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи;
- Противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.
Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.
- Столкнуть противоречия в практической деятельности.
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций.
- Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- Предложить проблемные теоретические и практические задания.
- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
А также с видами проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках:
- Ситуация неожиданности. Данные ситуации создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
- Ситуация неопределённости. Они возникают, когда учащимся предлагаю задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа.
- Ситуация конфликта. Данная ситуация возникает при наличии противоречий. Причём противоречия могут быть разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
- Ситуация опровержения. Они создаются, когда учащимся предлагаю доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа.
- Ситуация предположения. Данные ситуации создаются, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения или предполагается существование какого-либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями.
Побуждающий диалог.
Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Русский язык
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова».
На доске записаны слова:
сасна – сосна
марской – морской
сава – сова
- Прочитайте эти пары слов. Поставьте ударение.
- Почему слова записаны парами? (Мы предполагаем, что какие-то слова записаны верно, а какие-то нет)
- Почему запись слов вызвала затруднения? (Не знаем, как правильно написать эти слова.)
- В какой части слова правописание гласной вызвало затруднение? (В корне)
- Какова тема урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
Математика
Тема урока: «Единицы объема».
На доске карточки с опорными словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем.
- Разбейте слова на две группы.
Длина линейка сантиметр.
Масса весы килограмм.
- Докажите свой выбор. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.)
- Почему слово объем не отнесли ни к одной группе? (Не знакомы с этим словом.)
- Какова тема урока? (Объем и единицы его измерения.)
Проблемное обучение формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Технология продуктивного чтения
Этапы работы с текстом с позиции структуры читательской деятельности:
- Работа с текстом до чтения – антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока.
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.
- Работа с текстом во время чтения –
Первичное чтение. Выявление первичного восприятия.
Перечитывание текста. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.)
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста.
По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
- Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача учителя – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
Смысловая беседа по тексту. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками. Сведения о биографии автора, об истории создания произведения.
Повторное обращение к заглавию произведения, к иллюстрациям.
Вопросы по иллюстрации: «Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?» Выполнение творческих заданий: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», «Составь план», «Докажи, что…». Составление диафильма, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Проектная и исследовательская деятельность школьников
Проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
В проектной деятельности развиваются важнейшие общеучебные умения:
- Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
- Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
- Оценочные умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
- Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
- Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; проводить устный опрос.
- Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Активные методы обучения и воспитания учащихся
Активные методы обучения включают учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления, которые позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.
Особенностью активных методов обучения является:
- Групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- Использование системно-деятельностного подхода к обучению;
- Практическая направленность деятельности;
- Игровой и творческий характер обучения;
- Интерактивность учебного процесса;
- Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- Использование знаний и опыта обучающихся;
- Задействование в процессе обучения всех органов чувств;
- Рефлексия процесса обучения его участниками
Характеристика основных активных методов обучения:
Анализ конкретных ситуаций – развивает способность к анализу жизненных ситуаций, определить свое отношение к ситуации и формировать программу действий;
Тренинги – имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;
Разыгрывание ролей – взаимодействие участников игрового занятия посредством проведения дискуссии;
Игровое производственное проектирование – наличие исследовательской проблемы, которую необходимо решить;
Деловые игры – моделирует деятельность путем игры, по заданным правилам;
Проблемная лекция – требует размышления для решения поставленной проблемы;
Проблемный семинар – позволяет выявить уровень знаний в данной области и сформировать интерес к изучаемому предмету;
Тематическая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем;
Мозговой штурм организация мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы, тренажеры, анимационные физминутки и т.д.;
- создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание тестовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером. Самое важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Игровые технологии
Игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно. Именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы.
Игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности.
Являясь ведущей деятельностью, игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
Пример дидактической игры, проведенной во 2 классе.
Окружающий мир
Тема: Объекты живой и неживой природы.
Название игры: Описание состояния природы.
Дидактическая цель: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Игровое правило:
Чтение текста «Хмурое утро»
Неторопливо всходило неяркое солнце. Небо хмурилось. Дул сердитый ветер. Он подгонял и подгонял быстро бегущие по небу облака. Вскоре пошел грустный дождик. А потом с пригорка, тихонько журча, побежал мутный ручеек.
Нарисовать описанную в рассказе картину природы именно так, как говорит автор.
Игровое действие.
Учитель дает пояснение, а дети рисуют.
Раз сказано, что солнце всходит, значит, видимо, у него есть ноги, чтобы взбираться вверх. Ученик рисует Солнце с ногами. Чтобы показать, как хмурится Небо, нужно нарисовать лоб, брови, глаза. Ветер, который сердито дует, должен иметь грозные глаза и надутые щеки. «Бегущие» Облака с маленькими ножками. Дождь - с длинными ногами. Бегущий с пригорка ручеек вроде сороконожки.
Получается забавная картина. Обычный, даже скучноватый рассказ превратился в сказку.
Здоровьесберегающие технологии
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-198642-1360675056.jpg)
Владение современными образовательными технологиями.
Современные образовательные технологии: ИКТ и здоровьесберегающая технология. Их использование лаконично представлено в таблицах....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/25/picture-447448-1561447790.jpg)
Применение современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя.
В этом материале перечислены современные образовательные технологий и методики, которые можно использова в практической профессиональной деятельности учителя на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615487-1427629141.jpg)
Письменный отчёт о профессиональной деятельности «Владение современными образовательными технологиями»
Данный документ поможет узнать о:Применение современных образовательных технологийПрименение цифровых образовательных ресурсов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-876804-1705592986.jpg)
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности
В таблице представлены описания педагогических технологий, применяемых в профессиональной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-848421-1479133217.jpg)
Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС
Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-71959-1389204662.jpg)
Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Столбовская средняя общеобразовательная школаЧеховского г.о. Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов на...