Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
статья на тему
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladenie_sovremennymi_obrazovatelnymi_tehnologiyami.docx | 264.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий. Именно поэтому на каждом уроке проявляется результативность педагогической технологии как системы личностных и инструментальных средств учителя, используемых для достижения педагогических целей.
В своей практике использую следующие педагогические технологии:
Технология проблемного диалога
Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания.
Вариантами возникновения проблемных ситуаций являются:
- Несоответствие между имеющимися у детей знаниями, и теми, которые требуются для ее решения;
- Необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи;
- Противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.
Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.
- Столкнуть противоречия в практической деятельности.
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций.
- Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- Предложить проблемные теоретические и практические задания.
- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
А также с видами проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках:
- Ситуация неожиданности. Данные ситуации создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
- Ситуация неопределённости. Они возникают, когда учащимся предлагаю задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа.
- Ситуация конфликта. Данная ситуация возникает при наличии противоречий. Причём противоречия могут быть разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
- Ситуация опровержения. Они создаются, когда учащимся предлагаю доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа.
- Ситуация предположения. Данные ситуации создаются, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения или предполагается существование какого-либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями.
Побуждающий диалог.
Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Русский язык
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова».
На доске записаны слова:
сасна – сосна
марской – морской
сава – сова
- Прочитайте эти пары слов. Поставьте ударение.
- Почему слова записаны парами? (Мы предполагаем, что какие-то слова записаны верно, а какие-то нет)
- Почему запись слов вызвала затруднения? (Не знаем, как правильно написать эти слова.)
- В какой части слова правописание гласной вызвало затруднение? (В корне)
- Какова тема урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
Математика
Тема урока: «Единицы объема».
На доске карточки с опорными словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем.
- Разбейте слова на две группы.
Длина линейка сантиметр.
Масса весы килограмм.
- Докажите свой выбор. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.)
- Почему слово объем не отнесли ни к одной группе? (Не знакомы с этим словом.)
- Какова тема урока? (Объем и единицы его измерения.)
Проблемное обучение формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Технология продуктивного чтения
Этапы работы с текстом с позиции структуры читательской деятельности:
- Работа с текстом до чтения – антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока.
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.
- Работа с текстом во время чтения –
Первичное чтение. Выявление первичного восприятия.
Перечитывание текста. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.)
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста.
По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
- Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача учителя – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
Смысловая беседа по тексту. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками. Сведения о биографии автора, об истории создания произведения.
Повторное обращение к заглавию произведения, к иллюстрациям.
Вопросы по иллюстрации: «Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?» Выполнение творческих заданий: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», «Составь план», «Докажи, что…». Составление диафильма, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Проектная и исследовательская деятельность школьников
Проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
В проектной деятельности развиваются важнейшие общеучебные умения:
- Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
- Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
- Оценочные умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
- Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
- Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; проводить устный опрос.
- Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Активные методы обучения и воспитания учащихся
Активные методы обучения включают учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления, которые позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.
Особенностью активных методов обучения является:
- Групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- Использование системно-деятельностного подхода к обучению;
- Практическая направленность деятельности;
- Игровой и творческий характер обучения;
- Интерактивность учебного процесса;
- Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- Использование знаний и опыта обучающихся;
- Задействование в процессе обучения всех органов чувств;
- Рефлексия процесса обучения его участниками
Характеристика основных активных методов обучения:
Анализ конкретных ситуаций – развивает способность к анализу жизненных ситуаций, определить свое отношение к ситуации и формировать программу действий;
Тренинги – имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;
Разыгрывание ролей – взаимодействие участников игрового занятия посредством проведения дискуссии;
Игровое производственное проектирование – наличие исследовательской проблемы, которую необходимо решить;
Деловые игры – моделирует деятельность путем игры, по заданным правилам;
Проблемная лекция – требует размышления для решения поставленной проблемы;
Проблемный семинар – позволяет выявить уровень знаний в данной области и сформировать интерес к изучаемому предмету;
Тематическая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем;
Мозговой штурм организация мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы, тренажеры, анимационные физминутки и т.д.;
- создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание тестовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером. Самое важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Игровые технологии
Игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно. Именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы.
Игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности.
Являясь ведущей деятельностью, игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
Пример дидактической игры, проведенной во 2 классе.
Окружающий мир
Тема: Объекты живой и неживой природы.
Название игры: Описание состояния природы.
Дидактическая цель: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Игровое правило:
Чтение текста «Хмурое утро»
Неторопливо всходило неяркое солнце. Небо хмурилось. Дул сердитый ветер. Он подгонял и подгонял быстро бегущие по небу облака. Вскоре пошел грустный дождик. А потом с пригорка, тихонько журча, побежал мутный ручеек.
Нарисовать описанную в рассказе картину природы именно так, как говорит автор.
Игровое действие.
Учитель дает пояснение, а дети рисуют.
Раз сказано, что солнце всходит, значит, видимо, у него есть ноги, чтобы взбираться вверх. Ученик рисует Солнце с ногами. Чтобы показать, как хмурится Небо, нужно нарисовать лоб, брови, глаза. Ветер, который сердито дует, должен иметь грозные глаза и надутые щеки. «Бегущие» Облака с маленькими ножками. Дождь - с длинными ногами. Бегущий с пригорка ручеек вроде сороконожки.
Получается забавная картина. Обычный, даже скучноватый рассказ превратился в сказку.
Здоровьесберегающие технологии
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владение современными образовательными технологиями.
Современные образовательные технологии: ИКТ и здоровьесберегающая технология. Их использование лаконично представлено в таблицах....
Применение современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя.
В этом материале перечислены современные образовательные технологий и методики, которые можно использова в практической профессиональной деятельности учителя на уроках....
Письменный отчёт о профессиональной деятельности «Владение современными образовательными технологиями»
Данный документ поможет узнать о:Применение современных образовательных технологийПрименение цифровых образовательных ресурсов...
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности
В таблице представлены описания педагогических технологий, применяемых в профессиональной деятельности...
Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС
Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....
Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Столбовская средняя общеобразовательная школаЧеховского г.о. Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов на...