Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
статья по теме

Карпова Тамара Васильевна

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

III Научно-исследовательская учительская конференция

МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)

Тема: «Формирование навыков проектно-исследовательской

деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения

во внеурочной и классной деятельности».

 

Выполнила

  учитель начальных классов

 Карпова Тамара Васильевна

г. Оренбург

                                                    2013г.

Формирование навыков проектно-исследовательской

деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС 2-го поколения

во внеурочной и урочной деятельности.

Доклад.

В рамках ФГОС 2 поколения –

  • Цель проектно-исследовательской деятельности:

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Задачи:

Формирование личностных УУД:

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
  • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

  • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
  • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

  • Сбор, систематизация, хранение, использование информации (Слайд №1)

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Слайд №2)

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи исследовательской деятельности: 

  • Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  • Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  • Обучить основам оформления работ.
  • Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

  

Этапы исследовательской деятельности: 

  • Сформулировать проблему исследования;
  • Выбор темы;
  • Актуальность;
  • Постановка цели и задач;
  • Гипотеза исследования;
  • Организация исследования;
  • Подготовка к защите и защита работы.

Технология формирования исследовательских  умений: 

  • Развитие учебно-логических умений детей;
  • Включение заданий проблемного характера;
  • Проведение уроков-исследований.

                 У – удивление

                 У – удовольствие

                 У – удовлетворение

                 У – успешность

Условия формирования исследовательских умений младших школьников: 

  • Целенаправленность и систематичность;
  • Мотивированность;
  • Творческая среда;
  • Психологический комфорт;
  • Личность педагога;
  • Учет возрастных особенностей

Виды исследований в начальной школе: 

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • По месту проведения: урочные и внеурочные;
  • По времени: кратковременные и долговременные;
  • По теме:  образовательные и социальные.

Группы исследовательских умений младших школьников 

  

  • Организационные
  • Поисковые
  • Информационные
  • Презентационные
  • Оценочные

Дорогу осилит идущий

  • Задавать вопросы
  • Видеть проблемы
  • Наблюдать
  • Экспериментировать
  • Работать с информацией
  • Ошибаться и действовать
  • Оценивать себя

Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

 В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  

Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  -  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким  образом, как отмечает  А.И. Савенков, «проектирование и исследование  -  изначально  принципиально разные  по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

 Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)

 Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

 В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

*развитие  познавательных  умений и навыков учащихся

*умение  ориентироваться в  информационном  пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

     Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

*наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения

*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

*самостоятельную деятельность ученика

*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Примеры тем проектов, которые можно использовать

как во внеурочной деятельности, так и в классной.

 В рамках курса «Математика»

Подтемы

Примеры проектов

Тема: Математические развлечения

  • Игры с числами.        

• Невозможные рисунки.

  • Логические задачи.        

• Магические квадраты.

  • Старинные задачи.        
  •  Фокусы с числами.
  • Логические игры.

Бумажные макеты транспорта,

бумажный домик с мебелью,

конкурс математических развлечений, чемпионат класса по какой-либо логической игре,  математический праздник и др.

Тема: Логические игры

Логические игры в книгах, фильмах,

уголки, крестики-нолики, забытые игры, морской бой, шашки, шахматы, нарды

Книга о логических играх,

чемпионат класса по какой-либо игре, комплекты для игр, стилизованный, оригинальный комплект шахматных фигур, коллекция одежды по шахматным мотивам

Тема: Математика вокруг нас

Числа в пословицах и поговорках.

Нумерация вокруг нас.

Измерения (что меряют, чем меряют).

Единицы измерения в Древней Руси.

Единицы измерения в других странах.

Числа в спорте.

Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии.

Математика в Древнем мире.

Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Макеты зданий из простых геометрических тел.

Конкурс на самый экономный раскрой.

Книга о математике в Древнем мире.

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

Постановка по книге о числах.

Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: Шифры

  • Способы шифрования текстов.
  • Приспособления для шифрования.
  • Шифрование местонахождения.
  • Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
  • Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
  • Передача тайного смысла в картинах.
  • Передача тайного смысла в книгах.
  • Акростихи.
  • Передача тайных посланий с помощью СМИ.

•Знаки в шифровании.

  • Игра «Поиск сокровищ».
  • Конкурс дешифраторов.
  • Создание приспособления для шифрования.
  • Постановка по произведению о шифрах.
  • Обзор способов шифрования.

Тема: Узоры

Узоры в Древней Греции.

  • Узоры в Древнем Риме.
  • Узоры в Древнем Египте.
  • Узоры в Древней Руси.
  • Закономерности в узорах.
  • Узоры на зданиях.
  • Узоры на одежде.
  • Узоры на посуде.
  • Узоры на оружии.
  • Узоры в оформлении книг.
  • Магические узоры.

  • Вышивка с узорами.
  • Энциклопедия узоров.
  • Украшение класса узорами.
  • Демонстрация моделей одежды с узорами.
  • Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
  • Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
  • Исследование: «Узоры в истории нашего края».
  • Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

•        Программа создания узоров на компьютере.

Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Примерные направления проектной деятельности.

Объект исследования: объекты и явления природы

  • Сезонные явления природы
  • Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
  • Погода своего региона
  • Минералы   и    горные   породы своей местности
  • Почвы своей местности
  • Дикорастущие растения  своего региона
  • Культурные растения своего региона
  • Местная экосистема (лес, водоем, луг)
  • Влияние факторов среды на рост и развитие растений
  • Экологические связи в природе

  • Грибы своей местности
  • Местные виды насекомых, птиц
  • Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
  • Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
  • Домашние животные вокруг нас
  • Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Объект исследования: деятельность человека в  природе

  • Хозяйственная деятельность людей в своём регионе
  • Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
  • Загрязнение местных экосистем
  • Правила поведения в экосистеме
  • Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

Природоохранная деятельность человека в своём регионе

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Объект исследования: организм человека.

  • Изменение частоты пульса в течение суток
  • Изменение температуры тела в течение дня.
  • Режим младшего школьника

  • Рациональное питание младшего школьника
  • Источники шума вокруг нас.

Объект исследования: игры народов России и мира.

Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Сезонные игры народов нашего края.

Сезонные игры народов разных регионов России и мира.

Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери )

Объект исследования: семейная культура

Моя родословная

Наш семейный альбом.

Рецепты домашней кухни.

Мир наших увлечений.

Семейные путешествия.

Объект исследования: Россия и мир на карте.

Имена родного края.

История в названиях рек, морей, океанов.

Прошлое в названиях городов России.

Прошлое в названиях городов мира.

Объект исследования: великие люди России и мира.

Чьё имя носит моя улица?

Музей моего земляка.

Памятники города.

Памятники столицы России.

Примеры направлений работы над проектами.

Тема: человек и природа

  • Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
  • Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
  • Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Тема: человек и семья

  • Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
  • Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
  • Пестование младенцев в культуре народов моего края.
  • Традиционные детские игрушки народов моего края.
  • Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
  • Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
  • «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: человек и история

  • Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
  • Героический эпос народов моего края.
  • Исторические песни и предания народов моего края.
  • Мои земляки в истории России.
  • Мои земляки в культуре России.
  • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

 Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»

Тема:   малые  жанры  устного   народного  творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

  • Создание сборника пословиц и поговорок.
  • Создание сборника побасенок.
  • Создание сборника загадок.
  • Викторина.
  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: сказки

•        Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).

  • Герои сказок в лепке.
  • Герои сказок в рисунках.
  • Создание костюмов для сказочных персонажей.
  • Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
  • Создание собственных сказок.
  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: произведения русских поэтов XIX в.

  • Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
  • Создание аудио альбома по произведениям русских поэтов.
  • Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

Тема: никто не забыт, ничто не забыто

  • Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
  • В каких из этих произведений рассказывается о детях?
  • Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
  • Как складывается судьба таких героев?
  • Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  • Создание сборника произведений о войне.
  • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»,

Тема: моя Родина

  • Подготовка сборника произведений о Родине.
  • Создание коллажа «Моя Родина».
  • Подготовка читательской конференции. Темы выступлении

  • Образ Родины в картинах художников.
  • Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
  • Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: былины

  • Организация выставки книг.
  • Создание сборника былин.
  • Подготовка аудиоальбома.

Тема: любимые писатели, герои, произведения

  • Подготовка к параду живых героев.
  • Викторина по произведениям любимых писателей.
  • Драматизация лучших фрагментов книг.
  • Создание сборника любимых произведений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Карпова Тамара Васильевна учитель начальных классов МОАУ «Гимназия №7 » (полного дня) г. Оренбург

Слайд 2

« Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» (Ян Амос Каменский , основоположник дидактики, 17 век.) « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». ( А.Дистервег ) « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег )

Слайд 3

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Слайд 4

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Слайд 5

Задачи исследовательской деятельности: Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании. Обучить основам оформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Слайд 6

Этапы исследовательской деятельности: Сформулировать проблему исследования; Выбор темы; Актуальность; Постановка цели и задач; Гипотеза исследования; Организация исследования; Подготовка к защите и защита работы.

Слайд 7

Технология формирования исследовательских умений: Развитие учебно-логических умений детей; Включение заданий проблемного характера; Проведение уроков-исследований. У – удивление У – удовольствие У – удовлетворение У - успешность

Слайд 8

Условия формирования исследовательских умений младших школьников : Целенаправленность и систематичность; Мотивированность ; Творческая среда; Психологический комфорт; Личность педагога; Учет возрастных особенностей.

Слайд 9

Виды исследований в начальной школе : По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные ; По месту проведения: урочные и внеурочные ; По времени : кратковременные и долговременные ; По теме : образовательные и социальные.

Слайд 10

Группы исследовательских умений младших школьников Организационные Поисковые Информационные Презентационные Оценочные

Слайд 11

Дорогу осилит идущий Задавать вопросы Видеть проблемы Наблюдать Экспериментировать Работать с информацией Ошибаться и действовать Оценивать себя

Слайд 12

Источники информации Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 . http://festival.1september.ru/articles/565054/ http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole http://www.ecosystema.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.Смолка Л.В....