Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
статья по теме
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_navykov_proektno.docx | 37.11 КБ |
formirovanie_navykov_issledovatelskoy_deyatelnosti.pptx | 534.02 КБ |
Предварительный просмотр:
III Научно-исследовательская учительская конференция
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
Тема: «Формирование навыков проектно-исследовательской
деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения
во внеурочной и классной деятельности».
Выполнила
учитель начальных классов
Карпова Тамара Васильевна
г. Оренбург
2013г.
Формирование навыков проектно-исследовательской
деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС 2-го поколения
во внеурочной и урочной деятельности.
Доклад.
В рамках ФГОС 2 поколения –
- Цель проектно-исследовательской деятельности:
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
- Задачи:
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации (Слайд №1)
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Слайд №2)
Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Задачи исследовательской деятельности:
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Этапы исследовательской деятельности:
- Сформулировать проблему исследования;
- Выбор темы;
- Актуальность;
- Постановка цели и задач;
- Гипотеза исследования;
- Организация исследования;
- Подготовка к защите и защита работы.
Технология формирования исследовательских умений:
- Развитие учебно-логических умений детей;
- Включение заданий проблемного характера;
- Проведение уроков-исследований.
У – удивление
У – удовольствие
У – удовлетворение
У – успешность
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
- Целенаправленность и систематичность;
- Мотивированность;
- Творческая среда;
- Психологический комфорт;
- Личность педагога;
- Учет возрастных особенностей
Виды исследований в начальной школе:
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- По месту проведения: урочные и внеурочные;
- По времени: кратковременные и долговременные;
- По теме: образовательные и социальные.
Группы исследовательских умений младших школьников
- Организационные
- Поисковые
- Информационные
- Презентационные
- Оценочные
Дорогу осилит идущий
- Задавать вопросы
- Видеть проблемы
- Наблюдать
- Экспериментировать
- Работать с информацией
- Ошибаться и действовать
- Оценивать себя
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
*наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
*самостоятельную деятельность ученика
*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Примеры тем проектов, которые можно использовать
как во внеурочной деятельности, так и в классной.
В рамках курса «Математика»
Подтемы | Примеры проектов |
Тема: Математические развлечения | |
• Невозможные рисунки.
• Магические квадраты.
| Бумажные макеты транспорта, бумажный домик с мебелью, конкурс математических развлечений, чемпионат класса по какой-либо логической игре, математический праздник и др. |
Тема: Логические игры | |
Логические игры в книгах, фильмах, уголки, крестики-нолики, забытые игры, морской бой, шашки, шахматы, нарды | Книга о логических играх, чемпионат класса по какой-либо игре, комплекты для игр, стилизованный, оригинальный комплект шахматных фигур, коллекция одежды по шахматным мотивам |
Тема: Математика вокруг нас | |
Числа в пословицах и поговорках. Нумерация вокруг нас. Измерения (что меряют, чем меряют). Единицы измерения в Древней Руси. Единицы измерения в других странах. Числа в спорте. Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии. Математика в Древнем мире. Профессии, требующие хорошей математической подготовки. | Макеты зданий из простых геометрических тел. Конкурс на самый экономный раскрой. Книга о математике в Древнем мире. Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты». Постановка по книге о числах. Коллекция самодельных измерительных приборов. |
Тема: Шифры | |
•Знаки в шифровании. |
|
Тема: Узоры | |
Узоры в Древней Греции.
|
• Программа создания узоров на компьютере. |
Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Примерные направления проектной деятельности.
Объект исследования: объекты и явления природы | |
|
|
Объект исследования: деятельность человека в природе | |
| Природоохранная деятельность человека в своём регионе Связь между состоянием природы и здоровьем человека. |
Объект исследования: организм человека. | |
|
|
Объект исследования: игры народов России и мира. | |
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене) Сезонные игры народов нашего края. | Сезонные игры народов разных регионов России и мира. Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери ) |
Объект исследования: семейная культура | |
Моя родословная Наш семейный альбом. | Рецепты домашней кухни. Мир наших увлечений. Семейные путешествия. |
Объект исследования: Россия и мир на карте. | |
Имена родного края. История в названиях рек, морей, океанов. | Прошлое в названиях городов России. Прошлое в названиях городов мира. |
Объект исследования: великие люди России и мира. | |
Чьё имя носит моя улица? Музей моего земляка. Памятники города. | Памятники столицы России. |
Примеры направлений работы над проектами.
Тема: человек и природа
- Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
- Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
- Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
Тема: человек и семья
- Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
- Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
- Пестование младенцев в культуре народов моего края.
- Традиционные детские игрушки народов моего края.
- Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
- Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
- «Старый и малый» в культуре народов моего края.
Тема: человек и история
- Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
- Героический эпос народов моего края.
- Исторические песни и предания народов моего края.
- Мои земляки в истории России.
- Мои земляки в культуре России.
- Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.
Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»
Тема: малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
- Создание сборника пословиц и поговорок.
- Создание сборника побасенок.
- Создание сборника загадок.
- Викторина.
- Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: сказки
• Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).
- Герои сказок в лепке.
- Герои сказок в рисунках.
- Создание костюмов для сказочных персонажей.
- Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
- Создание собственных сказок.
- Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: произведения русских поэтов XIX в.
- Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
- Создание аудио альбома по произведениям русских поэтов.
- Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.
Тема: никто не забыт, ничто не забыто
- Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
- Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
- В каких из этих произведений рассказывается о детях?
- Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
- Как складывается судьба таких героев?
- Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
- Создание сборника произведений о войне.
- Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»,
Тема: моя Родина
- Подготовка сборника произведений о Родине.
- Создание коллажа «Моя Родина».
- Подготовка читательской конференции. Темы выступлении
- Образ Родины в картинах художников.
- Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
- Образ Родины в произведениях композиторов.
Тема: былины
- Организация выставки книг.
- Создание сборника былин.
- Подготовка аудиоальбома.
Тема: любимые писатели, герои, произведения
- Подготовка к параду живых героев.
- Викторина по произведениям любимых писателей.
- Драматизация лучших фрагментов книг.
- Создание сборника любимых произведений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» (Ян Амос Каменский , основоположник дидактики, 17 век.) « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». ( А.Дистервег ) « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег )
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Задачи исследовательской деятельности: Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании. Обучить основам оформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Этапы исследовательской деятельности: Сформулировать проблему исследования; Выбор темы; Актуальность; Постановка цели и задач; Гипотеза исследования; Организация исследования; Подготовка к защите и защита работы.
Технология формирования исследовательских умений: Развитие учебно-логических умений детей; Включение заданий проблемного характера; Проведение уроков-исследований. У – удивление У – удовольствие У – удовлетворение У - успешность
Условия формирования исследовательских умений младших школьников : Целенаправленность и систематичность; Мотивированность ; Творческая среда; Психологический комфорт; Личность педагога; Учет возрастных особенностей.
Виды исследований в начальной школе : По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные ; По месту проведения: урочные и внеурочные ; По времени : кратковременные и долговременные ; По теме : образовательные и социальные.
Группы исследовательских умений младших школьников Организационные Поисковые Информационные Презентационные Оценочные
Дорогу осилит идущий Задавать вопросы Видеть проблемы Наблюдать Экспериментировать Работать с информацией Ошибаться и действовать Оценивать себя
Источники информации Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 . http://festival.1september.ru/articles/565054/ http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole http://www.ecosystema.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.Смолка Л.В....