Пересказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Пересказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Задачи:
1) Учить детей последовательно составлять предложения по картинкам.
2) Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, коммуникативные и творческие способности.
3) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Активизация словаря:
«жать» - удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;
«подобралась» - тихо подбежала;
«вылакала» - съела или выпила полностью;
Наглядный материал: Сказка «Лиса и кувшин», иллюстрации к сказке.
Ход занятия
- Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами прочитаем одну сказку. Но чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать! Для этого вам придется разгадать две загадки. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка, |
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей. Коллективно описывают лису.)
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое, |
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина, описывают кувшин).
Учитель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Как вы думаешь? Вы согласны? Хотите, я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»? Занимайте свои места и слушайте внимательно.
II. Чтение сказки.
Учитель:Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
III. Повторное чтение.
Учитель:
- Понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов).
- «жать» - это значит удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;
«подобралась» - тихо подбежала;
«вылакала» - съела или выпила полностью;
- Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.
- Для чего баба взяла в поле молоко? (Ответы детей)
- Да, чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. Читаем сказку дальше:
Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
- А почему голова лисы застряла в кувшине? (Ответы детей)
- Потому что горлышко кувшина узкое (показывает на картине),
слушаем дальше:
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Физкультминутка: «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
IV. Беседа по содержанию.
Учитель:
- Ребята, о ком была эта сказка? (Ответы детей)
- Мы прочитали ещё одну сказку про лису. Существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? (Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка» и др.)
-Молодцы, много знаете сказок о лисе. Ребята, скажите мне, в этих сказках лису как изображает автор? Ответы детей (хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)
- А в сказке «Лиса и кувшин» какой оказалась лиса? Как можно охарактеризовать лису? (Ответы детей: жадная и глупая)
- Что случилось с лисой?
- Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?
- Как решила лиса отомстить кувшину?
- Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь? (Выслушиваются все ответы детей, по необходимости воспитатель высказывает свои ответы, разъясняет смысл поговорки )
- Ребята, вы все молодцы, всё правильно поняли. А теперь давайте поиграем.
V. Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Учитель:
- Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они все между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на местах.)
-А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание. С чего началась сказка? Кто должен быть на первой картинке? (Выставляют на мольберте.)
-Что случилось потом? Кто на второй картинке?
- Что произошло с лисой потом? Что на третьей картинке?
- Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке?
- Ребята, вы такие молодцы, все правильно расставили, а хотите сами нарисовать картинки к этой сказке? Какой момент вам понравился? (Дети с помощью иллюстраций начинают рисовать)
VI. Подведение итогов.
Учитель:
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Какие новые слова услышали?
- Хорошо ли быть жадным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...
Занятие по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
Узнай сказку. Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк.
Открытый урок по литературному чтению для 2 класса. Тема: Узнай сказку. Русская народная сказка "Лисичка сестричка и волк"...
конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Методическая разработка урока "Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» и рисование кувшина". "
Методическая разработка интегрированного урока чтения и рисования может быть полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....