конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».
Н. СЛАДКОВ «ЛИСА И МЫШЬ»
Цели: ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль» и рассказа Н. Сладкова «Лиса и мышь»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Включение в систему знаний.
Игра «Чей это голос?».
Учитель:– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
• тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
• низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
• хриплый, грубый, «толстый» (волк);
• вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
Учитель: – Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку.
На доске: рисунок с изображением сказочной лисы.
– Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.
III. Открытие нового знания.
Учитель: – Заглянем в волшебный мир сказки.
1. Пантомима сказки.
Заранее подготовленные учащиеся изображают сценки, как лиса и журавль приходят друг к другу в гости.
Учитель: – Какую сказку вам показали ребята? («Лиса и журавль».)
2. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.
3. Беседа по содержанию сказки.
Учитель: − Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
− Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
– Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
– Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
− А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина?
Учитель: -если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
4. Словарная работа.
Учитель: – Объясните значения слов:
Куманёк (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Потчевать – угощать.
Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании.
Учитель: – Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.
5. Повторное чтение сказки.
– Что делает эту сказку сказкой?
6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
− Объясните смысл пословиц.
– Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?
7. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:
добрая | ЛИСА | грубая |
находчивая | умная | |
хитрая | льстивая | |
коварная | жадная | |
глупая | злая |
Карточка 2.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:
умный | ЖУРАВЛЬ | находчивый |
простак | добрый | |
хитрый | доверчивый | |
жадный | злой |
Карточка 3.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Прочитайте выразительно.
Физкультминутка
Вот красавица лиса, | Перекаты с пятки на носок, стоя на месте. |
У ней шубка хороша. | |
Вот проснулась,потянулась, | Потягиваются, прогибают спину. |
С боку на бок повернулась. | Тянутся за руками вправо-влево. |
А потом притопнет лапкой, | Топающий шаг по кругу. |
И вот эдак, и вот так. | |
И по кругу все бегом, | Подскоки. |
И вприпрыжку, и ползком. | Ходьба вприсядку. |
Притаилась под окном, | Показывают, как лиса подслушивает: |
Хочет знать, пришел кто в дом. | голову наклоняют в сторону, руку к уху, ногу выставляют вперед, корпус тела слегка наклоняют.) |
8. Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь». Работа в парах.
Учитель: − Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?
Прочитайте диалог по ролям.
9. Работа по вопросу в учебнике.
На доске: «Ни __________________ не боюсь!»
Учитель: − Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно… не боюсь!)
IV. Рефлексия деятельности.
− Какие произведения прочитали на уроке?
– Что полезного вы узнали из сказки «Лиса и журавль»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"
В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...