Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
методическая разработка по чтению (2 класс)

Харартия Любовь Владимировна

 Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_teterev.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ХАРАРТИЯ ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

УМК «Школа России»        

Литературное чтение

2 класс

Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».  Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Тип: Изучение нового материала.

Цель: создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое произведение устного народного творчества; знать, что такое  сказка о животных и ее особенности; уметь определять героев сказки и ее основные события.

Метапредметные: уметь определять учебные задачи урока с помощью учителя; находить нужную информацию в тексте в соответствии с заданным планом; анализировать текст с целью его дальнейшего пересказа; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете; оценивать результаты своей работы по заданным критериям.

Личностные: проявлять интерес к чтению сказок о животных; проявлять интерес к устному народному творчеству.

Ресурсы урока: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях. Часть 1.

 

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Рассматриваем книга на выставке.

Какие это книги?

В чем особенность русской народной сказки?

Как описана лиса в сказках?

Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.

Учащиеся рассматривают книги.

Ответы детей (это  русские народные сказки).

Актуализация необходимых знаний

Прочитайте заголовок произведения.

Какую картину можете представить? О ком будет рассказываться в произведении? Что необычного в названии? Кто такой тетерев? Тетерка? О ком пойдет речь?

В какой из книг на выставке мы видели название данного произведения??

Рассмотрите иллюстрации на страницах учебника (стр. 39). Можно ли по этим иллюстрациям предположить, какой это вид сказки?

Обратите внимание на автора сказки. Назовите его.

Тогда, кто является создателем данной сказки? Как назовем такое произведение?

В чем особенность данной сказки?

Обучающиеся читают заголовок произведения.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Дети рассматривают иллюстрации на страницах учебника. Высказывают предположения о виде сказки (вид сказки – о животных).

Определяют, что автор не указан.

Ответы детей (создателем сказки является народ. Это произведение устного народного творчества (фольклор). Приводят примеры произведений устного народного творчества).

Организация познавательной деятельности

  1. Читает сказку учитель.

Понравилась ли вам сказка? Оправдались ли ваши предположения?

Какое это произведение? Назовите вид сказки. Почему сказка о животных? Какие животные встречаются в  сказке? Найдите в тексте. Прочитайте.

Кто главные герои сказки?  Кто из героев вынесен в название сказки? Почему?

  1. Определите, какие непонятные слова вам встретились в тексте?

Учитель выписывает слова, названные детьми,  на доску. Подумайте, от каких слов произошли эти слова? Как по-другому можно сказать? Как написаны данные слова в тексте? Где мы можем найти объяснение этих слов?

  1. Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

  1. Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего?»

  1. Найдите в тексте, как лиса просила, чтобы тетерев спустился на землю. Из каких  слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

  1. Как лиса называет тетерева? Прочитайте, как тетерев избавился от лисы?

  1. Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым?
  1. Обучающиеся слушают сказку, следят по тексту.

Ответы детей

(произведение устного народного творчества; жанр – сказка; вид сказки – о животных). Находят в тексте название животных. Читают.

Дети перечисляют главных героев. Высказывают свое мнение.

  1. 2. Находят незнакомые слова в тексте, называют их, пытаются объяснить (проведать – учебник, стр. – 39; притворилась – учебник, стр. 39; навострила – учебник, стр. 40, кабы -   учебник, стр.40).
  2. Обращаются к словарю учебника (стр. 214), находят выделенные в тексте сказки слова, читают толкование этих слов.

  1. Работа с текстом произведения, поиск ответа на вопрос в тексте.

Высказывают свое мнение.

4.Отвечают на вопрос.

5.Отвечают на вопрос.

6.Отвечают на вопрос.

      7.Ответы детей.

Рефлексия деятельности

Какую сказку прочитали?

В чем особенность русской народной сказки «Лиса и Тетерев»?

Почему сказка русская народная?

Оцените свою работу по следующим критериям (критерии появляются на доске):

  1. Знаю, что такое устное народное творчество.
  2. Знаю, что такое  сказка  о животных и ее особенности.
  3. Умею определять героев сказки и события в сказке.
  4. Умею оценивать свои достижения.

Тестовая работа.

Укажи особенности русской народной сказки:

1 В.: герои-животные

2 В.: герои разговаривают

3 В.: реальные события.

 Учитель озвучивает домашнее задание:

  1. К следующему уроку подготовьте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.
  2. Учитель озвучивает, что на следующем уроке будет организована выставка рисунков и будет проведен анализ работ по критериям: соответствие иллюстрации эпизоду.

Дети отвечают на вопросы.

Дети оценивают результаты своей работы по заданным критериям.

Желающие высказаться озвучивают классу результаты самооценки.

Учащиеся выполняют тестовую работу.

Дети задают уточняющие вопросы.

Раздаточные материалы.

Тестовая работа.

  1. Где сидел тетерев?

а) на дереве

б) на земле

в) на траве

     2. Как обратилась лиса к тетереву?

         а) Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек!

         б) Здравствуй, тетеревочек!

         в) Здравствуй, дружочек!

   3. Куда лиса пригласила тетерева?

         а) на лужок

         б) на травку

         в) на полянку

   4. Какой был издан указ?

        а) нынче уж звери  друг друга не трогают

        б) нынче уж звери друг друга не боятся

        в) нынче уж звери друг друга уважают

 5. Зачем лиса придумала такой указ?

      а) напугать  тетерева

    б) съесть тетерева

    в) подружиться с тетеревом

6. Про кого тетерев сказал: « …кабы по старому ,тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.»

    а) про охотников

    б) про собак

    в) про людей

7.  Каким оказался тетерев?

    а) находчивый

    б) умный

    в) слабый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка « Пузырь, Соломинка и Лапоть

Цели: создать условия для знакомства учащихся с отрывком из сказки А.С.Пушкина и русской народной сказкой, способствовать формированию читательских умений, развитию навыков чтения, речи, умения сравни...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....

Мир театра. Русская народная сказка "Лиса и Журавль". Характеристика героев. Драматизация

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК "Перспектива"). Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока чтения по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)» (4 класс)

Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы....