Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пелевина Людмила Денисовна

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".

Класс: 2, УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: традиционная

План урока:

  1. Организационный момент (до 2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (до 6 мин.)
  3. Объяснение нового материала (до 15 мин.)
  4. Закрепление нового материала (до 15 мин.)
  5. Оценивание обучающихся. Итог урока. Рефлексия (5)
  6. Домашнее задание (до 2 мин.)

Цель: знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина и произведением «Ребята и утята»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._prishvin_rebyata_i_utyata.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Шадринский государственный педагогический университет

Институт психологии и педагогики.

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение»

2 класс

УМК "Школа России"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Подготовила: студентка 1-34а группы

заочного обучения

Пелевина Людмила Денисовна

Шадринск 2022


ПАСПОРТ УРОКА

Урок №46

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".

Класс: 2, УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: традиционная

План урока:

  1. Организационный момент (до 2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (до 6 мин.)
  3. Объяснение нового материала (до 15 мин.)
  4. Закрепление нового материала (до 15 мин.)
  5. Оценивание обучающихся. Итог урока. Рефлексия (5)
  6. Домашнее задание (до 2 мин.)

Таблица 1

Целевой аппарат урока

Цель: знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина и произведением «Ребята и утята»

Задачи, направленные на формирование результатов освоения ООП

Задачи, направленные на формирование результатов освоения программы учебного предмета

На формирование личностных результатов

- формировать положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения

Развивающие:

Развивать навык осознанного и правильного чтения;

Развивать умение определять авторскую позицию;

Образовательные:

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

Формировать умения составлять план и пересказ текста, давать характеристику героев;

Воспитательные:

Воспитывать способность замечать красоту природы;

Воспитывать любовь к животным

На формирование метапредметных результатов

На РУУД:

 Умение увидеть проблему, выразить её словесно

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

На КУУД: научить излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, уметь слушать собеседника.

На ПУУД: развивать анализ, умение строить рассуждение, соотносить с имеющимися знаниями.

Умение выделять главное.

На формирование предметных результатов

Умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их.

Характеристика педагогического инструментария: работа с учебником, метод демонстрации.

Нормативно-методическое обеспечение урока:

Рабочая программа по литературному чтению.

Примерная программа по предмету литературное чтение.

Планируемые результаты начального общего образования (НОО).

Программа формирования УУД.

Авторская программа по литературному чтению.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса.

Климанова, Горецкий  литературное чтение учебник для 2 класса.

Характеристика оснащения необходимого к уроку:

Учебник для 2класса. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение 1 часть. Москва «Просвещение» 2012г. Иллюстрации к рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».


Ход урока

1. Организационный момент

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной.

Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!

- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно:

У меня всё получиться!

-Молодцы ребята, а теперь вы можете присаживаться на свои места.

2. Актуализация опорных знаний

-Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника

-Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

- Верно, как вы думаете с кем мы будем знакомиться в этих произведениях?

-Почему мы называем животных нашими братьями меньшими?

-Путешественники должны быть очень внимательными, чтобы не пропустить ничего интересного

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся

“Игра на внимание” (Карточки на доске)

Чтение всех слов про себя.

 разливалось

зашвыряли

 Пришвин

путешествие

запылённые

продолжала

- Какое слово можно назвать «лишним»?

– А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал?

-Сегодня мы отправимся в гости к Михаилу Михайловичу Пришвину.

Обратите внимание на экран (демонстрация портрета)

-Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

4. Первичное усвоение новых знаний

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.

Биография писателя

-Предлагаю посмотреть видеофрагмент о жизни и творчестве автора.

Разминка для глаз (по тренажеру)

-Сегодня мы познакомимся с новым рассказом.

-Прочитайте название рассказа «Ребята и ….»

-Обратите внимание пропущено слово. Для того, чтобы определить полное название рассказа необходимо отгадать загадку. Слушайте внимательно и отвечайте по поднятой руке.

-Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

-О ком идет речь?

-Верно, мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»

5. Первичная проверка понимания

-Прежде чем мы начнем знакомство с произведением, внимательно посмотрите на доску.

- На доске вы можете увидеть слова, которые встретятся нам в тексте. Как вы думаете для чего я вам их отдельно выписала?

Чирок - свистунок- самая маленькая уточка;

Верста - старая русская мера длины, чуть больше 1 км;

Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов;

Кузница - помещение, где работают кузнецы.

ХОЛМ - небольшой бугорок.

Места открытые для глаз человека – видно кругом далеко.

Физкультминутка 

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

-Отлично, сейчас я вам прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать над вопросами:

-Почему ребята отпустили утят?

-Что случилось, когда ребята увидели утят?

-На сколько частей мы можем разделить этот текст?

-Вы абсолютно правы, в тексте 3 части. И сейчас мы с вами будет работать над этими частями.

-Но прежде, чем мы начнем чтение, необходимо провести речевую разминку, как вы думаете для чего?

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

 Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Что же шепчут камыши?

-А также прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

раз-ли-ва-лось – разливалось

за-швы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

-На партах перед вами лежит рабочий лист, откройте его. С ним мы будем работать на протяжение нашего чтения. И в результате у нас получится план для подробного пересказа.

- Первую часть мы будем читать жужжащим чтением.

6. Первичное закрепление

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

– Сколько надо было идти до озера?

– Сколько это километров?

– Это много или мало для человека?

– А для маленькой уточки?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

– Почему уточка-мать шла позади утят?

– Какие враги были у уток?

- Подумайте и скажите, как мы можем озаглавить эту часть? Какая основная мысль в ней заключается?

-Отлично, в рабочем листе, напротив цифры 1, вам необходимо вклеить карточку.

2 часть (вслух по цепочке.)

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

– Вам её жалко?

-– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Смогли ли они объяснить свой поступок?

– Какое приказание дал им взрослый?

– Докажите строчками из произведения.

- Подумайте и скажите, как мы можем озаглавить эту часть? Какая основная мысль в ней заключается?

-Отлично, в рабочем листе, напротив цифры 2, вам необходимо вклеить карточку.

3часть «Чтение по абзацам»

– Что можно сказать о ребятах? Какие они?

– Как их назвал рассказчик?

– Как можно назвать их по-другому?

– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

– Как Пришвин попрощался с утятами?

– Что он сделал при этом?

– Докажите строчками из произведения.

– Как мальчишки на это прореагировали?

– Что приказал им сделать автор?

- Подумайте и скажите, как мы можем озаглавить эту часть? Какая основная мысль в ней заключается?

-Отлично, в рабочем листе, напротив цифры 3, вам необходимо вклеить карточку.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Обратите ваше внимание, что у нас получился план пересказа. И также у вас есть иллюстрации этих частей. Ваша задача, дома подготовить подробный пересказ, используя план и иллюстрации.

8. Рефлексия (подведение итогов)

- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься?

-С какой целью написан этот рассказ?

- Какие задачи были поставлены?

-Отличная работа, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: «Загадки, песенки, потешки».

Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса....

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»Перспективная цель: создание  условий для осознанного восприятия и...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему: «Картинная галерея»

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана 2.Воспитательные воспитывать эстетический вкус; - развивать речь, логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить с...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):Личностные:- Прививать любовь к Родине.- Воспитывать чувство патриотизма.Метапредметные:·...