Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лазарева Ирина Юрьевна

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- Прививать любовь к Родине.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Метапредметные:

·         Регулятивные УУД:

- Умение ставить цель собственной познавательной деятельности и придерживаться ее.

- Удерживать учебную задачу в процессе работы.

- Оценивать собственные достижения.

·         Познавательные УУД:

- Способность ориентироваться в предложенном тексте.

 - Выделять важную информацию.

 - Умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию.

·         Коммуникативные УУД:

- Владеть навыками работать в парах, группе.

- Прислушиваться к мнению собеседников, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, грамотно оформлять свои мысли в устной речи, владеть навыками участия в диалоге.

         Предметные УУД:

-формулировать понятия «Родина», «Отечество», «защитник», «герой»;

-определять принадлежность к одному из литературных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_i_yu.docx832.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему

 «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»

Тип урока:

Открытие новых знаний

Автор УМК:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Цель урока:

Формировать у обучающихся образ защитника Отечества.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- Уметь осуществлять самооценку на основе критериев успешности.

- Прививать любовь к Родине.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

- Умение ставить цель собственной познавательной деятельности и придерживаться ее.

- Удерживать учебную задачу в процессе работы.

  • Познавательные УУД:

- Способность ориентироваться в предложенном тексте.

 - Выделять важную информацию.

 - Умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию.

  • Коммуникативные УУД:

- Владеть навыками работы в парах, группе.

- Прислушиваться к мнению собеседников, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, грамотно оформлять свои мысли в устной речи, владеть навыками участия в диалоге.

Формы работы:

Работа в парах, группе; индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация).

Словесные (беседа, художественное слово, вопрос-ответ, «равный обучает равного», «холодный обзвон», «Облако слов», кроссенс, синквейн).

  

Этап урока

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель этапа: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, психологически настроить обучающихся к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на  уроке.

СЛАЙД 1    Тит лист «Литературное чтение. 4 класс»

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли тихонько в класс,

Встали все у парт красиво.

У нас сегодня, ребята, присутствуют гости…

Поздоровайтесь учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

- Вы готовы начать урок? Выберите смайлик с настроением, покажите.

- Присаживайтесь.

Звучит МИНУС песни «С чего начинается Родина?

 на фоне…

«Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Отчий дом, в саду смородина,

Тонкий тополь у ворот…

Сердце вдруг наполнит гордость

За любимую страну!

                         Так, давайте на уроке

                                     Подтвердим любовь свою…

- Ребята, скажите, а как можно на уроке подтвердить свою любовь к Родине? Хорошей работой на уроке. Словом и делом…

- Недаром Л.Н. Толстой писал, что…

СЛАЙД 2    слова Л.Н. Толстого

«Слово должно учить благородству и чувству чести, воспитывать эмоции добра».

- Чтобы настроить вас на урок, предлагаю найти среди буквенной неразберихи слово и прочитать его (из букв русского алфавита). У каждого из вас желтый листочек….

ZGПFUРОSДJUУRКQТNVИGFSВQZНJLО

ПРОДУКТИВНО   Предположите, что означает это слово?  (Ответы детей)

СЛАЙД 3 распечатка из словаря  синонимов

- В русском словаре-синонимов АКАДЕМИК следующие синонимы к этому слову эффективно   результативно

- Конечно, вы будете хорошо трудиться, я в этом не сомневаюсь и буду вам помогать…

- На уроке рассмотрим ключевые слова РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ЗАЩИТНИК

Настраивает обучающихся на работу на уроке, проверяет готовность детей к уроку.

Читает стихотворение

Спрашивает обучающихся

Дает задание, комментирует его выполнение

Помещает слово на доску

Помещает слова на доске

Приветствуют.

Организовывают рабочее место.

Отвечают на вопрос, обмениваются мнениями

Выполняют задание, называют слово

Регулятивные УУД: Формировать умение  оценить свою готовность к уроку.

Личностные  УУД:

Управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные УУД:

Организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Актуализация знаний

Цель этапа: повторение материала с целью выявления пробелов в его усвоении, отработка навыков работы со словарем.

 - Ребята, а вы слышали ранее прозвучавшую мелодию? О чем она? (О Родине)

- Что такое Родина? Дом, город, место, где родился и т.д.

- Назовите синонимы к слову Родина…. ОТЕЧЕСТВО    ОТЧИЗНА  

- «Чтобы Родина наша и дальше процветала, чтобы над нашей головой было всегда мирное небо, на страже мира, счастья и свободы солдат российской армии стоит».

- Предлагаю эти слова сделать эпиграфом к нашему уроку.

- Изучая материал урока, вы будете параллельно работать в ваших РАБОЧИХ ЛИСТАХ. Они у вас на столе.

- Посмотрите на слово ЗАЩИТНИК, выделите в нем корень  «ЩИТ».

- Кто знает, что такое ЩИТ? Где можно посмотреть значение этого слова?

- Обратимся к толковому словарю С. Ожегова и узнаем значение этого слова. Прочитайте.

- Молодцы!

- Оценивать будете, выбирая щит определенного цвета: зеленый, желтый, красный…

ПОДГОТОВКА К ВПР

СЛАЙД 4

- Начнем с выполнения задания по подготовке к ВПР. Работать будете в рабочем листе.

Задание: Определите к какому жанру относится фрагмент произведения.

Защитники Отечества

Серьезны и важны

Без вас, моряки,

 опасно Родине,

Вы очень нам нужны.

Вы сильные и смелые,

Танкисты, моряки,

Разведчики и летчики,

Солдаты и стрелки.

А) сказка   Б) рассказ  В) басня   Г) стихотворение

ВЗАИМОПРОВЕРКА – ОЦЕНИВАНИЕ

СЛАЙД 5

САМОПРОВЕРКА (по образцу)  ОЦЕНИВАНИЕ

- Как определили, что это стихотворение? Найдите рифмы.

Задает вопросы

Помещает эпиграф на доску, предлагает выделить корень в слове защитник

Объясняет форму оценивания, помещает критерии на доску

Выдает задания по подготовке к ВПР

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями

Работают по словарю С.Ожегова

Слушают, самостоятельно выполняют

Выполняют взаимную проверку, самопроверку, оценивают свою работу

Отвечают

Личностные  УУД:

Проявлять старательность, усидчивость

Метапредметные УУД:

 Развитие устной монологической речи

Предметные УУД:

Повторяют понятие «корень», «однокоренные слова», жанры литературных произведений

Целеполагание:

определения темы урока, постановка цели и учебной задачи.

Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Цель этапа: подвести обучающихся к определению темы урока, его цели и задач.

СЛАЙД 6

- Прочитайте выражение про себя.

«Если народ един, он непобедим»

- Прочитайте вслух. Как понимаете значение данной пословицы?      

          Указывает на невероятную силу народа в единстве.

технология КРОССЕНС

   Танк Т-34                   Военные              Илья Муромец

   

   Карта России                    ?                    Михаил Кутузов

   

   Ветеран ВОВ             1941-1945                 1812

- О ком будем говорить на уроке узнаете, разгадав КРОССЕНС (головоломка)

1. Танк Т-34 Советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года. В течение 1942-1947г.г. являлся основным танком вооруженных сил СССР.

2. Военные – назовите синонимы к слову – солдаты, воины, бойцы

3. Илья Муромец – один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса. Богатырь, крестьянский сын, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру.

4. М. Кутузов – русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 г.

5. 1812 г. – начало Отечественной войны с французами.

6. 1941-1945 г.г. –

7. Ветеран ВОВ – солдат.

8. Карта России – слова-синонимы Родина, Отечество.

- Что находится в центре? Защитники Отечества

- Попробуйте сформулировать тему урока… «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям».

ЦЕЛЬ: Составить устную характеристику защитника Отечества по изученным произведениям.

ПР:

1.Отвечать на вопросы по содержанию изученных произведений, обобщать, делать выводы.

2.Находить слова в тексте, выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

3.Определять главную мысль рассказа.

Дает задание

Организовывает проведение технологии кроссенс, комментирует ее выпонение

Проводит параллель с ранее изученным материалом на уроках ИЗО, окружающего мира и  литературного чтения, организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит к формулированию темы и цели урока.

Предлагает сформулировать тему урока, цель

Читают про себя предложение, высказывают свое мнение

Рассматривают иллюстрации, определяют значение, даты, выделяют главное

Формулируют тему, цель

Личностные  УУД:

Проявлять старательность, усидчивость

Метапредметные УУД:

 Развитие устной монологической речи

Предметные УУД:

Демонстрация полученных знаний на прошлых уроках.

Физкультминутка 

Цель этапа: обеспечить детям активный отдых, поддержать умственную работоспособность на уроке.

Немного отдохнем. Представьте, что вы летчики…    

Руки сделали в разлет – получился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

Читает стихотворение

Слушают, выполняют движения

Изучение нового материала

включение нового знания в систему знаний

Цель этапа: познакомить обучающихся с новым произведением, провести его анализ, сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Закрепление

Цель этапа: обобщить и применить полученные знания.

- На протяжении многих лет наша армия менялась, но всегда оставалась на страже нашей Родины. На Руси всегда жили люди, которые славили своими добрыми делами, мужеством, благородством, сражались с врагами за свою Родину.

Мы начинали урок с пословицы «Если народ един, он непобедим» не случайно…Во многих произведениях отражается сила единства народа в трудные минуты для Родины, Отечества. Послушайте стихотворение внимательно, после прослушивания ответите на вопросы:

  1. Какому историческому событию посвящено стихотворение?
  2. Как определили?
  3. Как понимаете строки «Встал весь народ на фашизм»?

СТИХОТВОРЕНИЕ 

Алексей Самарин - поэт - комсомольчанин.

Война войне

Мир дрогнул от подлости гнусной,
Враг в ночь вероломно напал,
И мерзости выше подобной
Народ никогда не видал!

Забились сердца в возмущеньи,
Рука за винтовку взялась.
Наполнившись жаждой отмщенья,
Вся родина вмиг поднялась.

За солнце родное, за Сталина,
За родину, труд, коммунизм!
От дальней Камчатки до Таллина
Восстал весь народ на фашизм.

Страна зашумела – громадина,
Могучий удар занесён,
С дороги, фашистская гадина!
Даст бой Тимошенко Семён.

Герои танкисты, пилоты
И конники ринутся в бой,
И танки, суда, самолёты
Они поведут за собой.

Анализ стихотворения.

РАБОТА В ГРУППАХ   на ватмане

- Мы познакомились со многими авторами и их произведениями о Родине, работая по разделу «Родина».

-Сейчас вам предстоит, работая в группе найти соответствие автора и его произведение «Облако слов», соединить стрелкой, указать название произведения.

……………………………………………..

ПРОВЕРКА    выполнение на доске соответствия        

Иван Саввич Никитин                                    РУСЬ  

Уж и есть за что,

Русь могучая, полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Александр Трифонович Твардовский           О Родине большой и малой

У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще и чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин                   Родине

Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над волгою родной

Стою недвижим я.

Борис Николаевич Никольский                     На тренировке

А сержант улыбается.

- Запомните, - говорит, - даже самую простую вещь без тренировки не одолеешь.

Федор Гермоненко                                           Песня защитников Брестской крепости

Расскажут лишь камни о наших делах, как насперть герои стояли.

Здесь русский, еврей, армянин и казах

За Родину  жизнь отдавали!     Почему нет фотографии?......

Оценивание

- Что объединяет все эти произведения? (они о Родине)  - Какова основная мысль в них? (Любовь к Родине, Отечеству).

СЛАЙД 7   фото взрослых солдат, людей и детей в форме, за станком, в поле…

- Почему у них на груди медали? Почему, как думаете, они вообще объединены на одном слайде?

- Действительно, не только взрослым, но и детям присущи чувство долга и ответственности….

СЛАЙД 8                     Портрет Леонида Пантелеева

- Дома вы читали рассказ Леонида Пантелеева «На ялике», его нет в учебнике, но у вас есть распечатка текста.

СЛАЙД 9              таблица

- В ваших «Рабочих листах» таблица. Ознакомьтесь с ней…

СЛАЙД 10             текст биография

– Перед вами текст, прочитав который, вы узнаете много нового и интересного о судьбе Леонида Пантелеева. Заполните таблицу в «Рабочем листе».

Л. Пантелеев (имя при рождении — Алексей Иванович Еремеев, 1908–1987) — писатель.

Родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге. Детство будущего писателя было тяжёлым: в 11 лет он попал в детский дом, откуда сбежал, долго скитался, голодал, попал в детскую колонию. Ему помогла городская добровольческая организация.

Первые стихи и рассказы Л. Пантелеев написал, когда ему было 8 лет. В 10 лет в школе Достоевского он встретил Григория Белых, вместе с которым они создали множество произведений.

Ранние годы своей жизни писатель потом опишет в повести под названием «Ленька Пантелеев», которую можно считать автобиографической

Л. Пантелеев сочинял повести, стихи, рассказы и сказки. В основном он писал о детях и для детей, а его произведения просты и понятны каждому.

СЛАЙД 11            ПРОВЕРКА УСТНО       по образцу  

Я узнал:

Имя при рождении

Дата рождения

Произведение, в котором опишет ранние годы .своей жизни

Во сколько лет написал первые стихи и рассказы

Алексей Иванович Еремеев

22 августа 1908 года

«Ленька Пантелеев»

8 лет

ОЦЕНИВАНИЕ   Обведите в кружок щит…

          Беседа по тексту

- Кто главный герой рассказа? (Мальчик Матвей) Как он выглядел? Зачитайте. Это был мальчик лет….

- Как обращались к главному герою рассказа? Зачитайте… «Матвей Константинович, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих».

- Как повел себя мальчик, когда начался зенитный обстрел? Найдите, зачитайте.

- Как вы думаете, на самом деле было ли ему страшно? Как об этом говорится в тексте? Расскажите

- Почему он с собой прихватил весла?

-Матвей – юный мальчик-подросток проявляет зрелость в ситуациях, которые требуют стойкости и решительности. Его готовность помогать людям, переправляя их через опасную Неву, делают его настоящим героем тяжелых времен.

-Какова главная мысль рассказа? (Чувство долга и ответственности присущи не только взрослым, но и детям).

- Чему учит нас это произведение? (Учит не поддаваться страху).

Работа в парах

- На основе всего выше изложенного, можем ли мы составить устную характеристику защитника Отечества? (Да)

СЛАЙД 12          

- Предлагаю это сделать с помощью СИНКВЕЙНА. Вы выбираете из предложенных вариантов. ..

ЗАЩИТНИК

Желтая прищепка (прилагательные). Выберите подходящие прилагательные. Назовите.

Красивый, храбрый, высокий, бесстрашный, трусливый, нерешительный.

Зеленая прищепка (глаголы).

Защищает, бегает, понимает, сражается, охраняет.

Синяя прищепка (предложения)

С ним ты в безопасности.

Способен совершить героический подвиг.

Он создает твою защиту на высоте.

Красная прищепка (существительные)

Строитель, спасатель, герой, полицейский, продавец.

Посмотрим, что у нас получилось…

Итог: Сейчас у нас в стране не совсем спокойно. Наша страна принимает участие в СВО по борьбе с фашизмом, и мы с вами не остаемся в стороне и тоже принимаем участие… Как?      Акции: Письмо солдату», «Изготовление оберега», сбор продуктов питания…

  Я уверена, что вы вырастете настоящими патриотами, защитниками Родины. Своей активной работой на уроке вы подтвердили любовь к Родине, к своему Отечеству.

Готовит детей к восприятию стихотворения

Читает стихотворение наизусть

Проводит анализ стихотворения, корректирует ответы детей

Осуществляет проверку выполнения задания, задавая вопросы на знания текстов произведений.

Задает вопросы

Знакомит с таблицей в «Рабочих листа», дает задание

Предлагает проверить себя по образцу

Проводит анализ текста

Предлагает составить характеристику защитника Отечества с помощью синквейна

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы после прослушивания

Объясняют свой выбор, доказывая примерами из текстов

Оценивают свою работу

Отвечают на поставленные вопросы

Читают текст, заполняют таблицу

Проверяют себя по образцу, оценивают свою работу

Отвечают на вопросы, работают с текстом

Работают в паре, составляют синквейн, оценивают себя

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё мнение.

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний

.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста

Предметные: Получение новых знаний  событиях ВОВ

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других

Личностные: Способность к самооценке

Предметные:

Воспроизведение знаний о событиях, описанных в рассказе, о чувствах юного героя

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: соотнести цель урока и результат своей деятельности. Самооценка учебной деятельности.

Домашнее задание

«ЧЕК-ЛИСТ» в «Рабочем листе»

Отметьте знаком + или V

 На доске карта России – по 9 щитов каждого цвета (зеленого, желтого, красного)

  Проанализируйте свою работу на уроке, выберите щит определенного цвета и прикрепите его….

 Вот так, нашими щитами мы защищаем нашу Родину     и пусть у нас еще пока не все получается… .мы научимся..

С.104, устно ответить на вопрос 6.

Предлагает заполнить «Чек-лист», проанализировать свою работу

Проводит инструктаж по выполнению д/з

Заполняют «Чек-лист», анализируют свою работу

Слушают и записывают в дневник.

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»

Цели и задачи деятельности учителя:Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в в...

Технологическая карта урока по учебному предмету "Технология" в 1 классе на тему "Осенний урожай"

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса начальной школы. На уроке имеют место элементы самостоятельной поисковой деятельности, проблемного обучения, которые способствуют усвоению нового материа...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4 классе на тему «Письменные приёмы умножения»

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...