Конспект урока-исследования по предмету Литературное чтение 4 класс УМК "Гармония". тема: "Картины прошлого России. А.П.Чехов "Ванька".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Усова Ольга Егоровна

Урок построен с использованием проектно-исследовательской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vankachehov.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету

«Литературное чтение» 4 класс УМК «Гармония»

Тема: «Картины прошлого России. А.П.Чехов «Ванька»

Усова Ольга Егоровна

Учитель начальных классов

МКОУ «Подойницынская СОШ»

Забайкальский край

Тема урока:   Картины прошлого России. А. П. Чехов «Ванька».

Место урока в теме: изучение нового материала, 1-й урок по теме.

Цель урока: создание  условий для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька» через текст рассказа, электронные образовательные  ресурсы, дополнительную учебную литературу для восприятия и первичного осознания нового материала.

Задачи:

  •  формировать у обучающихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; образное, аналитическое и критическое мышление, литературно-творческие способности;
  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-определять и формулировать цель  и задачи деятельности ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-учить высказывать свое предположение ( версию) на основе работы с материалом учебника;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя ;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

 -оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь сотрудничать с одноклассниками;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

- понимать чувства других людей и сопереживать им; 

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

   Средства обучения: учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс 2 часть УМК «Гармония» , мультимедийная презентация, видеоурок «Биография А.П.Чехова» ,портреты писателей:  С.Маршак, С.Михалков, К.Чуковский, А.П.Чехов, выставка книг А.П.Чехова,  Толковый словарь В.Даля ( 4 тома), репродукция картины В. Маковского "Свидание"

Оборудование ученика:   учебник, цитатный набор, памятки-инструкции, компьютер (интернет), принтер.

                                                                        Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I. Самоопределение к деятельности

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

II.  АОЗ. Фиксация затруднения в деятельности.

Проверка домашнего задания.

1. Над каким рассказом мы работали на предыдущих уроках? Почему так печальна судьба мальчика Прошки?  Расскажите о нем .

-Дома вы читали фрагмент рассказа, с которым познакомимся сегодня на уроке. (с. 107)

- Кем было написано письмо? (мальчиком)

-Что вы узнали о мальчике по этой части письма? (сирота, голодует, бьют его)

-Кому было адресовано письмо? (деду)

- Кто автор письма? (Иван Жуков)

- Какие чувства вызывает у вас то, что написал Ванька? (жалость сострадание)

Целеполагание:

- О чем пойдет речь на уроке? (о трудной жизни детей в далеком прошлом)

 Постановка учебной задачи.

- Что хотели узнать по теме ? (как жилось Ваньке, где жил, почему ему приходилось работать, за что его били?)

На все ваши вопросы вы найдете ответы в произведении, которое называется «Ванька».

-Кто автор этого произведения? (на доске портреты: С.Маршака ,С.Михалкова, К.Чуковского, А.П.Чехова)

«Писать для детей вообще не умею…» - говорил этот человек. Расшифруйте фамилию этого писателя . (Ребус. Изображения: человек, ель, хлеб, облако, вопрос) .

-Какие задачи поставите перед собой?

(-Познакомиться с произведением  А.П.Чехова и его биографией, -Прочитать произведение «Ванька»; -Выяснить значение непонятных слов; -Сделать анализ произведения.

lll. Построение проекта выхода из затруднения в деятельности

1) Знакомство с биографией А.П.Чехова

-Что запомнили? Что заинтересовало?

2) Представление выставки книг А.П.Чехова

- У Чехова нет специальных «детских произведений». Он говорил: «Писать для детей вообще не умею». Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать.

-На уроке сегодня ребята работают в 3-х группах: «исследователи», «знайки», «почемучки».

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной страницей из истории России. Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

 Словарная работа.

- В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова. Что значит устаревшие? (слова, которые сегодня вышли из общего употребления).

Постарайтесь объяснить их значение.

- прочитать хором все слова (на доске; изображения на слайдах презентации)

-  Объяснят значение слов ребята из группы «исследователи».

          Проверка значений слов (зачитывают) показ  на слайде, показ экспонатов школьного музея: колодка, образ.

Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; 

колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; 

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.  

Подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; 

выволочка – наказание;

 тулуп – долгополая меховая шуба.

кучер – работник, который правит лошадьми; 

Образ – икона;

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

намедни- вчерашний день

ямщик – кучер

Первичное восприятие текста

1.Чтение текста (стр. 107-114).

Задача: прочитать выразительно. Показать голосом, как Ванька жалуется деду, он почти плачет.

2 .Читают дети по абзацам до стр. 114(до слов «….милый дедушка приезжай..») Остановитесь!

- Предположите, что произойдет дальше?

а) прослушивание учащихся

б) послушаем продолжение

- Сопоставьте свои высказывания – предположения и то, что написано в тексте.

- Подтвердились ваши предположения или нет?

в) Вывод какой можно сделать? (Чтобы понять произведение, надо дочитать его до конца!)

г) К какому жанру отнесем это произведение? Докажите.

 Физминутка для глаз.

 Беседа по содержанию.

- Какие чувства испытали? Что вас взволновало при чтении рассказа больше всего? (огорчение, обида, жалость, несправедливость, жестокость).

«Ромашка Блума» (составление вопросов по содержанию)

-Вопросы учителя: 

- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса, «на деревню дедушке», т.е. неизвестно куда).

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

- Кто является главным персонажем этого произведения?

- Что обозначает слово персонаж? (герой произведения)

- Как можно назвать слова герой и персонаж? (синоним)

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”, «Ваня», «Иван»? О чём говорит такое название? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними; о небрежном, унижающем отношении к персонажу)

- Найдите предложения в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика? (стр. 111 … Нету никакой моей возможности…а то помру.., стр.112 …просто смерть одна… ).

- Смотрите, дети, какие страшные слова: «смерть одна», какая безысходность.

- Какой фразеологизм вы нашли в тексте? (стр. 113 «секи как Сидорову козу»).

- Что означает? (наказывать)

Физминутка

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым.

-Поднимите руки те, кто считает себя любимым.

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным.

-Сделайте 2 прыжка те, о  ком заботятся родители.

-Сделайте 2 приседания те, кто провел радостные летние каникулы.

-Улыбнитесь те, кто считает себя счастливым.

Характеристика главного персонажа

- Давайте попытаемся составить образ Ваньки.

- Чтобы более точным получился его образ, что необходимо описать? О чем рассказать? (портрет, обязанности, обстановку, где жил мальчик, чувства и поступки Ваньки)

- Для более продуктивной работы предлагаю каждой группе памятку- инструкцию. Внимательно прочитайте её и приступайте к работе. По необходимости воспользуйтесь учебником.

Проверка.

Цитатная последовательность событий (см. Приложение)

Работа с пословицами

- Прочитайте про себя пословицы и подберите ту, которая подходит к теме нашего урока.

1) Любишь кататься, люби и саночки возить.

2) Кто хвастать любит, тот наказан будет.

3) В сиротстве жить - только слезы лить.

4) Одна голова хорошо, а две лучше.

-Почему? Как понимаете? Кого называют сиротой? (ребенок, у которого нет родителей)

              Картинная галерея

-Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… О чем я говорю? Только ли словами можно выразить своё отношение к окружающему? (нет, свое отношение к окружающему миру, можно выразить с помощью творчества).

Картина «Свидание» написана Маковским В. В 1883г. На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды.

Маковский был современником А.П.Чехова.

 -Помогает ли художник увидеть ту страшную жизнь, о которой рассказал Чехов?

-Страшно ли тебе оставаться в этом времени?  (А ведь в нем жили и были детьми твои прабабушки и прадедушки)

-Какое настроение вызвал у вас рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

- Чем заканчивается рассказ? (многоточием)

-Как вы думаете, что это значит?

-Для чего А.П.Чехов написал это произведение? (Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам: «Цените свое детство! Цените, что имеете!)

Домашнее задание.

-Выразительное чтение эпизодов, составление словарика в Рабочей тетради.     На следующем уроке продолжим работу над произведением Чехова.

lV. Включение в систему знаний.

Синквейн.

- В заключение мне хотелось бы сказать, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

- Что это? (Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.) Схема – слайд.

Жизнь (Ваньки)

                                       голодная, несчастная,

заставляет, мучает, надеется

Жизнь моя пропащая.

судьба

Рефлексия:

Продолжи предложения:

Мне показалось важным, что….

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

- Сделайте вывод, что вам дал урок для жизни?

- Что своим произведением хотел показать нам автор? (Жестокость и несправедливость того времени, даже по отношению к детям  Он как бы говорит нам: «Цените свое детство! Цените, что имеете!)

- Какая из пословиц подходит к нашей работе на уроке? (Одна голова хорошо, а две лучше.) Почему? (Когда работаем вместе, сообща у всех всё получается)

- Оцените работу на уроке.

Настраиваются на работу, психологический настрой

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел»                    Рассказ о Прошке       (выступления

2-х обучающихся)

Ответы уч-ся

Прогнозирование

Формулируют цель урока

Рассматривание, предположение

Разгадывают ребус

Формулируют цель и задачи

Просмотр

Видеоурока «А.П.Чехов»

Работают с выставкой книг

Организация групповой работы

Сообщение о жизни при крепостном праве в России, о сапожном деле (выступают обучающиеся из группы «знайки»). Предварительный поиск информации в дополнительной учебной литературе, интернете.

Хоровое чтение слов, рассматривание  иллюстраций

Группа «исследователи» работают с Толковым словарем

Выступление обучающихся из группы «исследователи»  (предварительная работа с экспонатами школьного музея –«колодки», «образ»)  

Читают вслух

Предположение

Вывод

Доказывают, называя особенности рассказа

Работают обучающиеся из группы «Почемучки» :задают вопросы (Куда…? Почему…? Зачем…? Как…? Объясни…? Что было бы, если…?)

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, выборочно зачитывают.

Работа со значением слов

Творческая работа в группах, используют памятки-инструкции, поиск информации в тексте учебника. Защита мини-проектов. (от каждой группы по 1 чел.)

В группах на листочках, самопроверка по образцу

Выбор, доказательство, вывод

Работа по картине (репродукция), рассматривание, предполагаемый сюжет, чувства

Работа группы «исследователи» - выход в интернет, поиск информации: сюжет картины, перевод в бумажный вариант, выступление

Высказывают свои предположения

Вывод уч-ся , работа в группах

Ответы обучающихся

Ответы детей

Самооценка деятельности на уроке; фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Памятка – инструкция № 1

                                                                 Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы

                                                     Памятка – инструкция № 2

Обязанности Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Из чего состоит «ученье» Ваньки?

* Чем занимается Ванька в городе?

* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

* Как Ванька выполнял свои обязанности?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

Памятка – инструкция № 3

Интерьер (обстановка, где жил Ванька).

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Где жил Ванька?

* Что из мебели было в комнате?

* Где спит Ванька?

* Какие условия его жизни?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

Памятка – инструкция № 4

                                                                Чувства Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?

* В чём причины его страданий?

* Что для Ваньки является светлым воспоминанием?

* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?

3. О чем писал он в письме деду?

4.Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого..

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

«Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками…»

«Он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, и прерывисто вздохнул.»

.

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.»

.

«А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.»

«А Москва город большой»

« Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...»

«А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.»

.

«Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой..»

.

«Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение»

Конспект открытого урока  по предмету «Литературное чтение» /по УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/  по теме «Знакомство с  согласными буквами Ж, ж, соглас...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему: «Картинная галерея»

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана 2.Воспитательные воспитывать эстетический вкус; - развивать речь, логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить с...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...