Конспект урока-исследования по предмету Литературное чтение 4 класс УМК "Гармония". тема: "Картины прошлого России. А.П.Чехов "Ванька".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок построен с использованием проектно-исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vankachehov.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету
«Литературное чтение» 4 класс УМК «Гармония»
Тема: «Картины прошлого России. А.П.Чехов «Ванька»
Усова Ольга Егоровна
Учитель начальных классов
МКОУ «Подойницынская СОШ»
Забайкальский край
Тема урока: Картины прошлого России. А. П. Чехов «Ванька».
Место урока в теме: изучение нового материала, 1-й урок по теме.
Цель урока: создание условий для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька» через текст рассказа, электронные образовательные ресурсы, дополнительную учебную литературу для восприятия и первичного осознания нового материала.
Задачи:
- формировать у обучающихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; образное, аналитическое и критическое мышление, литературно-творческие способности;
- совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
-определять и формулировать цель и задачи деятельности ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-учить высказывать свое предположение ( версию) на основе работы с материалом учебника;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя ;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные:
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь сотрудничать с одноклассниками;
-формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Средства обучения: учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс 2 часть УМК «Гармония» , мультимедийная презентация, видеоурок «Биография А.П.Чехова» ,портреты писателей: С.Маршак, С.Михалков, К.Чуковский, А.П.Чехов, выставка книг А.П.Чехова, Толковый словарь В.Даля ( 4 тома), репродукция картины В. Маковского "Свидание"
Оборудование ученика: учебник, цитатный набор, памятки-инструкции, компьютер (интернет), принтер.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I. Самоопределение к деятельности - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. II. АОЗ. Фиксация затруднения в деятельности. Проверка домашнего задания. 1. Над каким рассказом мы работали на предыдущих уроках? Почему так печальна судьба мальчика Прошки? Расскажите о нем . -Дома вы читали фрагмент рассказа, с которым познакомимся сегодня на уроке. (с. 107) - Кем было написано письмо? (мальчиком) -Что вы узнали о мальчике по этой части письма? (сирота, голодует, бьют его) -Кому было адресовано письмо? (деду) - Кто автор письма? (Иван Жуков) - Какие чувства вызывает у вас то, что написал Ванька? (жалость сострадание) Целеполагание: - О чем пойдет речь на уроке? (о трудной жизни детей в далеком прошлом) Постановка учебной задачи. - Что хотели узнать по теме ? (как жилось Ваньке, где жил, почему ему приходилось работать, за что его били?) На все ваши вопросы вы найдете ответы в произведении, которое называется «Ванька». -Кто автор этого произведения? (на доске портреты: С.Маршака ,С.Михалкова, К.Чуковского, А.П.Чехова) «Писать для детей вообще не умею…» - говорил этот человек. Расшифруйте фамилию этого писателя . (Ребус. Изображения: человек, ель, хлеб, облако, вопрос) . -Какие задачи поставите перед собой? (-Познакомиться с произведением А.П.Чехова и его биографией, -Прочитать произведение «Ванька»; -Выяснить значение непонятных слов; -Сделать анализ произведения. lll. Построение проекта выхода из затруднения в деятельности 1) Знакомство с биографией А.П.Чехова -Что запомнили? Что заинтересовало? 2) Представление выставки книг А.П.Чехова - У Чехова нет специальных «детских произведений». Он говорил: «Писать для детей вообще не умею». Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. -На уроке сегодня ребята работают в 3-х группах: «исследователи», «знайки», «почемучки». - Сегодня мы познакомимся ещё с одной страницей из истории России. Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Словарная работа. - В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова. Что значит устаревшие? (слова, которые сегодня вышли из общего употребления). Постарайтесь объяснить их значение. - прочитать хором все слова (на доске; изображения на слайдах презентации) - Объяснят значение слов ребята из группы «исследователи». Проверка значений слов (зачитывают) показ на слайде, показ экспонатов школьного музея: колодка, образ. Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут. Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба. кучер – работник, который правит лошадьми; Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; намедни- вчерашний день ямщик – кучер Первичное восприятие текста 1.Чтение текста (стр. 107-114). Задача: прочитать выразительно. Показать голосом, как Ванька жалуется деду, он почти плачет. 2 .Читают дети по абзацам до стр. 114(до слов «….милый дедушка приезжай..») Остановитесь! - Предположите, что произойдет дальше? а) прослушивание учащихся б) послушаем продолжение - Сопоставьте свои высказывания – предположения и то, что написано в тексте. - Подтвердились ваши предположения или нет? в) Вывод какой можно сделать? (Чтобы понять произведение, надо дочитать его до конца!) г) К какому жанру отнесем это произведение? Докажите. Физминутка для глаз. Беседа по содержанию. - Какие чувства испытали? Что вас взволновало при чтении рассказа больше всего? (огорчение, обида, жалость, несправедливость, жестокость). «Ромашка Блума» (составление вопросов по содержанию) -Вопросы учителя: - Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса, «на деревню дедушке», т.е. неизвестно куда). - Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество) - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) - Кто является главным персонажем этого произведения? - Что обозначает слово персонаж? (герой произведения) - Как можно назвать слова герой и персонаж? (синоним) - Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”, «Ваня», «Иван»? О чём говорит такое название? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними; о небрежном, унижающем отношении к персонажу) - Найдите предложения в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика? (стр. 111 … Нету никакой моей возможности…а то помру.., стр.112 …просто смерть одна… ). - Смотрите, дети, какие страшные слова: «смерть одна», какая безысходность. - Какой фразеологизм вы нашли в тексте? (стр. 113 «секи как Сидорову козу»). - Что означает? (наказывать) Физминутка -Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым. -Поднимите руки те, кто считает себя любимым. -Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным. -Сделайте 2 прыжка те, о ком заботятся родители. -Сделайте 2 приседания те, кто провел радостные летние каникулы. -Улыбнитесь те, кто считает себя счастливым. Характеристика главного персонажа - Давайте попытаемся составить образ Ваньки. - Чтобы более точным получился его образ, что необходимо описать? О чем рассказать? (портрет, обязанности, обстановку, где жил мальчик, чувства и поступки Ваньки) - Для более продуктивной работы предлагаю каждой группе памятку- инструкцию. Внимательно прочитайте её и приступайте к работе. По необходимости воспользуйтесь учебником. Проверка. Цитатная последовательность событий (см. Приложение) Работа с пословицами - Прочитайте про себя пословицы и подберите ту, которая подходит к теме нашего урока. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Кто хвастать любит, тот наказан будет. 3) В сиротстве жить - только слезы лить. 4) Одна голова хорошо, а две лучше. -Почему? Как понимаете? Кого называют сиротой? (ребенок, у которого нет родителей) Картинная галерея -Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… О чем я говорю? Только ли словами можно выразить своё отношение к окружающему? (нет, свое отношение к окружающему миру, можно выразить с помощью творчества). Картина «Свидание» написана Маковским В. В 1883г. На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды. Маковский был современником А.П.Чехова. -Помогает ли художник увидеть ту страшную жизнь, о которой рассказал Чехов? -Страшно ли тебе оставаться в этом времени? (А ведь в нем жили и были детьми твои прабабушки и прадедушки) -Какое настроение вызвал у вас рассказ А.П.Чехова «Ванька»? - Чем заканчивается рассказ? (многоточием) -Как вы думаете, что это значит? -Для чего А.П.Чехов написал это произведение? (Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам: «Цените свое детство! Цените, что имеете!) Домашнее задание. -Выразительное чтение эпизодов, составление словарика в Рабочей тетради. На следующем уроке продолжим работу над произведением Чехова. lV. Включение в систему знаний. Синквейн. - В заключение мне хотелось бы сказать, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. - Что это? (Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.) Схема – слайд. Жизнь (Ваньки) голодная, несчастная, заставляет, мучает, надеется Жизнь моя пропащая. судьба Рефлексия: Продолжи предложения: Мне показалось важным, что…. Я понял, что… Я почувствовал, что… - Сделайте вывод, что вам дал урок для жизни? - Что своим произведением хотел показать нам автор? (Жестокость и несправедливость того времени, даже по отношению к детям Он как бы говорит нам: «Цените свое детство! Цените, что имеете!) - Какая из пословиц подходит к нашей работе на уроке? (Одна голова хорошо, а две лучше.) Почему? (Когда работаем вместе, сообща у всех всё получается) - Оцените работу на уроке. | Настраиваются на работу, психологический настрой Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел» Рассказ о Прошке (выступления 2-х обучающихся) Ответы уч-ся Прогнозирование Формулируют цель урока Рассматривание, предположение Разгадывают ребус Формулируют цель и задачи Просмотр Видеоурока «А.П.Чехов» Работают с выставкой книг Организация групповой работы Сообщение о жизни при крепостном праве в России, о сапожном деле (выступают обучающиеся из группы «знайки»). Предварительный поиск информации в дополнительной учебной литературе, интернете. Хоровое чтение слов, рассматривание иллюстраций Группа «исследователи» работают с Толковым словарем Выступление обучающихся из группы «исследователи» (предварительная работа с экспонатами школьного музея –«колодки», «образ») Читают вслух Предположение Вывод Доказывают, называя особенности рассказа Работают обучающиеся из группы «Почемучки» :задают вопросы (Куда…? Почему…? Зачем…? Как…? Объясни…? Что было бы, если…?) Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, выборочно зачитывают. Работа со значением слов Творческая работа в группах, используют памятки-инструкции, поиск информации в тексте учебника. Защита мини-проектов. (от каждой группы по 1 чел.) В группах на листочках, самопроверка по образцу Выбор, доказательство, вывод Работа по картине (репродукция), рассматривание, предполагаемый сюжет, чувства Работа группы «исследователи» - выход в интернет, поиск информации: сюжет картины, перевод в бумажный вариант, выступление Высказывают свои предположения Вывод уч-ся , работа в группах Ответы обучающихся Ответы детей Самооценка деятельности на уроке; фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. |
Памятка – инструкция № 1
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Какова его внешность?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы
Памятка – инструкция № 2
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Памятка – инструкция № 3
Интерьер (обстановка, где жил Ванька).
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Памятка – инструкция № 4
Чувства Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что для Ваньки является светлым воспоминанием?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. О чем писал он в письме деду?
4.Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого..
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
«Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками…»
«Он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, и прерывисто вздохнул.»
.
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.»
.
«А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.»
«А Москва город большой»
« Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...»
«А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.»
.
«Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой..»
.
«Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение»
Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение» /по УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/ по теме «Знакомство с согласными буквами Ж, ж, соглас...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему: «Картинная галерея»
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана 2.Воспитательные воспитывать эстетический вкус; - развивать речь, логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить с...
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...