Валентина Осеева «Хорошее»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Леоненко Кира Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 2 класс.- Москва, «Просвещение», 2016 г.

Тема урока

Валентина Осеева «Хорошее»

Цель урока

— обогащение нравственного опыта младших школьников cредствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

-развитие художественно-творческих и познавательных cпособностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— развитие художественно-творческих и познавательных cпособностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; cовершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

 -Cоздать условия для понимания учащимися    значимости доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки, путем осмысленного чтения и анализа рассказа «Хорошее» В. Осеевой

Универсальные учебные действия

Личностные:

-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;

-соотносить выполнение заданий с образцом;

- корректировать выполнение задания;

-оценка своего задания и саморегуляция.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-выполнять различные роли в группе.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

-смысловое чтение;

-знаково- символические действия;

-анализ объектов с целью выделения признаков( существенных и несущественных);

-установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  

- познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• прогнозировать содержание произведения;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи

  • читать вслух
  • соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
  • объяснять нравственный смысл рассказов.
  • понимать авторское отношение к героям, выразительно читать по ролям.
  • составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Ресурсы

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие «Литературное чтение»

Презентация к уроку, раздаточный материал.

Видеоролик «Хорошее», «Биография Валеентины Александровны Осеевой»

Этапы урока

Cодержание

Средства организации

учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята!

В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

Слайд1.

Организация внимания учащихся

«Включение» внимательности

II. Сообщение целей и постановка задач урока.

Урок литературного чтения. Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать.

-Для того чтобы получить знания и уметь ими пользоваться, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.

-Назовите их!

Слагаемые успеха:

 

Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

Слайд 2

Установка на учебную деятельность

Организация обобщения

Положительная реакция на установку учителя

Трудолюбие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, внимание, терпение и прилежание.

«Хоровое» чтение качеств со слайда

III. Актуализация знаний учащихся.

IV. «Открытие» темы урока

-«Включите»  внимание.

 Сейчас вы увидите компьютерную

 зарисовку. Ваша задача-

 определить тему увиденного.

-Как вы думаете, какова же тема телевизионного сюжета?

- Давайте соберём все наши идеи в

 « КОРЗИНУ ИДЕЙ»

- Докажите свой выбор.

- Попробуйте определить тему нашего урока

-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?

Прочитайте фамилию и имя  автора, выбрав буквы русского алфавита.

NВDАHЛJЕKНYТRИНА  ОJСWЕQЕVВGА

- Давайте познакомимся с биографией этой писательницы. (просмотр видеоролика)

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

-Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете

Пусть эти слова будут девизом нашего урока

Видео- приложение: «Лишь другая колыбельная» (запуск осуществляется при помощи проигрывателя Windows Media, либо – Media Player Classic - Homecinema);

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 9.

Слайд 10.

Постановка проблемы,

побуждение к зрительному восприятию видео-приложения.

Сбор идей

Воспроизведение

Фронтальная работа

Подготовка учащихся к восприятию новой темы

Демонстрация слайда, организация внимания

Зрительное восприятие.

Обсуждение увиденного,

формирование темы текста

Запись темы на индивидуальных листах, с отправкой в

«КОРЗИНУ ИДЕЙ»

Выбор самого подходящего названия

Прогнозирование темы урока, обоснование, формулировка

Выслушиваются мнения учащихся

( В.Маяковский, Н.Носов, А.Барто, Л.Н.Толстой, В.Драгунский, В.Осеева,..- те писатели, которые писали произведения о детях и их поступках.)

Восприятие

Восприятие

V.Основная часть.

Первичное восприятие

Вторичное восприятие

VI.  Итог урока.

-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? (о хороших делах, о хороших поступках, о хороших людях)

- Давайте с вами заполним дерево предсказаний.

 -Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)

 -В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

- Сейчас мы прочтем этот рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным.

- Читать будем до остановок

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

-Как вы думаете, что ответила мама Юре?

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали рассказ. Для этого используем приём  «Толстый и тонкий вопросы» 

1 команда

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Какой это рассказ – веселый или грустный?
  • О чём попросила мальчика сестрёнка?
  • Какое отношение к Юре у вас появилось?  (не очень хорошее – обидел сестрёнку, няню, собаку)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Как зовут главного героя?
  • Как звали собаку?
  • Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? (думал о себе, а не о других)

(Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- а теперь вам предстоит поработать с текстом.

Физкультминутка

– Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

Динамическая речевая  разминка: 

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

2) Отрабатываем произношение согласных:

Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух «Жужжащее чтение».

1) Словарная работа.

- Перед тем, как прочитать рассказ, давайте поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:

солнце

что-нибудь

что, его, у него

Работать будем по группам.

 – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

Перечитайте текст и заполните таблицы.

- 1 группа 

При чтении рассказа вы должны отметить всё, о чём мечтал Юра.

- 2 группа 

При чтении рассказа вы должны отметить поступки, которые совершил Юра.

1.Обидел сестрёнку

2.Нагрубил няне

3.Прогнал собаку

Таблицы вывешиваются на доску.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры? (плохие)

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

 

-Почему Юра не заметил простых дел? (Думал о себе, а не о других).

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете,

О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.

Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

Работа в парах по характеристике Юры

-Как автор относится к своему герою?

- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

-Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

-Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

-Какой же был Юра?

- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки.

Резкий

Угрюмый  

трусливый

Дерзкий  

послушный

жадный

вежливый

Эгоистичный  

Грубый

думающий о себе

внимательный

Хмурый  

Отстраненный  

- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.

Работа с пословицами (в парах).

- На уроках чтения мы часто с вами вспоминаем один из жанров устного народного творчества – пословицы.

Рассыпались пословицы. Собери и обьясни смысл пословиц. Какая конкретно подходит к нашему произведению.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

-Над чем заставил вас задуматься рассказ

Заключительная минута тишины

Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили?

Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Чему я хотела научить вас этим уроком?

Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека

Обобщение по теме урока

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

- А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я 
— да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

Рефлексия

-Оцените своё состояние после урока.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 2 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд

Слайд 16.

Слайд 20.



Постановка проблемного вопроса

Мотивация учащихся к освоению материала

Заполнение дерева предсказаний

Чтение текста учителем.

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация фронтальной работы

Чёткое проговаривание стихотворного текста

Организация работы по тренажеру

Организация самостоятельной работы с текстом

Организация фронтальной работы

Организация групповой работы с использованием раздаточного материала

Выведение на экран слов- характеристик

Организация парной работы

Организация внимания учащихся

Организация самооценочной деятельности учащихся

Высказывания учащихся

Учащиеся выбирают из предложенных вариантов о чем будет произведение

Слушание

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Выслушиваются мнения детей

Поиск ответов на поставленные вопросы

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией

Выполнение специального упражнения

Работа по тренажеру

Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте.

Да.

Зачитывание помет, сделанных в тексте.

Поиск ответов на поставленные вопросы

Групповая работа.

Анализируют, классифицируют, обобщают; обсуждают,

ведут диалог.

Конкретизация слов- характеристик

Поиск подходящей пословицы

Дети становятся друг против друга. Когда учитель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да

Выбор соответствующих состояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валентина Осеева "Почему?"

Данная разработка урока знакомит с  работой над произведением В.Осеевой "Почему" и учит третьеклассников  нравственному отношению к жизни....

Конспект урока чтения по теме: "Рассказ Валентины Осеевой "Кто наказал его?"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

конспект занятия Валентина Осеева "Бабка"

Данный конспект разработан  для чтения на внеклассном занятии для воспитания нравственного начала у детей младшего школьного возраста....

конспект занятия Валентина Осеева "Бабка"

Данный конспект разработан  для чтения на внеклассном занятии для воспитания нравственного начала у детей младшего школьного возраста....

Литературное чтение. Валентина Осеева "Волшебное слово", 3 класс, УМК "Гармония"

Урок литературного чтения по учебнику О. В Кубасовой с использованием презентации. 3 класс. Тема: В. Осеева "Волшебное слово".Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного форм...

Технологическая карта урока по теме: "Валентина Осеева "Хорошее".

Технологическая карта урока по литературному чтнею во 2 классе. Тема: В. Осеева «Хорошее»...

Валентина Осеева "Хорошее"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе...