Валентина Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данная разработка урока знакомит с работой над произведением В.Осеевой "Почему" и учит третьеклассников нравственному отношению к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseeva_pochemu.doc | 46.5 КБ |
pochemu.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: В.А.Осеева «Почему». (сл № 1)
Цели: - познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»;
- дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;
- показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;
- научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст;
- развивать связную речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;
- воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.
I. Организационный момент.
Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?
Почему друзей в дороге за руку берём?
- как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?
- об этом мы поговорим чуть позже.
II. Проверка дом.задан.
- «озвучить» любую из картинок (рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»)
■ – отлично.
□ – хорошо.
- надо постараться.
III.Сообщение темы урока.
1.Знакомство с писательницей В.А.Осеевой.
- какие произведения В.Осеевой вы знаете? («Васёк Трубачёв и его товарищи», «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища» и др.)
2. В.А.Осеева родилась 15 апреля 1902 г. в Киеве в семье инженера. После школы училась на актёрском факультете. После семья переехала в Москву. С 1924 – 1940г. Осеева работала педагогом в детских домах для беспризорников. В 1940 г. вышла первая её книга «Рыжий кот».
- творчество В.А.Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Её произведения помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.
IV. Работа над произведением В.Осеевой «Почему».
1.Словарная работа.
А) черепки, долетающий, приоткрытую, приподнялся, расстроенный, забарабанили.
Б) с. 120 учебник.
2. Знакомство с текстом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).
Физминутка.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вместе прыгнем и присядем,
Встанем ровно, снова сядем.
Чтоб случайно не отстать, другу надо помогать.
3.Ответы на вопросы.
- что произошло в столовой?
- признался ли герой в содеянном?
- как мама наказала Бума?
4. Сравнение отрывков текста.
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
Тихонько сполз – встал.
- Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик)
- а теперь, как он тихонько сполз (показывает другой)
- есть разница? Какая?
- какой можно сделать вывод?
(замена лексического значения слова играет важную роль).
-далее.
- пропустила слова: (колени у меня задрожали, язык заплетался)
-зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?
(помогают оценить состояние мальчика)
- дальше.
- не поставила многоточие: «Это…Это…Бум!»
- ну и что, подумаешь какие-то точки! Почему они важны?
-вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться одно лишь слово.
5.Работа в парах. (Кластер)
В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.
Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА.
Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.
(сл. № 2) (сл. № 3)
--С чем связано такое настроение природы? (настроение мальчика)
- как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? (настроение или душу героя).
- а теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.
(«..Мама, это я разбил чашку).
- обращаясь опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания?
(светлее, чище)
6.Синквейн.
- что живёт в душе нашего героя? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.
1… (Сл. №4, сл. № 5)
2.Чистая, беспокойная.
3.Мучает, побуждает, возвышает.
4.Стыд не дым, а глаза ест.
5.Честь. (СОВЕСТЬ)
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
7.Выборочное чтение. Составление вопросов.
- в каких случаях задают вопрос «Почему»
(когда хотят выяснить причину) - почему рассказ называется «Почему?»
- найдите эпизоды в тексте, которые вызывают у нас однозначные и проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему». (Сл. №6)
I часть. |
Что разбил мальчик? | Почему разбилась чашка? |
Кого обвинил мальчик? | Почему мальчик не признался? |
Расстроилась ли мама? | Почему мама расстроилась? |
Было ли герою стыдно? | Почему герою было стыдно? |
II часть |
Где оказался Бум в наказании? | Почему меня выгнали? |
Когда мальчик решил признаться? | Почему мой сын не сказал правду |
Бранила ли мама героя? | Почему мама нисколько не бранила меня? |
-на какие вопросы проще ответить? На какие сложнее? (ПОЧЕМУ?)
8. Групповая работа.
- как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?
(Почему мальчик признался)
Выбери правильный ответ: (Сл. № 7)
□ Мальчика мучила совесть;
□ Мальчику было жаль Бума;
□ Мальчик боялся наказания;
□ Мальчик жалел маму.
Дом. задан. Я предлагаю вам задание на выбор (Листок читателя)
9.Рефлексия.
- на какой вопрос сложнее всего было ответить? ПОЧЕМУ?
(он главный, в нём заключается вся проблема произошедшего, можно ответить по-разному, т.к. могут быть разные мнения)
- какие выводы вы сделали для себя после чтения этого рассказа?
V. Итог.
Оцените свою работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… Чистая, беспокойная. Мучает, побуждает, возвышает. Стыд не дым, а глаза ест. Честь.
Совесть. Чистая, беспокойная. Мучает, побуждает, возвышает. Стыд не дым, а глаза ест. Честь.
Мальчика мучила совесть; Мальчику было жаль Бума; Мальчик боялся наказания; Мальчик жалел маму.
Мальчика мучила совесть; Мальчику было жаль Бума; Мальчик боялся наказания; Мальчик жалел маму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "День Святого Валентина"
Материал интересен тем, что содержит не просто сведения о празднике, а дает возможность для проявления творчества учащихся....
"Уроки Валентины Анреевны"
Сценарий классного часа в 3 классе на День Пожилых...
День Святого Валентина или именины любви
Сценарий праздника позволяет познакомить учащихся с историей праздника, воспитывать потребность творить добро, быть чуткими и внимательными по отношению к людям, ответственными и заботливыми. Опублико...
Конкурсная программа ко дню святого Валентина.
Данное мероприятие проходит в виде конкурсов между парами участников, которые совпали на предварительной жеребьевке на основе взаимной симпатии....
Презентация " День святого Валентина"
Просмотр презентации можно организовать во время одного из конкурсов, занять зрителей. родителей....
сценарий к празднику день святого валентина
сценарий к празднику день святого валентина...
День Святого Валентина
В разработке представлено внеурочное занятие по вышеуказанной теме....