Урок Литературного чтения в 4 классе. Тема_ Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Перспектива". Цель урока - познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино", показать историческое значение события, изображенного в произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse._tema_uroki_istorii._m.yu_._lermontov_borodino.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Литературного чтения в 4 классе.
Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Форма урока: интегрированный урок чтения, истории
Цели урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино"
показать историческое значение события, изображенного в произведении;
уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою великую Родину, уважения к великой прошлой России. Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
Узнать содержание стихотворения «Бородино»
Уметь анализировать произведение, выразительно читать отрывок стихотворения.
Личностные:
Формировать навыки добиваться результата.
Закреплять навыки работы в коллективе.
Метапредметные:
Уметь работать с разными источниками информации.
Определять связь литературы с другими предметами.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Умение вести диалог, установление доброжелательного настроя, позитивное оценивание своей деятельности.
воспитание интереса к литературе;
воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
формирование познавательного интереса учащихся к чтению;
Регулятивные УУД
Формулирование темы и цели урока;
Достижение познавательной цели при выполнении учебных действий.
Умение самостоятельно организовать свою деятельность, умение работать в группе.
Познавательные УУД:
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Использование различных источников информации, извлекать информацию,
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста,
строить рассуждения, делать выводы
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Уметь осмыслить тему и основную мысль стихотворения
Виды деятельности:
-познавательная, проектная деятельность;
- беседа;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
- создание творческого проекта.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино»;
Репродуктивная: работа над словарем, наблюдение над речью рассказчика; работа с литературоведческими терминами, выразительное чтение.
Продуктивная, творческая: устное словесное рисование портретов участников, представление результатов исследования в виде доклада
Поисковая: комментирование художественного произведения, выделение цитат из текста и соотнесение их с иллюстрациями художников, поиск информации на заданную тему.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Мы настроились на рабочий лад. Пусть у нас всё получится.
2. Прогнозирование.
- Как между собой связаны эти люди? (На слайде полководцы России- Суворов, Кутузов; флотоводец Ушаков)
- А на следующем слайде кто? Что их связывает? (Пушкин, Лермонтов, Есенин)
- Тогда что может объединять Кутузова и Лермонтова? (Слайд)
- Может быть, вы сможете сформулировать тему урока? (На слайде появляется: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится «Бородино»
Учитель обращает внимание детей на эпиграф “Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!”
- О чём мы будем говорить сегодня? (Об истории и о литературном произведении).
1.Что такое Бородино? (Поле, где состоялось сражение)
2.В каком году было это сражение? (1812)
3.Кто и с кем сражались в этой битве?
4.Кто был командующим русской армией?
5.Кто возглавлял армию французов?
Историческая справка. (Чтение текста из учебника окруж. мира о Бородино)
-Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения?
Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом?
- Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос.
Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников.
Оно было написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы.
Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. Поэтому Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное произведение “Бородино”.
3. I этап: Работа с текстом. Первичное чтение.
Просмотр видео Бородино с текстом.
4. Выявление совпадений.
- Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение? (Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России).
5.Перечитывание текста в учебнике
II этап: Работа с текстом (истолкование и оценка)
-А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Как эти 7 строк называются, вспомните? (строфой).
Читаем 1 и 2 строфу
–Кто герои стихотворения (После того, как дети сами назовут, когда будет прочитана 1 и 2 строфы) Молодой человек (солдат) и пожилой солдат.
1. Сколько лет служили в армии в 19 веке? (Ученик: 25 лет.)
2. Почему Москва, спаленная пожаром, отдана французам?
3.С какой целью спрашивает молодой человек об этом старого солдата?
4.С чего начинается 2 строфа?
5.К кому обращается старый солдат?
6.С каким чувством рассказывает старый солдат свою историю?
Читаем самостоятельно 3 строфу.
1.Какое местоимение употребляет старый солдат? Почему?
2. Какова основная мысль? (недовольство русских солдат отступлением. Они готовы к славе, к битве, а командиры ждут. Поэтому часть состоит из вопросительных предложений)
Читаем 4 строфу.
– Словарная работа РЕДУТ
Ушки на макушке – (прислушиваются к тому, что делается у французов)
Читаем 5 строфу.
1.Какое местоимение?
2.Кем был солдат? слайд 9
3.В каком значении употреблены слова: друг, мусью, брат?
Слайд 10 мусью
4. С какого момента начинают развиваться события боя?
5. Как в композиции называется момент, с которого начинают развиваться события? (Завязка)
6. «Уж мы пойдём ломить стеною!» (смело, плотными рядами)
«Уж постоим мы головою» (не пожалеем своей жизни)
Читаем 6 строфу.
1.Местоимение? 2.Настроение?
3.Почему предложения в кавычках?
4.Словарная работа 11слайд – КАРТЕЧЬ
5.Что значит «поле сечи грозной», «ночная пала тень»?
Читаем 7 строфу.
2.Словарная работа
12-13 слайд – ЛАФЕТ
3. Какое настроение у французских и у русских солдат перед боем? Почему французы ликовали? (они уверены в победе)
4.Словарная работа.
14слайд – БИВАК
5.Как ведут себя наши солдаты? (А наши молча готовились к решающей битве. Ведь позади Россия!)
6.Словарная работа
15 слайд – КИВЕР
- Слад №10
Читаем 8 строфу слайд 16
1.Найдите метафору. 2.Настроение.
3.Что значит: «Рожден был хватом» 17 слайд – БУЛАТ
Читаем 9 строфу
2.Что делают солдаты? (Дают обещание)
4.Что значит: «наши братья умирали»?
Работа с иллюстрацией.
Подвиг солдат генерала Раевского. Самокиш Н.С.
Историческая справка:
Генерал Раевский показал пример героизма. В этом бою с легендарным генералом находились два его сына. Старший Александр – 16 лет и младший Николай, которому не исполнилось и 14 лет.
Раевский спрыгнул с коня и выхватил генеральскую шпагу. В этот момент Николай был уже рядом. Александр тоже подбежал и встал по правую руку отца.
– Слушайте, братцы! Я здесь с вами. И дети мои со мной. Мы все идем в этот смертный бой. Жертвую всем ради вас и ради Отечества. Поднимем француза на штыки! Вперед! За мной!
Барабанщик забил атаку. Генерал взял Николая за руку и со шпагой в правой руке двинулся навстречу неприятелю. Александр шел тут же, подле знамени. Вздрогнули бывалые солдаты. Многое видывали они еще при Суворове, да и в австрийском походе. Но чтобы генерал шел впереди со своими детьми – никогда. В едином порыве, без команды смоленцы вскричали оглушительное «ура» и бросились на врага. Знали французы, что их больше числом, но вновь не выдержали натиска, побежали.
Читаем 10 строфу.
1.Что сейчас начнется?
2.Словарная работа. УЛАНЫ, ДРАГУНЫ
3.Глаголы. (Быстрота действий и смена событий)
Читаем 11 строфу.
1.Обращение.Настроение. Глаголы. 2.Что значит «гора»?
Читаем 12 строфу. Восторг. Патриотизм. Ужас.
Читаем 13 строфу
Как называется точка наивысшего напряжения в событиях? (Кульминация)
После кульминации идет развязка. БАСУРМАНЫ
1.Что значит «до конца стоять»?
2.Кого стали считать бойцы? Погибших или уцелевших?
Читаем 14 строфу.
Сравнение 1 и 14 строф
Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой «Богатыри – не вы»
Богатыри - это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу спасти от врагов
6. Ш этап: Работа с текстом после прочтения.
Исследовательская работа
В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?
Задание: Составь характеристику рассказчика
Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий |
Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит “я” и “мы” |
Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
Сделаем вывод: рассказчик – какой он?
(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).
Вывод:
Сегодня мы вкратце говорили об истории и о литературном произведении. Все они посвящены одному и тому же событию – Бородинскому сражению. О том, что вы узнали и поняли на этом уроке, я хочу проверить устным опросом.
10. Итоги урока. Что нового вы узнали о Лермонтове.
|
Слово учителя: Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
11. Рефлексия
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
- Считать ворон
- Шевелить мозгами
- Краем уха
- Хлопать ушами.
Закончи фразу (Рефлексия по содержанию)
- Сегодня я узнал...
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).
12.Домашнее задание
- Подготовить сообщение о русской и французской армиях в сравнительной таблице.
- Выучить наизусть понравившийся отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....
Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"
В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....
Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»
Конспект урока литературного чтения 2 классТема урока: И.А. Бунин«Матери»...