Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка". | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, 3 класс.
Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Колесникова Оксана Петровна, учитель начальных классов
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
Планируемые результаты:
Предметные:различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».
Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.
Метапредметные УУД:
познавательные:понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
коммуникативные:адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;
регулятивные:выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".
Ход урока.
- Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Ребята, улыбнитесь друг другу, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
II. Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?
Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?
Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого .
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд. О каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
(Демонстрируется запись темы).
-Это быль.
– Что означает слово быль?
- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка».
-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
- Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .
- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
V. Итог урока: рефлексия.
- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: стр.160-162 – пересказ (от лица льва).
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
«Снежинки» Закружились, завертелись Покружиться на месте. Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей Поднять руки. Легкие пушинки. Покружиться на носках. Чуть затихла злая вьюга - Опустить руки, встать прямо. Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу. Заблистали, словно жемчуг, Встать, руки вперёд. Все дивятся чуду. Развести руки в стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка" Л.Н.Толстого.
Презентация к открытому уроку...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (3 класс)
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».Цели урока: Создать условия для:ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствова...