Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Учитель | Полищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKw |
Класс | 4 |
Автор УМК (программы учебного курса) | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина |
Тема урока | «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_0.pdf | 492.94 КБ |
Презентация | 682.53 КБ |
Самоанализ урока | 25.52 КБ |
буклет | 1.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики» учителя начальных классов Полищук Ольги Константиновны.
Урок литературного чтения по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»», является третьим уроком из раздела «Страна фантазия». Задачей раздела является расширение круга детского чтения новыми произведениями фантастического жанра. Обучающиеся, погружаясь в фантастический мир произведений раздела, фантазируют, развивается их воображение, способность нестандартно мыслить, обогащается словарный запас новыми словами.
Еще одной задачей раздела является формирование умения определять особенности фантастических произведений. На данном урокеобучающиеся закрепляли понятие фантастического жанра. Ребята познакомились с биографиейписателя Кира Булычева. В конце раздела, на уроке закрепления и обобщения знаний по изученному материалу, обучающимся будет предложена творческая работа по созданию собственного литературного произведения в жанре фантастики.
Данный урок является частью методической системы по теме: «Формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время внеурочной деятельности». При разработке методической системы я опиралась на Национальный проект «Образование», который реализуется во всех регионах Российской Федерации, в том числе и в Смоленской области. Цель проекта – обеспечение глобальной конкурентоспособности россйского образования, вхождение в ТОП 10 ведущих стран мира по качеству общего и начального образования, а также воспитание гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, формирование функциональной грамотности, т.е. способности личности вступать в отношения с окружающей средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Ее базовым компонентом является читательская компетентность обучающихся школы. Урок литературного чтения, в основе которого лежит работа с текстом, раскрывает в полной мере особенности моей методической системы по формированию читательской компетенцииобучающихся младших классов.
.Тип урока – урок открытия нового знания. Соответствует данному типу уроку, целевое назначение которого является знакомство с новым произведением литературы.
Урок проводился в 4 классе. В нем 9 учеников. Присутствовали все. Ученики активно взаимодействовали со мной. В процессе проведения урока, я заметила, что материал им интересен.
Рассмотрим структуру проекта урока в концепции моей методической системы подробнее.
Дидактическая цель урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики» - продолжать формирование понятия фантастического жанра произведения, познакомиться с отрывком из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики», развивать творческое воображение, диалогическую речь, воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к ней.
Цель урока определяли обучающиеся, опираясь на прием обучения смысловому чтению – «Опорные слова», объединив слова, выведенные на слайде в логической последовательности.
На этапе антиципации текста (дотекстовом этапе) обучающиеся учатся прогнозировать содержание незнакомого текста. У них формируется умение думать над текстом до его прочтения. Работая с заголовкомтекста ученики опираются на внетекстовую информацию, у них формируется смысловая догадка о содержании текста. Поэтому на представленном уроке, на дотекстовом этапе работы с текстом, кроме приема«Опорные слова», для определения темы и цели урока я использовала прием «Предскажи будущее». Обучающимся предлагалось познакомиться с иллюстрациями произведения и на их основе предположить то, о чем пойдет речь в тексте. В целом, их предположения оказались верными, и при этом некоторые обучающиеся вывели интересные догадки о том, что «Кустики» пытались украсть ручку и пенал, напакостили, и поэтому герои решили с ними бороться.
Текстовый этап включает в себя работу над текстом во время его прочтения. После первичного восприятия текста детьми и определения жанра прочитанного произведения я предложила работу с толковыми словарями-буклетами, которые спроектированы мною самостоятельно. Работа с данным дидактическим материалом основана на приеме «Установи соответствие». Обучающиеся устанавливали соответствие между лексическим значением слова и его изображением. Работа проводилась в парах, что одновременно способствовало развитию коммуникативных умений обучающихся и их умений сотрудничать.
При повторном воспроизведении текста детьми использовался такой вид деятельностикак чтение по частям. При этом, после прочтения каждой части текста, применялся прием обучения смысловому чтению «Толстые и тонкие вопросы».
Например:
- Где росли кустики? – «Тонкий вопрос»;
- Почему они росли у родника? - «Толстый вопрос».
Напослетекстовом этапея использовала сразу несколько приемов обучения смысловому чтению.
1) Составление сравнительной характеристики (обучающиеся сравнивали космические растения и растения с планеты Земля).
При составлении сравнительной характеристики четко отслеживалась межпредметная связь урока литературного чтения с уроком окружающего мира. Обучающиеся определили, что все растения относятся к живой природе, выделили признаки принадлежности к ней.
2) Практическая деятельность (рассада помидор со школьной экспериментальной площадки по биологии требовала полива).
В ходе данного вида работы ученики сделали вывод о потребности растений в воде, в уходе, в бережном отношении.
3) Краткая творческая работа (прогнозирование дальнейшего развития сюжета отрывка).
Обучающиеся верно определили финал отрывка Кира Булычева «Кустики», а затем определили его главную мысль.
На этапе рефлексии приемом «Продолжи предложения» мы с обучающимися закрепили понимание основной мысли произведения, а также дали рекомендации всем жителям планеты Земля по бережному отношению к природе. Приход к такому результату в конце урока, дает понимание того, что планируемые результаты урока достигнуты. Реализована цель проекта урока.
Я использовала на уроке следующие средства ИКТ: презентацию и голосовой помощник «Алиса». «Алиса» связывала этапы урока, поощряла обучающихся, что стимулировало их познавательную деятельность во время урока.
Домашнее задание задано в соответствии с инструкцией, диференцировано. Объем домашнего задания оптимальный. Одна группа будет выполнять задание с использованием цифрового образовательного ресурса – электронной образовательной платформы «Учи.ру».
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Активность была100%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.
Дети остались уроком довольны.
После урока было проведено краткое анкетирование обучающихся, в ходе которого 77% учеников ответили, что их заинтересовали литературные произведения фантастического жанра, 44% обучающихся проявили желание прочитать фантастическую повесть «Путешествие Алисы» полностью. Такие результаты не могут не радовать любого учителя.
Традиционными показателями сформированности основ читательской компетенции младших школьников принято считать следующие критерии:
-мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;
-когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;
-деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.
В своей методической системе по формированию читательской компетенции младшего школьника, я определила еще один, не менее важный для данной системы критерий – ценностный. Стратегия развития и воспитания Российской Федерации» ставит одной из приоритетных задач воспитания - формирование новых поколений разделяющих традиционные нравственные ценности Российского общества. Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатовразвития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации. Ценностный критерий включает в себя понимание главной мысли литературных произведений, сформированность на ее основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей человека, применение в жизни моральных и этических норм поведения человека. Воспитательный потенциал урока соответствовал экологическому направлению реализации «Стратегии развития и воспитания Российской Федерации». В уроке он раскрыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, пр...
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».
Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства»....
Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД....
Технологическая карта урока на тему фантастическая повесть Кира Булычева "Путешествие Алисы" с применением кейс-метода (из опыта работы учителя)
Технологическая карта урока на тему фантастическая повесть Кира Булычева "Путешествие Алисы" с применением кейс-метода (из опыта работы учителя)...
Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Преемственность начального и среднего звена"
Презентация...
Технологическая карта индивидуального развивающего занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.
Аннотация. Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего обр...
Проект внеурочного занятия учителя начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» по теме «Как стать счастливым?»
Проект внеурочного занятия учителя начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» по теме «Как стать счастливым?», в 4 классе Полищук Ольги Константиновны.Тема занятия: Ка...