Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Преемственность начального и среднего звена"
презентация урока для интерактивной доски
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени . Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания.
Что нужно сделать, чтобы этого не произошло ? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения ? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития обучающихся? Как сохранить здоровье, состояние организма обучающихся? Как учить, чтобы не переучивать? Каковы типичные ошибки и как их избежать?
Современная школа обучается по ФГОС,а в основе ФГОС лежит принцип: Единства преемственности и развития. преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность , как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
– это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность в образовании . Требования к результатам
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. 1. Требования к результатам
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию. Программа формирования УУД включает в себя:
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Метапредметные результаты НОО ООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование , нравственно-этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД Общеучебные , знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты Определены с учетом содержания учебных предметов Планируемые результаты
Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО. Содержание: 1 этап - предварительный : 1. Анализ результатов уровня знаний, УУД , соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения; 2. Составление психологической характеристики классного коллектива; 3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями; 4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе; 5. Анализ уровня здоровья учащихся. Организация работы по преемственности между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО)
2 этап – основной: Входная диагностика знаний, УУД; Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС; 3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации ; 4 . Родительские собрания с участием учителей.
3. Заключительный этап: Анализ итогов обучения в 5 классе; Подведение итогов работы по преемственности, определение трудностей в развитии учащихся; Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.
№ Мероприятие Цель проводимого мероприятия Сроки проведения Ответственный за проведение Выход 1. Входная диагностика Определить степень устойчивости знаний за курс начальной школы 2-3 неделя сентября Заместитель директора по учебной работе, руководители ШМО Анализ, коррекционная работа с учащимися
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Взаимопосещение уроков, совместные заседания МО учителей среднего звена и учителей начальных классов
Рекомендации: Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы один уровень школы готовил основу для последующих в рамках ФГОС. Осуществлять преемственность связей в содержании и методах обучения. Создавать методические рекомендации по преемственности в преподавании русского языка и математики.
Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на МО учителей начальных классов "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"
Технология критического мышления может использоваться на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, реже на уроках математики (например, кластер). Данная технология имеет свою структуру построен...
Выступление на педсовете школы по теме"Готовность учащихся 4 класса к продолжению учения в среднем звене основной школы". Презентация "Школьные годы чудесные"
В данном материале предлагается обобщенный материал о социальном статусе семей, в которых проживают учащиеся 4 класса, их успеваемость, характеристика детей, результативность учебной и воспитате...
Рабочая программа учителя начальных классов по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по русскому языку,литературному чтению,окружающему миру и математике по УМК "Начальная школа XXI-века"...
Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.
Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
Родительское собрание " 4 класс. Подготовка к переходу в среднее звено"
Презентация к родительскому собранию....