Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Суспицына Татьяна Михайловна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

в 3 классе по теме: «Литературная гостиная»

 

Сергей Есенин «Пороша»

Суспицына Татьяна Михайловна

МБОУ Сосновская СОШ №1

Учитель начальных классов

29 лет педагогического стажа

Высшая категория

УМК «Гармония»

Автор О.В.Кубасова

учебник литературного чтения

 3 класс часть вторая

2014г.

Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина, показывать и учить видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

 Задачи:

  1. Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся.
  2. Развивать умения учащихся критически мыслить.
  3. Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты

Личностные:

Формирование основ гражданской идентичности, формирование ценностных

ориентиров, эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные:

Целеполагание, контроль, включая волевую саморегуляцию, коррекция, оценка.

Познавательные:

Работа с информацией, анализ содержания произведения

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, умение слушать и слышать, построение речевых высказываний

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Ход урока.

I.Организационный момент

              Прозвенел звонок для нас!
               Вы зашли спокойно в класс,
               Встали все у парт красиво,
               Поздоровались учтиво.
-Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

- Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

- Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

- Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит ещё одна встреча с великим поэтом,  удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку творчества Сергея Есенина.

II.  Погружение в урок. Актуализация опорных знаний.

-А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная  музыка русского композитора  Петра  Ильича Чайковского.

-  Что такое гостиная?

Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

- Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся. Предположения учеников.

- Встречать гостей в литературных  гостиных  было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и  музицировали.

-Вот и мы с вами попадем в такую гостиную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

-Давайте определим,  о чем мы  сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

                                                         вьюжная

                                         

                морозная                                  снежная

        

                                                                     суровая                                                нарядная        

                                               студеная

- Сегодня на уроке нас  ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским  поэтом - Сергей Александрович Есенин.

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?

-Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.

Учитель: Как вы думаете, за  что же Сергей Есенин любил зиму? Обсудите с товарищем?

Дети: -Зимой  много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за  падающими снежинками…

А ещё у Есенина уже третье стихотворение о зиме, которое мы изучаем, значит он очень любил зиму! А длинными  зимними  вечерами  под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать.

III. Послушайте стихотворение С. Есенина  «Пороша»

-Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы увидели?

Учащиеся. -Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный…

IV .Словарная разминка. 

-Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения.

-Объясни значение слов пороша, клюка, шаль. Найди их в словаре.

-Какие еще слова вам непонятны?

V.Физкультминутка.

Не боимся мы пороши .

Ловим снег-хлопок в ладоши.

Руки в стороны,по швам.

Снега хватит вам и нам.

По пороше побежали

И снежинкой полетали.

Дыхательная гимнастика.

 -Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

VI. Работа над текстом произведения.

-Стихотворение называется «Пороша». Что же  такое пороша?

Пороша-это слой только что выпавшего снега.

-Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг?

Работа с учебником и рабочей тетрадью.

-Прочитай первое четверостишие.

-Какие звуки слышны в тишине?

-Крики ворон, стук дятла.

-Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай.

-Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения?

-Спокойный, неторопливый, задумчивый.

Работа с тетрадью (с.36, №1).

В отрывке  стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении.

Учитель:

-Прочитайте четверостишие еще раз.

При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки,  как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом.

Уч-ся:

-Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился.

-Всадник очарован лесом, поражен видом сосны.

Учитель:

-Прочитай второе четверостишие.

-Чем отличается слово  «дремлет» от слова «спит»? (работа в парах)

Уч-ся:

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»?

-Дремать - некрепко спать, быть в полусне.

Учитель:

Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес?

Уч-ся:

-Лес не крепко спит.

-Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.

-Значит, он проснется.

Учитель:

-Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора?

-Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса.

Уч-ся:

Поэту жалко сосну.

Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно  («подвязалася  косынкой»).

Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).

Учитель:

-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

-Что вы представляли, читая это четверостишие?

Уч-ся:

Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса.

Учитель:

-При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

-Дочитаем стихотворение.

-Какие представления возникли у вас при чтении?

Уч-ся:

-Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой.       Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль.

Учитель:

-Как надо читать эти строки?

Уч-ся:

-Более быстрым темпом, бодро, весело.

-Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит?  

Уч-ся:

-Все вокруг, и поля ,и луга покрыты снегом.

-Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

-Почему дорога кажется поэту лентой?

Уч-ся:

-Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.

VII. Выразительное чтение. Корректировка и контроль.

-Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать то, что хотел сказать автор и то, что почувствовали мы?

Выразительное чтение.  Работа в группах. Самоконтроль.

VIII. Рефлексия.

-Кому понравилось стихотворение?

Поднимите руку

-Что на вас произвело большее впечатление?

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят  стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

Поэт Николай Браун посвятил Есенину  своё стихотворение.

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

IX. Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы можете выполнить дома?

На следующем уроке проведём конкурс чтецов стихов Сергея Есенина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...