Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Вигель Ольга Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.uspenskiy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение  

Класс:2        

Тема урока: Творчество Э. Успенского

Цели урока: ознакомить учащихся с отрывком из сказки «Крокодил Гена  и его друзья» ;  развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение пересказывать; умение подробно излагать прочитанное; развивать логику, память и внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.
  • Личностные: Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: учебник отрывок из сказки «Крокодил гена и его друзья»., презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, садитесь.

Приветствовать учителя.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

2.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

- Прочитайте чистоговорку про себя. шепотом, в полголоса.

Чтобы разговаривать,

 Надо выговаривать,

 Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

 Мы будем разговаривать,

 Мы будем выговаривать!

 Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всё понятно.

Проговаривать чистоговорки.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3.

Актуализация знаний

Тестирование.

Дома вы должны были пересказывать произведение по плану.

Кто сможет коротко рассказать произведение по плану?

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? (Дети отвечают, что читали внимательно)

А мы сейчас это и проверим как хорошо вы запомнили рассказ «Живая шляпа»  

Поднимите букву, которую считаете верным ответом.

1.Тест (выбрать правильный ответ)

1.Как звали котёнка?

а) Мурзик

б) Васька

в) Матроскин

2.Что делал котёнок в начале рассказа?

а) сидел на полу возле комода и ловил мух

б) спал на диване

в) играл с мальчиками

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович

б) Толя и Коля

в) Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) огурцы

б) картофель

в) помидоры


Ключ к тесту:

1вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

б

А

в

б

Проверять домашнее задание.

Отвечать на вопросы теста

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный:  

Уч. диалог, слово учителя

Анализ произведений

Практический:

 

 – Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. А как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете загадку: 

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, дружок, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены – ... (ЧЕБУРАШКУ)

– Правильно – это Чебурашка. 

 Ребята, кто написал это произведение? (Э.УСПЕНСКИЙ) 

– Сформулируйте тему нашего урока. (МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ ОТРЫВОК «ЧЕБУРАШКА» ИЗ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ» Э. УСПЕНСКОГО) 

– А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ И Т. П.)

– Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 70 лет. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имениЧебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик – с телеги. В результатеполучается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.

– Посмотрите на виртуальную выставку его книг, здесь представлены только некоторые из них, самые известные и любимые его произведения.

 Чтобы прочитать, как Чебурашка появился в городе, мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами. 

ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ

ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ

ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ

А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ

ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ

ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ

НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ

СОБ-СТВЕН-НО-ГО – СОБСТВЕННОГО

 А сейчас будем читать сразу целыми словами. 

ФРУКТ - ФРУКТОВЫЙ

ГРУЗ - ПОГРУЗИЛИ

БРАК - БРАКОВАННУЮ

ЗВЕРЬ - ЗВЕРЁК

ГОРОД – ГОРОДСКОЙ

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Продолжают чтение хорошо читающие дети.)

– Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

– В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.

Физминутка.

Ставить цели урока.

Слушать учителя

Читать сложные слова.

П: строят речевые высказывания;

Осмысленно слушают учителя.

П: Анализ

4.

Решение частных задач

Словесный: Беседа с учителем.

 

Практический: поиск по прочитанному тексту.

  Какие слова вам непонятны? Выясняется их значение.

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта – помещение на корабле.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

- Где жил Чебурашка?

- Как он попал в город?

- Откуда у него такое странное имя?

- Какие чувства вы испытали по отношению к Чебурашке?

А теперь вы будете читать текст, следите внимательно.

Просмотр отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их  смысл.

– Дополните пословицы:  

  • Не имей 100 рублей, а имей … .
  • Нет друга – ищи, а нашёл …  .
  • Хочешь дружить–   сам будь … .
  • Доброе братство –  лучше …  .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.  

   Все: Ребята, давайте жить дружно!

– Только у добрых людей бывает много друзей.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать литературного героя

Чтение текста

Отвечать на вопросы.

Осуществлять поиск  по тексту учебника.

Отвечать на вопросы, анализировать прочитанный текст.

 

  • П: свободно работать с текстом: уметь выделять нужную информацию.

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

5

Итог урока. Рефлексия

Запишите домашние задание: чтение отрывка  «Чебурашка».

Нарисовать иллюстрацию к этому прочитанному отрывку.

–Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто его автор?

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно  жить  одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

Записывать домашнее задание.

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)

План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Э. Успенский «Чебурашка», 2 класс

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»;формирование и развитие нав...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: ознакомление ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с авторо...