Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 3 класс
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи:
Обучающая:
- совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся;
- формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.
Развивающая:
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,
- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Воспитывающая:
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому,
сильнее азарта человеческое чувство - милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками
Планируемые результаты
Предметные:
познакомиться с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
- совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
Метапредметные:
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в группе, получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.
Личностные:
- демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением ИКТ
Используемые методы и приёмы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
2. Аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
3. Аудиозапись. Чайковский П.И.«Времена года-апрель».
4. Репродукция картины В. Волкова«Весеннее половодье»
5 Толковый словарь Ожегова
6. Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
7. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.
II. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н.
А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)
Индивидуальный опрос письменного домашнего задания. Задание 1 группы - выписать эпитеты,
задание 2 группы - выписать олицетворения.
- Что такое эпитеты? (Слова, которые называют характерные признаки предметов,
явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются
эпитетами.)
Что такое олицетворение? ( Слова, употреблённые в переносном значении и
характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.)
Учащиеся зачитывают выполненное задание.
Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.
Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором…» наизусть. (Слушаем несколько
учеников.)
Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши
душу. Таков Некрасов, он любит и крепостных детей и все что его окружает.
А вот как затронуло, душу Евгения Евтушенко
III. Речевая разминка. Слайд
- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то,
что нас окружает.)
IV. Актуализация знаний
К вам на урок я пришла с замечательной книгой и не случайно. Слайд
1. Беседа
- Как называется книга? («Тайны»)
- А что такое тайна? (ответы детей)
Толковый словарь Ожегова дает нам такое объяснение этому слову (зачитать)
- Назовите однокоренные слова к слову тайна
- Подберите синонимы к этому слову
- С каким словом связано слово тайна? (с открытием)
- В математике вы открываете какие тайны?
- Какие тайны вы открываете на уроках русского языка? литературы?
V. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича.
- Попробуйте сформулировать, что сегодня мы будем открывать?
(Попробуем приоткрыть тайны, спрятанные в стихотворении Н Некрасова)
Слайд
-Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем будет текст? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев; о дружбе; о доброте, любви к животным; о природе…)
1. Работа по картине Слайд
- Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают
писатели и поэты. Художники кистью и красками, музыканты – нотами.
- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представил описанную поэтом ситуацию, сначала давайте рассмотрим
репродукцию картины В. Волкова «Весеннее половодье» и прослушаем отрывок из
произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Художник-живописец очень точно описал то время года и природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении
«Дедушка Мазай и зайцы».
- Скажите, какое время года изображено?
(Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся.)
- Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время
года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же
мы говорим именно о весне? (Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.)
- Где происходит действие картины? (на реке)
- Что произошло с рекой?
- Когда реки выходят из берегов?(река разлилась, затопила берег…)
- Что тогда может произойти? (вода может затопить дома, гибнут в норках животные)
- Почему это явление называется половодьем? (половодье– полная вода, много воды)
- Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)
– В Волков назвал свою картину «Весеннее половодье»
2. Знакомство с историей написания стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.
- В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем.
Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. На основе одной такой истории Некрасов и написал стихотворение.
VI. Работа над произведением
- Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова.( Запись)
- Какие чувства вы переживали, когда слушали его?(чувство страха за зайцев, их
было жалко…)
- Прочитайте про себя. Какие слова для вас непонятны?
Т.К. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые
требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника
и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун
1. Словарная работа (работа в парах).
- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас
попробуете сами определить их значение.(Работа в парах)
Проверка Слайд
1 | 3 | разболтался в сарае | 1 | шумливая группа |
2 | 1 | гурьба | 2 | шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство |
3 | 2 | лопочут ушами | 3 | разговорился |
4 | 5 | гуторить | 4 | тот, с кем случилась беда |
5 | 4 | горемыка | 5 | разговаривать |
6 | 8 | тягота | 6 | забава, веселье |
7 | 6 | потеха | 7 | всходы посева засеянные осенью |
8 | 7 | озимь | 8 | тяжесть, груз |
2. Открытие первой тайны
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)
- В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)
- От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
- Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения
Физминутка
МУЗЫКА
Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за Дровами
3. Тайна человеческого сердца
- Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?
- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? (купчиха, горемыка…)
- Жалко ли вам зайчиху? Почему? (ей было тяжелее других)
- Как размещались зайцы на бревне? (сидя, и стоя, и лёжа пластом…)
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)
- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?
- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.
- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему?(Но уж зимой зайцы не попадайтесь! Мазай- охотник, а зимой охота на зайцев разрешена).
- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
4. Образное рисование.
- Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая
- Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.
А теперь посмотрите на эту картинку.
К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.
– Зачитайте
5. Составление сиквейна
Давайте попытаемся отразить свои ощущения, составив синквейн. Я предлагаю составить синквейн в группах, обсудив мнение
каждого. Слайд
Проверка
6.Найдите ошибки-опечатки Игра-тест Слайд
В пятеро больше бы дичи велось,
Кабы мешками ее не ловили... (сетями)
Только осенние воды нахлынут… (весенние)
Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал: плывите за нами...(прыгайте сами)
... Только уселась команда босая,
весь островок пропал подводой…(косая)
Глядь, у куста копошится лосиха...(зайчиха)
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают... (лодку качают)
За ночь соседи мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись... (больные)
VII. Рефлекия
- Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца) Оно вот такое (показываю).(Слайд)
- Напишите на листочках, какими же качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к сердечку.
- А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая?
VIII. Домашнее задание (Слайд)
(Дифференцированное)
1. Выразительное чтение стихотворения
2. Отрывок наизусть.
3. Составить рассказ на тему «Мы спасены!» Начни словами
«Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....