Методическая разработка литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
- Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
- Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
- Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
литературного чтения в 3 классе
Л. Н. Толстой «Прыжок»
Цель:
- Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
- Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
- Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Х О Д У Р О К А
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.
- Какие произведения Льва Толстого вы читали?
Выставка книг
- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
Слайд с изображением парусника
- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
Слайд с темой урока
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)
III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
- Первичное чтение текста.
Выразительное чтение рассказа учителем.
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)
(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,
из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст)
- Словарная разминка.
Слайд
- Объясните значение словосочетаний:
Перенести вещи – изменить положение в пространстве
Перенести болезнь – переболеть
Перенести страх – испугаться
Перенести обиду – вытерпеть обиду
- Отработка техники чтения.
Слайд
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-ся | вдре-без-ги |
пе-ре-драз-ни-ва-ла | о-пом-нил-ся |
за-бав-ля-ют-ся | при-це-лил-ся |
за-це-пив-шись | раз-мах-нул-ся |
раз-за-до-рил-ся |
- Комментированное чтение рассказа по абзацам.
1 абзац
- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?
2 абзац
- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?
3 абзац
- Что она сделала со шляпой?
4-5 абзац
- Как повел себя мальчик?
7-11 абзац
- Что раззадорило мальчика?
- Что в это время происходило на палубе?
12-15 абзац
- Что предпринял капитан для спасения сына?
-
- Подбор синонимов и антонимов к словам.
Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.
IV. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
V. Закрепление изученного.
- Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
1 группа – Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.
Рисунки на слайде.
2 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.
Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.
Слайд
3 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.
Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.
Слайд
4 группа – Прочитайте отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)
- Уточнение значения выражений.
Работа в печатной тетради с.33 задание 2.
- Анализ произведения.
- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?
- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Слайд с текстом
- смелость
- желание испытать себя
- мальчишеский задор
- стремление отстоять свое достоинство
- упрямство
- желание покрасоваться
- глупость
- желание доказать, что он сын капитана.
Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:
- стремление отстоять свое достоинство,
- мальчишеский задор,
- желание доказать, что он сын капитана.
Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.
- Какими качествами обладал капитан?
(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?
Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.
VI. Итог урока. Рефлексия.
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
Слайд
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VII. Домашнее задание.
Слайд
Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...
Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)
В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению
В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...
Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"...