Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 92.76 КБ |
Презентация | 974.59 КБ |
Раздаточный материал. Кроссворд и рефлексия | 71.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока чтения
Автор: СофронийА.И.
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||
Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной). | |
Класс | 3 | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Средства обучения | Учебник со сказкой, презентация, раздаточный материал (кроссворд, рефлексия) | |
Литература | Литературное чтение. 3 кл. В 2ч. Климанова Л.Ф. и др (1 часть) | |
План урока | ||
Этап урока (с указанием продолжительности этапа) | Формируемые УУД (для каждого этапа) | Планируемые предметные результаты (для каждого этапа) |
Организационный этап (1 мин) | Регулятивные:саморегуляция. | - |
Активизация знания (5 мин) | Познавательные:общеучебные. Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли. | Учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Познавательные:общеучебные. Регулятивные:целеполагание. | Учащиеся должны уметь самостоятельно формулировать тему и цель урока. |
Работа по теме урока (14 мин) | Познавательные:общеучебные, логические. Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли. Регулятивные:контроль, саморегуляция. | Учащиеся познакомятся с текстом русской народной сказки. |
Физкультминутка (1 мин) | Регулятивные:саморегуляция. | - |
Продолжение работы по теме урока (15 мин) | Познавательные:общеучебные, логические. Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, саморегуляция. Личностные:смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Учащиеся должны уметь характеризовать героев сказки; определять последовательность событий; выявлять главную мысль. |
Подведение итогов (5 мин) | Познавательные: общеучебные, логические. Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | Учащиеся должны уметь подвести итог. |
Рефлексия (1 мин) | Регулятивные: оценка. Личностные: самоопределение. | Учащиеся должны уметь самостоятельно оценивать свою работу на уроке. |
Организационный конец (1 мин) | Регулятивные:саморегуляция. | - |
Этап урока указанием продолжительности этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Организационный этап (1 мин) | Приветствует учащихся.(Слайд 1) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте свою готовность к уроку. У кого всё на месте, может сесть. | Приветствуют учителя. |
Активизация знания (5 мин) | - Прежде чем начать нашу работу, послушайте, пожалуйста, следущие строки: Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ. Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. - Кто знает, как называется жанр, который очень любят дети? Кто из вас любит сказки, поднимите руку. - Я очень люблю сказки, и сейчас я предлагаю вам немного о них поговорить. - Что такое сказка, на ваш взгляд? - Чем сказка отличается от других жанров? Какие у нее признаки. - По авторству, на какие группы делятся сказки? Чем они отличаются друг от друга? - А теперь посмотрите на слайд. Сейчас перед вам будет представлен ряд смайликов.Вам нужно внимательно их рассмотреть и догадаться,какая русская народная сказка в них зашифрована. - Какая сказка скрыта на этом слайде?(Слайд 2) - А на этом слайде?(Слайд 3) | Слушают учителя. - Сказка. Отвечают на вопрос. - У сказки естьвымышленный сюжет, троекратный повтор. Герои делятся на добрых и злых. Также сказка чему-то учит нас. - Народная и авторская. Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти, передавали из уст в уста. А авторскую сказку сочинил и записал сам автор. - «Волк и семеро козлят». - «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Самоопределение к деятельности(2 мин) | (Слайд 4) - А теперь посмотрите на этот слайд. Кто-нибудь знает, как эта сказка называется? (Слайд 5) - Верно! Это русская народная сказка называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». На этой сказке мы сегодня остановимся. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегоняшнего урока? | - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
Работа по теме урока(14 мин) | - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» является волшебной сказкой. А какие еще бывают сказки по содержанию? - Чем они характеризуются? Можете привести пример бытовой сказки, сказки о животных? - А как вы думаете, чем характеризуется волшебная сказка? - Мы послушали несколько ответов, но чтобы понять, правильно ли мы рассуждаем, я предлагаю познакомиться с нашей сказкой. Откройте учебник на странице 22. Я начну читать, а вы слушайте внимательно и следите по тексту. Чтение сказки. Сначала читает учитель, затем поочереди дети. | - Бытовая сказка, сказка о животных. - В бытовых сказках описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды. В сказках о животных главными героями являются животные. Рассуждения детей. Читают сказку. |
Физкультминутка (1 мин) | - Давайте встанем со своих мест. Потянемся, пытаясь дотянуться до потолка. Сделаем наклоны в стороны. Сделаем повороты в стороны. Закройте глаза и посчитайте про себя до десяти. Откройте. Посмотрите на окно. Найдите дальний объект, присмотритесь. А теперь найдите ближний объект. Повторите так 3 раза. Кто сделал, может сесть. | Делают физкультминутку |
Продолжение работы по теме урока (15 мин) | - Продолжим работу. Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк? - Куда пошла Аленушка и почему она взяла с собой братца? - Что случилось с Иванушкой? Как это случилось? - Почему мальчик не послушался свою старшую сестру? — Давайте найдем этот эпизод и внимательно его рассмотрим.Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. — Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? - Хорошо ли это: не слушать старших – и почему вы так считаете? (Если позволит время, этот отрывок можно почитать по ролям. Сколько надо человек? – 3 – автор, Алёнушка и Иванушка) - Что почуствовала Аленушка, когда Иванушка превратился в козлёночка? - Кого встретила Алёнушка. - Что предложил ей купец? - Хорошо ли им жилось вместе? - А кто помешал их несчатью? Как это случилось? — Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? - Кто знал о обмане ведьмы? - Что сделали с ведьмой? - Стал ли козлёночек снова мальчиком? - В этой сказке очень часто встречаются повторяющиеся действия. Скажите, почемуони повторяются в сказке несколько раз? - Найдите в сказке еще примеры действия магии числа три. Раздает раздаточный материал (кроссворд). - Теперь я предлагаю вам решить небольшой кроссворд. Постарайтесь не подглядывать в текст, а вспоминайте сами. Я вам даю две минуты. (Слайд 7) Сверим ответы. Посмотрите на слайд. Если вы всё сделали правильно, можете нарисовать на листе улыбающийся смайлик. - Давайте еще раз проследим по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. — Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? - Также я еще раз вам напомню, что это волшебная сказка. Давайте попробуем это доказать. Почему же эту сказку называют волшебной? - Верно! Но главная особенность волшебной сказки – это борьба между добром и злом. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает? - Кто является добрым персонажем? - А кто злой? - Давайте сравним Алёнушку и ведьму. (Слайд 8)Посмотрите на слайд. Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? - Значит, какими качествами обладает положительный герой сказки, а какими – отрицательный? | - Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинешеньки. - Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе. - Иванушка превратился в козленочка, потому что испил лужицы из козьего копытца. - Он очень-очень хотел пить. Работают по тексту. - Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз. - Старших надо слушаться. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта. - Алёнушка горевала и плакала. - Купца. - Он предложил ей выйти за него замуж. - Да, жили они хорошо. - Им помешала ведьма. Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в нее. - Нет, это очень опасно. - Всё знал козленочек. Он не дал осуществить задуманное. - Ее привазали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле. - Да. Он от радости 3 раза перекинулся через голову и снова стал мальчиком. - В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки. В древности число 3 считалось магическим, волшебным. В сказках всё, и хорошее, и плохое, совершалось на третий раз. Решают кроссворд. Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка». - Они не оставляли друг друга в беде.(Дети зачитывают предложения.) - Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой. - Алёнушка, Иванушка, Купец. - Ведьма. - Алёнушка – добрая, ласковая, преданная, доверчивая, заботливая. - Ведьма – злая, грубая, хитрая, жестокая. Делают вывод, исходя из задания. |
Подведение итогов (4 мин) | Давайте подведем итог. - С какой сказкой вы познакомились? - Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная? - Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Какие выводы вы сделали для себя после прочтения сказки? | Отвечают на вопросы |
Рефлексия(2 мин) | - Продолжите фразу, подчеркнув нужное. | |
Организационный конец (1 мин) | Прощается с детьми. - Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. До свидания! | Прощаются с учителем. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай сказку
Отгадай сказку
Отгадай Сказку
Сестрица Аленушка и братец иванушка
Русская народная сказка «сестрица аленушка и братец иванушка» Цель: познакомиться с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Ответы 8 10 м а л ь ч и к о м у 6 5 п з 7 к о з ь е 2 а л ц 4 к м ю 3 р а б о т у ч е р ж е к о в у 1 в е д ь м а ь я 9 л о ш а д и н о е
Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? добрая злая АЛЕНУШКА ласковая преданная доверчивая заботливая ВЕДЬМА грубая хитрая жестокая
Предварительный просмотр:
Кроссворд
к сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Как по-другому называли колдунью?
- Какое копытце увидел Иванушка первый раз?
- Алёнушка пошла на …. и Иванушку с собой взяла
- Ведьма бросила Алёнушку в …
- Какая вода помогла оживить Алёнушку?
- Куда позвал купец Алёнушку?
- Какое копытце увидел Иванушка в третий раз?
- Как называли владельца частного торгового предприятия?
- Какое копытце увидел Иванушка во второй раз?
- Кем обратился козлёночек в конце сказки?
Кроссворд
к сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Как по-другому называли колдунью?
- Какое копытце увидел Иванушка первый раз?
- Алёнушка пошла на …. и Иванушку с собой взяла
- Ведьма бросила Алёнушку в …
- Какая вода помогла оживить Алёнушку?
- Куда позвал купец Алёнушку?
- Какое копытце увидел Иванушка в третий раз?
- Как называли владельца частного торгового предприятия?
- Какое копытце увидел Иванушка во второй раз?
- Кем обратился козлёночек в конце сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
Разработка урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...
Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""
Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения для 3 класса. "Школа россии"...
Методическая разработка литературное чтение 3 класс
Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев. Способствоват...