Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)
методическая разработка

Ольга Анатольевна Переводчикова

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Методическая разработка

«Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана

(методика глобального чтения)

Учитель Переводчикова О.А.

       Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению. В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости. Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал: как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать  с помощью метода Гелена Домана (методика глобального чтения).

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно  и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

Обучение делилось на этапы:

I.Чтение отдельных слов

Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.

Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом "МАМА" и отчётливо произносила фразу: «Это означает «МАМА». В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.

За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса). Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превышать трёх минут.

В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и  также 3 раза  я  продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.

На 3-й день я добавила  3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло  не больше 5 минут.

Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя  имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться  читать слова.

Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов

Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.

Потом точно так же стали изучать глаголы.

Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.

В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

II. Словосочетания

2-й этап в освоении чтения по методу Глена Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко, и я предложила  ему простые словосочетания: «чёрные волосы», «жёлтый банан».

Через какое-то время познакомила его с антонимами: «чистый-грязный», «правый-левый».

Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью, т.к они тесно связаны с повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка».

III.Простые предложения (из 2-х слов)

На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний.  К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и  мы перешли к новым предложениям.

IV.Распространённые предложения (из 3-х и более слов)

К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.

На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями ( их не должно быть  очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить: «кот крепко спит».

V.Книги

На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы  будете учить ребенка читать, т.к. в глобальном чтении смысл имеет

первичное значение, т.е нужно понять, о чем написано в книге.  Она должна

  • содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта - не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например,  по сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Затем по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Потом тематические книжки на любые темы, например: «Времена года», «Транспорт», «Одежда». Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья».

Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.

Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности. Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.

Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и у детей с нормой, чтобы устранить трудности при чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку.

Доклад на тему метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку....

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...

«Метод глобального чтения (единица чтения-слово»)»

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения....

«Метод глобального чтения в работе с детьми РАС и с другими ментальными нарушениями»

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную инфо...