разработка урока обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Гласный звук [ы], буква ы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и способом его обозначения на письме с помощью буквы ы.
Задачи: 1) обучающие:
- совершенствование умения выделять звуки в словах;
- формировать навык чтения;
- совершенствование умения составлять предложения по иллюстрации.
2) развивающие:
1. развивать связанную речь учащихся;
2. развитие процессов синтеза и анализа;
3. развитие памяти.
3) воспитывающие:
1. воспитание интереса к книге;
2. воспитание интереса к чтению;
3. воспитание культуры речи.
УУД:
Личностные: признавать важность учёбы и познания нового;
проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;
формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.
Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Азбука» Горецкий В.Г.; картинки «сыр», «рысь»; карточки с изображением печатной буквы ы; наборное полотно; карточки с напечатанным стихотворением; ИКТ (слайды с изображением предметов похожими на букву ы и стихотворением для сомопроверки)
Для учащихся: учебник «Азбука».
Ход урока
I. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.
-Доброе утро!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Все доброе длится до самого вечера!
-Давайте поприветствуем друг друга. (дети здороваются)
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Я надеюсь, что в конце урока ваше настроение станет еще лучше, ведь мы получим новые знания!
II. Актуализация знаний.
-Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Отгадавший загадку ребенок приглашается к доске.
- Найди на столе карточку с буквой А и прикрепи ее на доску.
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)
Отгадавший загадку ребенок приглашается к доске.
- Найди на столе карточку с буквой И и прикрепи ее на доску.
Круглой формы голова,
Той же формы буква ...
(не А, а О)
Отгадавший загадку ребенок приглашается к доске.
- Найди на столе карточку с буквой О и прикрепи ее на доску.
-Скажите, что объединяет эти буквы? (Они обозначают гласные звуки)
-Дайте общую характеристику гласным звукам. (Тянутся, поются, воздух во рту не встречает преграду, образуют слог)
- Какие еще бывают звуки? (Согласные)
-Дайте общую характеристику согласным звукам:
(не тянутся, не поются, воздух во рту встречает преграду, не образуют слог)
– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
III. Постановка темы и цели урока:
Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще одна буква. Но сначала отгадайте еще одну загадку:
Бывает эта буква
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
Голосом выделить звук [ы] в каждом слове.
- С каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком [ы] )
А так же мы познакомимся с новой буквой, которая обозначает на письме этот звук.
IV. Работа над новым материалом:
1. Выделение звука [ы] из слова <сыр>
Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.
Загадка:
Сделан он из молока, но тверды его бока
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это … (сыр)
На доску вывешивается картинка с изображением сыра.
Внимательно послушайте еще одну загадку и постарайтесь её разгадать.
Загадка:
Чутко спит большая кошка.
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «Брысь!»
Потому что это… (рысь)
На доску вывешивается картинка с изображением рыси.
-Произнесите еще раз слова-отгадки.
Учитель поочередно указывает на картинки, дети хором произносят слова.
-Какой общий звук есть в этих словах? [ы]
-Произнесите его.
-Он гласный или согласный?
-Докажите. (тянется (потяни), поётся (пропой), воздух во рту не встречает преграды, образует слог)
2.Составим схему слова <сыр>
(Дети выкладывают на парте схему, 1 ученик у доски)
3.Дайте характеристику каждому звуку.
-Слышу звук [с] . Он согласный.
-Слышу звук [ы]. Он гласный.
-Слышу звук [р]. Он согласный.
Иных характеристик согласному звуку пока не даем т.к. согласные звуки еще не изучались.
-Сколько гласных звуков в слове? (В слове один гласный звук), значит сколько слогов в слове? (один слог)
Можно по аналогии составить схему слова <рысь>, и дать характеристику звукам.
4. Поиск слов со звуком [ы] на картинке (учебник стр.32 (приложение1))
-Произнесём еще раз звук [ы] все вместе. Какие слова со звуком [ы] вы знаете?
-А теперь откройте учебник на стр. 32. Здесь на картинке спрятались слова в названии которых есть звук [ы]. Найдите эти слова. Выделите голосом звук [ы] в этих словах. (мыши, сыр, вазы, часы, штык, погоны)
- Составьте предложение по картинке, используя слова со звуком [ы].
V. Знакомство с буквой ы.
-Мы научились находить и выделять в словах звук [ы]. Теперь узнаем какой буквой он обозначается.
-Звук [ы] обозначается на письме буквой ы (демонстрация карточки с буквой ы. Карточка фиксируется на доске)
Игра «Фантазёры»
- На что похожа буква ы? (Изображения на экране (приложение 2)
-Попробуйте изобразить букву ы руками. Напишите букву ы в воздухе, на парте, на ладошке, на спине соседа по парте. Встаньте, изобразите букву ы вместе с соседом по парте.
VI. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам знания получать легко!
VII. Первичное чтение.
-Тихонько садимся за парты и продолжаем урок.
- Назовём буквы (буквы на магнитах на доске) а, о, и, ы
-Прочитаем буквосочетания. (буквосочетания могут быть написаны на доске, или выведены на экран)
ао аы аоыа – вместе с учителем
иа ыа иоаы – девочки
оа ыо оиаы – мальчики
- Составьте из имеющихся букв на доске буквосочетания, прочитайте их. (работа детей у доски).
VIII. Работа по учебнику:
-Ребята, найдите на в учебнике на стр.32 стихотворение. (чтение стихотворения читающим учеником)
Мы услыхали от совы,
Что нет слов на букву ы.
- Что вы узнали из этого стихотворения? (что нет слов на букву ы)
- А вы знаете слова на букву ы?
-Подумайте может ли буква ы быть заглавной? (нет, т.к. заглавная буква пишется в начале предложений и в именах, а слов на букву ы нет)
- Найдите схемы к словам в учебнике на стр. 33.
- К какому рисунку дана первая схема? (шар). Вторая схема? (шары)
- Есть ли в слове шар звук [ы]? А в слове шары? В какой части слова мы слышим звук [ы]?
- Прочитаем стихотворение про шары на стр. 33. (чтение стихотворения читающим учеником)
- Прочитаем стихотворение еще раз все вместе (читающие дети), и каждый раз, когда будем произносить звук [ы] будем хлопать в ладоши. (Нечитающие дети хлопают, когда слышат звук [ы])
IX. Закрепление материала.
1.Работа в карточках.
Ребятам раздаются карточки с данным стихотворением (приложение 3).
-Найдите в стихотворении все буквы ы, обведите их.
-Сколько букв вы обвели в первой строке? (3) Второй?(2) Третьей? (4) Четвертой? (2)
На экране для проверки слайд со стихотворением и выделенными в нем буквами ы.
-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу друг друга.
-Предлагаю поиграть.
Игра «Один- много»
- Я буду называть слово, которое обозначает предмет. А вы мне назовете много таких предметов. (кукла-куклы, машина- машины, корзина- корзины, игра- игры и т.д.)
- Как изменились слова? (в конце слов, обозначающих много предметов, появился звук [ы])
X. Итог урока.
- Вы отлично поработали! Давайте подведем итог.
а) Основные выводы по теме урока.
-Какой звук учились слышать и выделять в словах?
-Дайте характеристику звуку [ы].
-Как на письме обозначают звук [ы]?
б) Закончите фразы: «Сегодня на уроке я узнал(а)….»
«Мне больше всего понравилось….»
-Спасибо за работу!
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы.
Выше крыши и выше луны
И вернутся назад с вышины.
Выпускаем цветные шары. 3
Пусть летят они выше горы. 2
Выше крыши и выше луны 4
И вернутся назад с вышины. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»
Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д; формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...
Разработка урока обучения грамоте 1 класс
Урок обучения грамоте 1 класс(УМК Перспективная начальная школа)Тема урока: «Звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: -соверш...
Методическая разработка урока обучения грамоте
тема урока "Твердые и мягкие согласные"...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
методическая разработка урока обучения грамоте
методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 КЛАСС
Тема урока:Буква Ь. Обозначение мягкости на письме...