Технологическая карта урока литературного чтения "Два Мороза" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УМК "ГАРМОНИЯ" РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_goloduhina_l.v._3.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ТЕМА | Русская народная сказка «Два мороза» | ||
ПРЕДМЕТ, КЛАСС | Литературное чтение, 2 класс | ||
ФОРМИРУЕМЫЙ ВИД / ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Формирование читательской грамотности | ||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | |||
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ||
народная сказка, тема, главная мысль, персонаж | текст, смысловое чтение, речевое высказывание, тонкие и толстые вопросы | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ | |
| Регулятивные УУД: Планировать свою деятельность на уроке. Развивать навык самоконтроля при чтении. Понимать, удерживать и выполнять учебную задачу. Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте. Анализировать текст для выявления причинно-следственных связей. Анализировать текст для выявления идеи. Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать своё мнение. Соблюдать правила сотрудничества при организации групповой работы. |
| |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап урока | Задание для организации учебной деятельности учащихся | Наименование применяемых учебно -методических материалов по формированию ФГ | Форма организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в паре, дискуссия ) |
1. ЭТАП Актуализация знаний (актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества) | -Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гос тьей, матушкой. -Послушайте музыку П. И. Чайковского «Зима». Нарисуйте словесную иллюстрацию к музыкальному произведению. | Приём «Яркое пятно» | Фронтальная беседа |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, овладение приемами постановки и определения проблемы) | Определить название произведения, для этого выполнить арифметические действия: ДОМ –ОМ+ВНУК- НУК+А МОРЕ – РЕ+РОЗА (Два мороза) Вводная беседа:
3. Верите ли вы, что Морозы могут быть живыми существами? Определите границы знания/незнания. Расставьте знаки: + (знаем), - (не знаем) Название Жанр Персонажи Произведение имеет автора? Сказка волшебная? | Работа с текстом до чтения. Приём «закодированное слово». Антиципация. Приёмы: 1. «Верите ли вы, что…» 2. «Глоссарий» (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста: коль, унижут, бубенчик, барин, судить да рядить, покамест, намаялся, авось, пуще, язвить, инда) Приём «Знаю/не знаю, хочу узнать» | Работа в малых группах Фронтальная работа Самостоятельная работа |
3. ЭТАП Целеполагание | Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? Какую цель мы поставим перед собой? | Фронтальная работа | |
4. ЭТАП Планирование (Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах) | Составим проект выхода из проблемной ситуации: 1.Прочитать сказку. 2.Выяснить, сказка авторская или народная. 3.Выяснить, сказка волшебная, бытовая или о животных 4.Чему учит сказка (найти главную мысль сказки) | Компоненты ФГ: проблемное обучение; информационная грамотность. | Фронтальная работа |
5 ЭТАП «Открытие» нового знании (Изучение новой темы) (Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь) | 1.Первичное чтение текста вслух. Отработка техники чтения. 2.Перед чтением IIчасти текста дети получат рисунок дерева без листьев и два отдельных листочка.
На листочках они напишут свои предположения на месте пропусков и прикрепят их к дереву: ______заморозит крестьянина, _____не заморозит крестьянина, ______вероятно заморозит барина, ______скорее всего не заморозит барина. 3.Выявление понимания текста (с помощью вопросов, беседы, первичных впечатлений). 4. Перечитывание и работа с текстом. (мониторинг понимания читаемого текста). 5.Обсуждение. «Два мороза»— это сказка»? Почему? (Невероятным является существование братьев Морозов, которые действуют как живые люди — разговаривают, забавляются...) Авторская или народная?( В тексте используются слова и выражения, характерные для русских сказок: «по чистому полю», «в чистый бор», «думал, костей не соберу) Если она народная, то был писатель, который её пересказал и записал. Кто этот человек? Где об этом можно узнать? (В содержании учебника написано, что данную сказку пересказал М. Михайлов.) Сколько персонажей в этой сказке? (Четыре: два брата Мороза, барин и мужик.) Что задумали сделать два Мороза? (Людей заморозить.) Далее учащиеся аргументируют свои записи «предсказаний» на листочках дерева. | Работа с текстом во время чтения. Приём «Дерево предсказаний» Чтение про себя с пометками. (чтение и сопоставление: ++ соответствует тому, что я знаю, - не соответствует тому, что я знаю, + новая информация, ? надо обсудить). Компоненты ФГ: информационная грамотность, литературная грамотность, коммуникативная грамотность. Выборочное чтение. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Дискуссия |
6 ЭТАП Применение нового знания (Закрепление) (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.) | 1.Составить по 2 тонких и толстых вопроса по содержанию текста (записать в тетрадях). 2. Вспомнить пословицы, которые подходят к основной мысли данной сказки (Топор лучше шубы греет). | Работа с текстом после чтения. Технология критического мышления. Приём «Тонкие и толстые вопросы» Приём «Мозговой штурм» Компоненты ФГ: литературная грамотность, | Работа в малых группах |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) (Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей) | Пора подвести итоги. - Сделайте выводы: 1.сказка «Два Мороза» -русская, народная, бытовая; 2.главная мысль «Топор лучше шубы греет». | Компоненты ФГ: | Фронтальная работа |
8 ЭТАП Домашнее задание. | Игра «Театр». Подготовься разыграть последний разговор двух Морозов по плану в учебнике с. 88 | Интерпретация. Компоненты ФГ: | Договориться, с кем с паре ребёнок будет разыгрывать диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"
Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...
Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс
Технологическая карта урока литерное чтение 4 класс. Программа Школа России. Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...