Технологическая карта урока литературного чтения "Два Мороза" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УМК "ГАРМОНИЯ" РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ТЕМА

Русская народная сказка «Два мороза»

ПРЕДМЕТ, КЛАСС

Литературное чтение, 2 класс

ФОРМИРУЕМЫЙ ВИД / ВИДЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Формирование читательской грамотности

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

народная сказка, тема, главная мысль, персонаж

текст, смысловое чтение, речевое высказывание, тонкие и толстые вопросы

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Осознанно читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
  • Отрабатывать навык выразительного чтения, чтения целыми словами, развивать речь, память и внимание детей.  

Регулятивные УУД:

Планировать свою деятельность на уроке.

Развивать навык самоконтроля при чтении.

Понимать, удерживать и выполнять учебную задачу.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в тексте.

Анализировать текст для выявления причинно-следственных связей.

Анализировать текст для выявления идеи.

Коммуникативные УУД:

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать своё мнение.

Соблюдать правила сотрудничества при организации групповой работы.

  • Приобщаться к национальной словесной культуре.
  • Развивать эмпатию.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Задание для организации учебной деятельности учащихся

Наименование применяемых учебно -методических материалов по формированию ФГ

Форма организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в паре, дискуссия )

1. ЭТАП Актуализация знаний (актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества)

-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гос тьей, матушкой.

-Послушайте

музыку П. И. Чайковского «Зима».

Нарисуйте словесную иллюстрацию к музыкальному произведению.

Приём «Яркое пятно»

Фронтальная беседа

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, овладение приемами постановки и определения проблемы)

Определить название

произведения,

для         этого

выполнить арифметические действия:

ДОМ –ОМ+ВНУК-

НУК+А

МОРЕ –   РЕ+РОЗА

(Два мороза)

Вводная беседа:

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что персонажей будет два?

3. Верите ли вы, что Морозы могут быть живыми существами?

Определите границы знания/незнания. Расставьте

знаки: + (знаем),         - (не знаем)

Название  

Жанр

Персонажи

Произведение имеет автора?

Сказка волшебная?

Работа с текстом до чтения.

Приём «закодированное слово».

Антиципация.

Приёмы:

1. «Верите ли вы, что…»

2. «Глоссарий» (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста:

коль, унижут, бубенчик, барин, судить да рядить, покамест, намаялся, авось,  пуще, язвить, инда)  

Приём «Знаю/не знаю, хочу узнать»

Работа в малых группах

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

3. ЭТАП Целеполагание

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Какую цель мы поставим перед собой?

Фронтальная работа

4. ЭТАП Планирование

(Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах)

Составим проект выхода из проблемной ситуации:

1.Прочитать сказку.

2.Выяснить, сказка авторская или народная.

3.Выяснить, сказка волшебная,

бытовая или        о

животных

4.Чему учит сказка (найти главную мысль сказки)

Компоненты ФГ:

проблемное обучение;

информационная грамотность.

Фронтальная работа

5 ЭТАП «Открытие» нового знании (Изучение новой темы) (Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь)

1.Первичное чтение текста вслух.

Отработка техники чтения.

2.Перед чтением IIчасти текста дети

получат

рисунок дерева без листьев и два отдельных листочка.

 

 

На листочках они напишут свои предположения на месте пропусков и прикрепят их к дереву:

______заморозит крестьянина,

_____не заморозит крестьянина,

______вероятно заморозит барина, ______скорее всего не заморозит барина.

3.Выявление понимания текста (с помощью вопросов, беседы, первичных впечатлений).

4. Перечитывание и работа с текстом.

(мониторинг понимания читаемого текста).

5.Обсуждение.

«Два мороза»— это сказка»? Почему? (Невероятным является существование братьев Морозов, которые действуют как живые люди — разговаривают, забавляются...)

Авторская или народная?( В тексте используются слова и выражения, характерные для русских сказок: «по чистому полю», «в чистый бор», «думал, костей не соберу)

Если она народная, то был писатель, который её пересказал

и записал. Кто этот человек? Где об этом можно узнать? (В содержании учебника написано, что данную сказку пересказал М. Михайлов.)

Сколько персонажей в этой сказке? (Четыре: два брата Мороза, барин и мужик.)

Что задумали сделать два Мороза? (Людей заморозить.)

Далее учащиеся

аргументируют свои записи «предсказаний» на листочках дерева.

Работа с текстом во время чтения.

Приём «Дерево предсказаний»

Чтение про себя с пометками.

(чтение и сопоставление:

++ соответствует тому, что я знаю,

-  не соответствует тому, что я знаю,

+ новая информация,

? надо обсудить).

Компоненты ФГ:

информационная грамотность, литературная грамотность, коммуникативная грамотность.

Выборочное чтение.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Дискуссия

6 ЭТАП Применение нового знания (Закрепление) (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.)

1.Составить по 2 тонких и толстых вопроса по содержанию текста (записать в тетрадях).

2. Вспомнить пословицы, которые подходят к основной мысли данной сказки (Топор лучше шубы греет).

Работа с текстом после чтения.

Технология критического мышления.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Приём «Мозговой штурм»

Компоненты ФГ:

литературная грамотность,
информационная грамотность

Работа в малых группах

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) (Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей)

Пора подвести итоги.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, мы достигли её?

- Сделайте выводы:

1.сказка «Два Мороза» -русская, народная,

бытовая;

2.главная мысль «Топор лучше шубы греет».

Компоненты ФГ:
литературная грамотность,
читательская грамотность,
коммуникативная грамотность

Фронтальная работа

8 ЭТАП Домашнее задание.

Игра «Театр».

Подготовься разыграть последний разговор двух Морозов по плану в учебнике с. 88

Интерпретация.

Компоненты ФГ:
читательская грамотность,
коммуникативная грамотность

Договориться, с кем с паре ребёнок будет разыгрывать диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс

Технологическая карта урока литерное чтение 4 класс. Программа Школа России. Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...