Урок во 2 классе по рассказу Е. Чарушина «Медвежонок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Соляных Алина Александровна

Цель: освоение художественной идеи рассказа Е. И. Чарушина «Медвежонок»

Задачи:

  1. формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  2. формирование умения целостно воспринимать образ персонажа как элемент, служащий раскрытию авторской идеи;
  3. использование приема оправдания большого количества глаголов действия для освоения идеи произведения;
  4. формирование навыка чтения;
  5. развитие воображения, памяти и речи учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vo_2_klasse_po_rasskazu_charushina_medvezhonok.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе по рассказу Е. Чарушина «Медвежонок»

Цель: освоение художественной идеи рассказа Е. И. Чарушина «Медвежонок»

Задачи:

  1. формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  2. формирование умения целостно воспринимать образ персонажа как элемент, служащий раскрытию авторской идеи;
  3. использование приема оправдания большого количества глаголов действия для освоения идеи произведения;
  4. формирование навыка чтения;
  5. развитие воображения, памяти и речи учеников.

Ход урока

  1. Этап проверки домашнего задания.

- Сейчас мы проверим, как вы выучили стихотворение. Какое стихотворение вы учили? (К. Бальмонт. Трясогузка) (Читают 3 ученика)

- Ребята, у кого удачнее получилось передать настроение стихотворения? (У Светы). Хорошо, Света – пять, остальные – четыре.

2. Этап подготовки к восприятию. (На доске – репродукции иллюстраций Е. Чарушина)

        - Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Что объединяет их (на них изображены животные, их детеныши)

        - Как художник относится к животным? (они нравятся художнику)

        - Какая иллюстрация понравилась и почему? (называют и объясняют тем, что на них изображены забавные зверюшки)

        3. Этап восприятия.

        - Е. Чарушин был не только художником, но и писателем. С одним из его рассказов мы сейчас познакомимся. Этот рассказ называется «Медвежонок». Я буду читать, а вы следите по тексту.

        4. Этап выявления особенностей восприятия.

        - Понравился ли вам рассказ? Что понравилось? (очень понравился, медвежонок был смешной)

        - Как вам показалось, это смешной рассказ? (смешной)

         - Какими автор описывает медвежат в начале рассказа, как они выглядят, какой  у них характер?  (зачитывают по тексту)

        - Почему медвежонок, упавший вместе с метлой, которая его больно стукнула, продолжает крепко за нее держаться? (Он был упрямый. Он испугался. Он не понял, что случилось.)

        4. Этап постановки учебной задачи.

        - Итак, нам было трудно ответить на вопрос, смешной ли это рассказ. Одни считают, что с медвежатами происходят очень смешные истории, другие говорят, что для медвежат их приключения заканчиваются не так уж весело. Попытаемся выяснить, как все обстоит на самом деле.

        5. Этап перечитывания и анализа текста.

        - Как относится рассказчик к медвежатам? Докажите свои слова текстом. (Он называет их ласково: «медвежишко», «мишка», в конце рассказа говорится, что он хотел купить медвежонка)

        - Что ему в них нравится? (Ему нравится то, что они смешные, маленькие, глупенькие)

        - Как вы думаете, от чьего имени ведется рассказ и почему вы так решили? (От имени маленького ребенка, потому что он хотел купить медвежонка)

        - Вспомните медвежонка, который лез на потолок клетки. Чем он привлек внимание рассказчика? Прочитайте. (Он очень упорный, упрямый: «вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок…»)

        - Почему медвежонок полез на потолок, если ему так трудно? Зачем другой медвежонок полез по метле вместо того, чтобы есть вместе со всеми кашу? (Они непоседливые, любопытные)

        - перечитайте эпизоды с молочной кашей, про медвежонка, который лез на потолок. Что необычного вы заметили? Какие слова автор использует больше других? Для чего? (Больше всего слов, обозначающих действие, потому что автор хочет показать, что медвежата очень непоседливые, ни секунды не стоят на месте)

        - Страшен ли медвежонок, который «страшно ворчит»? Почему? Давайте прочитаем о нем еще раз. Как и почему именно так его описывает рассказчик? ( «Облапит», наверное, значит, что тон крепко держит бутылку с молоком. Если его представить,  то получится смешная картинка. Нет, он не страшный).

        - Не напоминают ли они вам кого-нибудь? Приведите примеры из текста (Они напоминают маленьких детей [примеры])

        - Попробуйте теперь ответить на вопрос: смешной или серьезный этот рассказ по настроению, которое он у нас вызывает? Почему нам смешно и жалко медвежат одновременно? (Потому что они маленькие, забавные, как дети, и такие же беззащитные, потому что еще ничего не знают об окружающем мире)

        - Как вы думаете, зачем Чарушин написал этот рассказ? Что он хочет сказать нам? (Нужно любить животных, заботиться о них. Чтобы мы были добрее и внимательнее. Чтобы мы думали, задумывались и не обижали животных)

        6. Этап постановки домашнего задания.

        - Выпишите в тетрадь по чтению все слова, обозначающие признаки предметов, с помощью которых описаны медвежата. Составьте письменный портрет-описание одного понравившегося вам медвежонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление : начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Литературное чтение Тема урока: «Играть - это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Играть - это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина "Никита - охотник"УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме:"«Рассказ Е.Чарушина «Рысь» для обучающихся специальных (коррекционных) школ II вида (II отделение III вариант)

Материал предназначен для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида(II отделение III вариант), а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях и...

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...

Открытый урок 4 класс. Тема :"Рассказы о животных"

Обобщение и систематизация знаний о животных....

Урок речевого творчества в 1 классе «Удивительные рассказы Е. Чарушина»

Урок внеклассного чтения по творчеству Е. Чарушина в 1 классе...