Литературное чтение Тема урока: «Играть - это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Лилева Любовь Васильевна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Играть - это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина "Никита - охотник"

УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikita_-_okhotnik.docx36.64 КБ
Office presentation icon e._charushin.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» Гороховецкого района Владимирской области

Тема урока

«Играть -  это увлекательно!

(рассказ

Е. Чарушина «Никита – охотник»

                                  1 класс

г. Гороховец,

Владимирской области

МБОУ  СОШ №1

Лилева Любовь Васильевна

учитель начальных классов

г. Гороховец

2014 год.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 «А»

Тема урока:  «Играть- это увлекательно!

 (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

УМК: литературное чтение «Капельки солнца» 1класс,

 авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

программа «Школа 2100».

Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения через работу с произведением

             Е. Чарушина «Никита- охотник».

  • развивать плавное чтение целыми словами.
  • развивать интерес к чтению и желание читать.
  • развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
  • развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в группах и парах,)

Оборудование: 

  • интерактивная доска,
  • карточки с самооценкой,
  • презентация урока,
  • карточки с тестами.

Планируемые результаты:

  • уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
  • осуществлять итоговую самооценку,
  • уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,
  • стремиться к координации сотрудничества.

Формы  работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, в группах.

                                  Этап урока

Время

I.    Этап мотивации.

2 мин.

II. Актуализация пробного учебного действия.

4 мин.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

4 мин.

Физкультминутка

1 мин

IV. Этап построения выхода из ситуации.

8 мин.

V. Этап реализации построения проекта.

10мин.

Физкультминутка

1 мин.

VI. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5 мин.

VII. Этап включения в систему знаний.

3мин.

VIII. Этап рефлексии.

2 мин.

План  урока.


                          Ход урока.

1.Этап мотивации.

Прозвенел звонок,

Начинается звонок.

Мы друг к другу повернулись,
Мы ладошками коснулись,

Я дарю тебе тепло, радость счастье и добро.

2.Постановка учебной задачи.


-
 Послушайте стихотворение и скажите о чем идет речь.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит урок- праздник

И главный гость на нем- игра

Она нам друг –большой и умный,

Не даст скучать и унывать

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

- Кто главный гость на уроке –празднике? (Игра)

1 слайд Попрыгать,  поиграть!

-Какой раздел учебника мы изучаем?

Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы познакомились с новыми играми, научились  дружить, любить природу, слушать музыку, фантазировать.

-А чему еще вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?(бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, уметь владеть своим голосом)

2. Актуализация пробного учебного действия.

3. Начинаем урок с дыхательной разминки.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим,

- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

- надуваем воздушный шарик,

- дуем на кипящее молоко;

4. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткости и ясной дикции (речевая разминка)

2слайд

Ра-ра-ра- во дворе идет игра.

Ши-ши-ши- веселятся малыши.

Ша-ша-ша- очень груша хороша!

А О У Ы М Е Ю Я - найди лишнюю букву. Почему?

ТУ ЛУ МУ ДИ КУ НУ найди лишний слог. Почему?

3 слайд

Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?

5.Проверка домашнего задания. (Групповые задания)
-
На прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров литературы – стихотворения.
-Чем отличаются стихотворения от других жанров?
(В стихотворениях есть рифма-созвучия концов строк, каждая строка написана с большой буквы, есть строфы-четверостишия)
-Чьи стихи мы читали? (А. Барто, И. Демьянова)

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы:

4 слайд

- Думаю сам…

- Высказываю свое мнение…

- Выслушиваю соседа…

- Приходим к общему мнению…


а)Стихотворение И. Демьянова – чтение по ролям.
- кто являются главными героями? (автор, Галочка) София и кирилл.
б) Стихотворение А. Л. Барто.
Кто является главными героями этого стихотворения? (автор, Маруся, гусь, волк)
-Давайте проинсценируем.
Автр – Вика, Маруся – Маша , гусь – Кирилл, волк -  Лева

-Правильно ли играет Вася в игру «Гуси – лебеди?»
- А как надо?


в) О том, как нужно играть нам помогут узнать остальные ребята. Они составят из разрозненных слов предложения.

1 группа (Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.)

2 группа (Правила игры нельзя нарушать.)

3 группа ( Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.)

4 группа (В игре главное- общее веселье и удовольствие)

5 группа (Девчонок надо уважать, всегда, везде их замечать)

- 3.Этап выявления места и причины затруднения.

Физминутка

А сейчас мы отправимся в зоопарк.

Проходите, проходите,

На зверей вы посмотрите.

- Пофантазируйте и покажите, какие звери там живут.

- А сейчас мы увидим  животных и даже услышим звуки, которые они издают, если вы отгадаете загадки.

5 слайд слон

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)

Слоны- одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно ступая на мягкую подошву.

6 слайд змея

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея.)

Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.

7 слайд тигр

Он огромный и усатый

И к тому же полосатый.

Если встретишь не до игр,

Потому что это – тигр.  

Тигр- самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.

8 слайд крокодил

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу ни проплыл,

Всех проглотит… (крокодил).

Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.

2.  Вступительная беседа, работа с текстом до чтения.

Откройте с. 41. и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

- Что изображено на этой иллюстрации?

- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)

- Почему вы решили, что он охотник?

- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)

-  Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.)

- Прочитайте название.

- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)

 -Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)

-  А что такое рассказ, как вы понимаете?

-  Итак, рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.

 Чем-  отличается рассказ от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)

Сейчас мы отправимся вместе с Никитой на охоту в Африку

4. Этап построения выхода из ситуации.

3.  Самостоятельное чтение текста про себя.

- Совпали наши предположения с прочитанным? В чем?

5.Этап реализации построения проекта.

4.  Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.

Часть I, 1 абзац

- Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?

2 абзац

- Для чего Никите верёвочка?

3 абзац.

- Куда спрятал Никита крокодила? Что такое комод? 

-Где узнаем значение непонятных слов? (толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?

4 абзац.

- Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?

Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части?

- Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)

Часть 2

-Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё). 

-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр). 

-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал). 

- Это действительно тигр рычал и мяукал? (Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!). Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).

-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).

- Почему Никита во время охоты полз?

- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом). Конечно, и за слона трубил Никита.

Вопросы ко 2 части:

- С кем встретился охотник во второй части?

- Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).

Часть 3

- Кого встретил следующим охотник Никита?

-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.

-Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил?

- Каким охотником считает себя Никита?

- Всегда ли можно охотиться на животных по настоящему?

- Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и охотиться нельзя.Охота запрещена!

После чтения 3 части.

- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).

- Рассмотрите рисунок на стр. 43.

- Кто это?

Вова тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.

Физминутка

-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)

Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)

Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)

У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)

И каленый меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5. Выразительное чтение 2 части. 

-А давайте поиграем вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям. 

- Откройте вторую часть.

-Давайте определим, сколько будет ролей? (автор и Никита)
-Почему?
(у животных нет слов, за них говорит Никита)
- Интонация с которой будет читать слова Никита (возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам,  да еще собственная радость, смелость победителя).

-А у автора - спокойный, поясняющий.

Для этого вспомним памятку выразительного чтения.

9 слайд       Памятка.

                 Выразительное чтение (критерии).

  • Читай громко
  • Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
  • Соблюдай паузы.
  • Передай настроение.
  • Используй жесты и мимику.

Работа в парах.
- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль
 и тренируетесь в чтении.

-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.

- Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
-Что вы выяснили, над чем надо поработать?

7. Этап включения в систему знаний.

6. Беседа по содержанию.

Каким вы представляете себе Никиту? ( фантазером, выдумщиком, любознательным)

7. Работа с рисунками. 

- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?

- С чем бы вы не согласились?

- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)

Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.

10 слайд портрет

В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в какие игры можно поиграть с друзьями.  (Учитель показывает книгу).

– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные, ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)

– В какие игры можно играть дома, в школе? А какие игры опасные?

– В какие игры вы любите играть? Расскажите правила своей любимой игры. Какие роли в играх вам выпадало исполнять?

11 слайд -книга

8. Продолжите работу над выразительным чтением по ролям и узнайте о любимых играх взрослых в детстве.  

Работа по карточкам №2 Восстанови последовательность

Восстанови последовательность:

         2.  Никита охотится на деревянного тигра.

  1. Мальчик спрятал свои игрушки.
  1. Никита – охотник убил игрушечного тигра.

         7.  Всех перестрелял охотник.

  1. Мальчик дополз до игрушечного слона.
  2. Никита убил тряпочного слона.
  3. И резиновый крокодил готов!

8. Этап рефлексии.

- Чем полезным занимались на уроке? Продолжите предложения.

12 слайд рефлексия

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Евгений Чарушин нам рассказал

О том, как Никита охотником стал.

Что животные были игрушки, не важно,

Встречался Никита-охотник с добычей отважно.

Рассказ выразительно мы прочитали

И интересного много узнали.

Если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый кружочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс

Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...