Литературное чтение Тема урока: «Играть - это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Играть - это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина "Никита - охотник"
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikita_-_okhotnik.docx | 36.64 КБ |
e._charushin.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» Гороховецкого района Владимирской области
Тема урока
«Играть - это увлекательно!
(рассказ
Е. Чарушина «Никита – охотник»
1 класс
г. Гороховец,
Владимирской области
МБОУ СОШ №1
Лилева Любовь Васильевна
учитель начальных классов
г. Гороховец
2014 год.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 «А»
Тема урока: «Играть- это увлекательно!
(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
УМК: литературное чтение «Капельки солнца» 1класс,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
программа «Школа 2100».
Цели:
- формировать навыки выразительного чтения через работу с произведением
Е. Чарушина «Никита- охотник».
- развивать плавное чтение целыми словами.
- развивать интерес к чтению и желание читать.
- развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
- развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в группах и парах,)
Оборудование:
- интерактивная доска,
- карточки с самооценкой,
- презентация урока,
- карточки с тестами.
Планируемые результаты:
- уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
- осуществлять итоговую самооценку,
- уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,
- стремиться к координации сотрудничества.
Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, в группах.
Этап урока | Время |
I. Этап мотивации. | 2 мин. |
II. Актуализация пробного учебного действия. | 4 мин. |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | 4 мин. |
Физкультминутка | 1 мин |
IV. Этап построения выхода из ситуации. | 8 мин. |
V. Этап реализации построения проекта. | 10мин. |
Физкультминутка | 1 мин. |
VI. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь. | 5 мин. |
VII. Этап включения в систему знаний. | 3мин. |
VIII. Этап рефлексии. | 2 мин. |
План урока.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Прозвенел звонок,
Начинается звонок.
Мы друг к другу повернулись,
Мы ладошками коснулись,
Я дарю тебе тепло, радость счастье и добро.
2.Постановка учебной задачи.
- Послушайте стихотворение и скажите о чем идет речь.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит урок- праздник
И главный гость на нем- игра
Она нам друг –большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
- Кто главный гость на уроке –празднике? (Игра)
1 слайд Попрыгать, поиграть!
-Какой раздел учебника мы изучаем?
Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы познакомились с новыми играми, научились дружить, любить природу, слушать музыку, фантазировать.
-А чему еще вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?(бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, уметь владеть своим голосом)
2. Актуализация пробного учебного действия.
3. Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
- надуваем воздушный шарик,
- дуем на кипящее молоко;
4. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткости и ясной дикции (речевая разминка)
2слайд
Ра-ра-ра- во дворе идет игра.
Ши-ши-ши- веселятся малыши.
Ша-ша-ша- очень груша хороша!
А О У Ы М Е Ю Я - найди лишнюю букву. Почему?
ТУ ЛУ МУ ДИ КУ НУ найди лишний слог. Почему?
3 слайд
Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?
5.Проверка домашнего задания. (Групповые задания)
-На прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров литературы – стихотворения.
-Чем отличаются стихотворения от других жанров? (В стихотворениях есть рифма-созвучия концов строк, каждая строка написана с большой буквы, есть строфы-четверостишия)
-Чьи стихи мы читали? (А. Барто, И. Демьянова)
- Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы:
4 слайд
- Думаю сам…
- Высказываю свое мнение…
- Выслушиваю соседа…
- Приходим к общему мнению…
а)Стихотворение И. Демьянова – чтение по ролям.
- кто являются главными героями? (автор, Галочка) София и кирилл.
б) Стихотворение А. Л. Барто.
Кто является главными героями этого стихотворения? (автор, Маруся, гусь, волк)
-Давайте проинсценируем. Автр – Вика, Маруся – Маша , гусь – Кирилл, волк - Лева
-Правильно ли играет Вася в игру «Гуси – лебеди?»
- А как надо?
в) О том, как нужно играть нам помогут узнать остальные ребята. Они составят из разрозненных слов предложения.
1 группа (Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.)
2 группа (Правила игры нельзя нарушать.)
3 группа ( Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.)
4 группа (В игре главное- общее веселье и удовольствие)
5 группа (Девчонок надо уважать, всегда, везде их замечать)
- 3.Этап выявления места и причины затруднения.
Физминутка
А сейчас мы отправимся в зоопарк.
Проходите, проходите,
На зверей вы посмотрите.
- Пофантазируйте и покажите, какие звери там живут.
- А сейчас мы увидим животных и даже услышим звуки, которые они издают, если вы отгадаете загадки.
5 слайд слон
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)
Слоны- одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно ступая на мягкую подошву.
6 слайд змея
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея.)
Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.
7 слайд тигр
Он огромный и усатый
И к тому же полосатый.
Если встретишь не до игр,
Потому что это – тигр.
Тигр- самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.
8 слайд крокодил
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни проплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.
2. Вступительная беседа, работа с текстом до чтения.
Откройте с. 41. и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Что изображено на этой иллюстрации?
- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)
- Почему вы решили, что он охотник?
- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?
- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)
- Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.)
- Прочитайте название.
- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)
-Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)
- А что такое рассказ, как вы понимаете?
- Итак, рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.
Чем- отличается рассказ от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)
Сейчас мы отправимся вместе с Никитой на охоту в Африку
4. Этап построения выхода из ситуации.
3. Самостоятельное чтение текста про себя.
- Совпали наши предположения с прочитанным? В чем?
5.Этап реализации построения проекта.
4. Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.
Часть I, 1 абзац
- Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?
2 абзац
- Для чего Никите верёвочка?
3 абзац.
- Куда спрятал Никита крокодила? Что такое комод?
-Где узнаем значение непонятных слов? (толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?
4 абзац.
- Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?
Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части?
- Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)
Часть 2
-Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё).
-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).
-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).
- Это действительно тигр рычал и мяукал? (Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!). Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).
-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).
- Почему Никита во время охоты полз?
- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом). Конечно, и за слона трубил Никита.
Вопросы ко 2 части:
- С кем встретился охотник во второй части?
- Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).
Часть 3
- Кого встретил следующим охотник Никита?
-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.
-Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил?
- Каким охотником считает себя Никита?
- Всегда ли можно охотиться на животных по настоящему?
- Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и охотиться нельзя.Охота запрещена!
После чтения 3 части.
- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).
- Рассмотрите рисунок на стр. 43.
- Кто это?
Вова тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.
Физминутка
-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)
Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)
Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)
У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)
И каленый меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)
6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
5. Выразительное чтение 2 части.
-А давайте поиграем вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.
- Откройте вторую часть.
-Давайте определим, сколько будет ролей? (автор и Никита)
-Почему? (у животных нет слов, за них говорит Никита)
- Интонация с которой будет читать слова Никита (возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя).
-А у автора - спокойный, поясняющий.
Для этого вспомним памятку выразительного чтения.
9 слайд Памятка.
Выразительное чтение (критерии).
- Читай громко
- Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
- Соблюдай паузы.
- Передай настроение.
- Используй жесты и мимику.
Работа в парах.
- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль и тренируетесь в чтении.
-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.
- Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
-Что вы выяснили, над чем надо поработать?
7. Этап включения в систему знаний.
6. Беседа по содержанию.
Каким вы представляете себе Никиту? ( фантазером, выдумщиком, любознательным)
7. Работа с рисунками.
- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?
- С чем бы вы не согласились?
- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)
Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.
10 слайд портрет
В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в какие игры можно поиграть с друзьями. (Учитель показывает книгу).
– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные, ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)
– В какие игры можно играть дома, в школе? А какие игры опасные?
– В какие игры вы любите играть? Расскажите правила своей любимой игры. Какие роли в играх вам выпадало исполнять?
11 слайд -книга
8. Продолжите работу над выразительным чтением по ролям и узнайте о любимых играх взрослых в детстве.
Работа по карточкам №2 Восстанови последовательность
Восстанови последовательность:
2. Никита охотится на деревянного тигра.
- Мальчик спрятал свои игрушки.
- Никита – охотник убил игрушечного тигра.
7. Всех перестрелял охотник.
- Мальчик дополз до игрушечного слона.
- Никита убил тряпочного слона.
- И резиновый крокодил готов!
8. Этап рефлексии.
- Чем полезным занимались на уроке? Продолжите предложения.
12 слайд рефлексия
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
Евгений Чарушин нам рассказал
О том, как Никита охотником стал.
Что животные были игрушки, не важно,
Встречался Никита-охотник с добычей отважно.
Рассказ выразительно мы прочитали
И интересного много узнали.
Если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый кружочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс
Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме:" Играть-это увлекательно. Е.Чарушин"Никита -охотник"
Урок литературного чтения в 1 классе ОС "Школа 2100" ФГОС...
Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....
« Играть – это увлекательно!» ( Е. Чарушин «Никита- охотник»)
Урок литературного чтения в 1 классе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....