Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: Евгений Иванович Чарушин
«Страшный рассказ».
Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи урока:
- Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;
- Расширять и активизировать словарный запас учащихся;
- Донести юмор рассказа, вызвать положительные эмоции;
- Развитие творческого воображения (словесное рисование);
- Развивать артикуляционный аппарат;
- Воспитание доброты, уважительного отношения к животным.
- Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.43 КБ |
charushin_strashnyy_rasskaz.pptx | 973.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Евгений Иванович Чарушин
«Страшный рассказ».
Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи урока:
- Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;
- Расширять и активизировать словарный запас учащихся;
- Донести юмор рассказа, вызвать положительные эмоции;
- Развитие творческого воображения (словесное рисование);
- Развивать артикуляционный аппарат;
- Воспитание доброты, уважительного отношения к животным.
- Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы продолжим чтение произведений о «братьях наших меньших».
- Пусть девизом нашего урока будут такие слова:
«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»(Чтение хором) СЛАЙД 2
- Работа над техникой речи.
- Для развития скорости чтения поработаем со скороговоркой. СЛАЙД 3
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
- Прочитайте скороговорку вслух спокойно.
-Закройте глаза, повторите её.
- Произнесите скороговорку без звука.
- Проговариваем быстро в паре друг другу.
2. Дыхательная гимнастика.(выполняется стоя)
- Представьте, что вы нюхаете цветок. 5 коротких вдохов носом, 1 глубокий выдох ртом. Носом вдох, ртом-выдох.
- А теперь, расчистим листья на дорожке.
Вдох носом, часть воздуха - длинный выдох, часть- рывками. Глубокий вдох, выдох разделить на 5 частей.
- Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Выставка рисунков к рассказу.
- Кто придумал продолжение рассказа?
- Какие ещё произведения М.М. Пришвина вы прочитали и посоветуете прочитать ребятам?
- Изучение нового материала.
- Выставка книг.
(Носит ознакомительно-рекомендательный характер).
- Посмотрите на нашу выставку. Какие книги здесь представлены? Кто их автор? ( Евгений Иванович Чарушин). Кто читал произведения Чарушина, какие? О чем он писал?
- Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина. СЛАЙД 4- 5
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?
- Кто он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
- Подробнее о Евгении Ивановиче Чарушине расскажут сами ребята.
( Заранее подготовленные ученики делают сообщения).
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Его отец был художником- архитектором. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его хорошо рисовать. «Я вырос с карандашом и кистью в руках» - вспоминал Евгений Чарушин. С детства писатель полюбил поездки с отцом за город. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Любовь Александровна была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду около дома.
Сообщение 2.
Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Евгения Ивановича с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Будущий писатель выкармливал уток. Разводил кроликов. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. Зверята и птенцы – любимые герои почти 50 его книг. Вначале известность к Чарушину пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных (анималистические рассказы, animal – животное), их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.
- Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так:
« Посмотрел картинки ? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно» СЛАЙД 6
Физминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.
- Подготовка к восприятию текста.
- Откройте учебники на с. 136. Прочитайте название рассказа.
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?(Предположения учащихся, фантазируют).
- Проверим свои предположения, прочитав рассказ.
- Представьте себе маленький дачный домик у самого леса. Наступил вечер. Стемнело. Мальчики, такого же возраста как и вы остались одни дома. Что же произойдет дальше? Слушайте внимательно. (Ночные звуки) СЛАЙД 7
- Первичное восприятие текста.
Чтение рассказа подготовленными учениками и учителем. Остальные учащиеся следят по учебнику.
- Проверка восприятия.
- Какое впечатление произвел рассказ?
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Кто главные герои этого рассказа?
- Кого испугались мальчики?
- Ёж - страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они неожиданно услышали непонятные звуки)
- Почему ёж навестил мальчиков ночью? (ночной житель)
- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Дети рассказывают свои случаи из жизни.
- Я дам вам один совет. Когда вам страшно, закройте глаза и подумайте: чего я боюсь? Стоит ли этого бояться? Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
- Словарная работа. СЛАЙД 8-9
- Прежде чем перечитать рассказ, уточним значения некоторых слов.
Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
- Работа с текстом.
- Чтение 1-го, 2-го абзацев. (Хоровое чтение. 1абзац читают хором девочки, мальчики следят по учебнику, 2-й абзац читают мальчики, девочки следят по учебнику.)
- Ребята, задайте вопросы по прочитанному отрывку.
( Примерные вопросы: Как звали мальчиков? Где они жили? Почему они остались дома одни? Куда ушли папа с мамой? Что сделали мальчики, прежде чем лечь в постельки? Что можно сказать о мальчиках из этого отрывка?)
- Чтение до слов « Но тут пришли папа с мамой».
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
Чтение диалога двумя учащимися
- Почему они так говорят? (Чтобы убедить себя, что им не страшно).
- В тексте много многоточий. Что означает многоточие? (показывает страх мальчиков). Это психологическая пауза.
- Сравним чтение: мальчики читают вместе быстро; девочки с паузами.
- При чьем чтении страх чувствовался сильнее?
- Чтение рассказа до конца. ( Чтение «парная цепочка»)
- Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители?
- Каким тоном будем читать дальше?
- Прочитайте восклицательное предложение. Какое чувство будете передавать при чтении? (Удивление)
- Боялись ли мальчики топота и пыхтения по ночам потом? Почему?
- Можно ли назвать мальчиков трусами?
Выскажите свою точку зрения.
- Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
- Какими мальчики показаны в конце рассказа? (Любят животных, добрыми)
- Докажите словами из текста. («Дали молока… и кусок мяса»)
- Как вы думаете, возьмут мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи? ( Нет). Дикие животные неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
- Давайте выясним, какой же это рассказ? ( Для нас смешной, забавный. А героям этого рассказа сначала действительно было очень страшно.)
- А где был самый смешной момент, хотя героям было не до смеха? Прочитайте его.( - Не дыши,- говорит Шура Пете. Топ…топ…шлеп…шлеп».
- Почему так по-доброму смеется автор?( Автор сочувствует мальчикам, он понимает их состояние, ему их очень жалко)
- Физкультминутка
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
- Изучение нового материала (продолжение).
- Работа в парах.
- На столах лежат карточки с пословицами. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
Бояться не надо, надо умом раскинуть.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
У страха глаза велики.
Ты пожалей – и тебя пожалеют.
Пуганая ворона и куста боится.
2) Работа в группах (класс делится на 4 группы по 6 человек).
- Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в рассказе. С помощью этих слов составьте план рассказа.
Слушание и обсуждение плана каждой группы.
Примерный план.
1.Мальчики остались одни.
2.Странные звуки.
3.Испуганные дети.
4.Родители вернулись.
5. Неожиданная находка.
6.Ежик остался жить на даче.
- Рефлексия.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Кто его автор? Что вы узнали об этом человеке?
- Чему научил вас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).
- Почему этот рассказ помещен в разделе « О братьях наших меньших»?
СЛАЙД 10. Прочитаем стихотворение о еже.
- Оцените свою работу на уроке. Помогут вам в этом слова-помощники. СЛАЙД 11
- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).«Настоящее чтение учит быть человеком».
VII.Домашнее задание. СЛАЙД12
Выразительное чтение по ролям, пересказать «Страшный рассказ»
Прочитайте рассказ о еже на странице 155 учебника. Сравнить два рассказа про ежа.
По желанию.
Придумай историю, названием которой будет пословица: « Пуганая ворона и куста боится».
Проиллюстрировать понравившийся отрывок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
07.04.2011 2 http://aida.ucoz.ru «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
07.04.2011 3 Ель на ёжика похожа : Ёж в иголках , ёлка тоже .
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) 07.04.2011 4
07.04.2011 5
07.04.2011 6 Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
07.04.2011 7
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи. 07.04.2011 8
Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами. 07.04.2011 9
Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной – Ёжик добрый, а не злой. 07.04.2011 10
07.04.2011 11 работал на уроке активно; давал полные и правильные ответы на вопросы; не допускал ошибок при чтении; помогал товарищу; был внимателен и сосредоточен; использовал для ответа знания, полученные на других уроках;
Домашнее задание 1.Выразительное чтение и пересказ текста стр. 136-138 2.Прочитайте рассказ о еже на стр. 155 учебника. Сравнить два рассказа про ежа. По желанию. 1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа . 2. Найти и прочитать русскую народную сказку «Пых», принести книгу на следующий урок.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)
Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....
Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
2 класс Школа "России"...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»
Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Рассказ Василия Ивановича Белова "Малька провинилась" - 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Василия Ивановича Белова «Малька провинилась»; умения...