Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.
статья (3 класс) по теме
Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 23.23 КБ |
Статья. | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение «Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина»
Учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 15 «Содружество»
Салова Анна Евгеньевна.
Цели и задачи урока.
- Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.
- Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
- Развивать наблюдательность, мышление.
- Формирование читательского интереса.
- Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).
- Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.
- Взгляд на творчество писателя через его произведения.
- Развитие фантазии.
- Работа над спецификой детской литературы.
Оборудование
- Компьютер.
- Проектор.
- Презентация.
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры “Тир”.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Постановка целей
Учитель: Отгадайте загадки: СЛАЙД 1
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
- Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
- Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.) - Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)
– Как вы поняли, о чём пишут писатели, с произведениями которых мы будем сегодня работать?
СЛАЙД 2
У нас 4 команды. Придумайте названия вашим командам, в названии должна отразиться тема нашего урока.
3. Работа по теме урока
Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора. А капитаны ваших команд подготовили нам сообщения об авторах. А вы заметили, что у нас 4 команды, но только 3 автора? Вас ждёт необычный сюрприз от 4 команды.
СЛАЙДЫ 3 - 9
Ученик: Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.
СЛАЙДЫ 14 - 18
Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
СЛАЙДЫ 10 - 13
Ученик: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
Учитель: А теперь я попрошу вас поработать в командах. Дома вы подготовили краткие аннотации произведений каждого автора. Я попрошу вас представить их командирам. Затем все вместе должны составить одно общее представление о произведениях вашего автора. Выберите одного представителя команды, который нам это воспроизведет. Выберите небольшой отрывок из любого понравившегося вам произведения. Подготовьтесь его выразительно прочесть. Капитанов команд попрошу подойти и выбрать, каким образом вы должны будете нам их прочесть.
СЛАЙД 19
Карточки: хором, по очереди, по ролям, инсценировать.
Выступление каждой команды.
4. Закрепление пройденного
ФИЗМИНУТКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЕСНАЯ ФИЗМИНУТКА»
Учитель: Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину “Тир”. Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, – 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов.
(10б. – синий жетон
5б. – зелёный жетон)
Игра “Тир” СЛАЙД 20
1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые.)
2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)
3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)
4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга.)
5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках.)
6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)
7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)
8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)
9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.)
5. Итог урока
– О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
– Чем интересны их произведения?
– Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?
- Каким образом нужно наблюдать за природой?
РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙДЫ 21 - 22
Литература
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.
- Сладков Н.И. Сказки леса. – М., 2000.
- Чудакова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1999.
- Чарушин Е.И.
- Сладков Н.И.
- Бианки В.В. «Лесная газета»
Предварительный просмотр:
Роль кабинета начальных классов.
Учитель начальных классов МАОУ гимназии №15 «Содружество»
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.
Дети проводят очень большую часть своего времени в школе. Их пребывание там должно быть приятным и комфортным. Это во многом зависит от оформления кабинета. Конечно, среда, в которой проходит образовательный процесс, имеет немаловажное значение для достижения результата обучения. И важной составляющей является не только окружение ребенка (школьный коллектив), но и оформление кабинета. Особенно, если это кабинет начальных классов.
Ребенок только что пришел в школу из дошкольного заведения, где были уютные игровые, яркая и красивая детская мебель. Необходимо оформлять кабинет таким образом, чтобы сохранить преемственность, и переход из детского сада был максимально спокойным. (О чём говорят нам новые стандарты в обучении).
Главная цель оформления кабинета начальных классов - эстетически воспитать учащихся и повысить мотивацию к учебе. Оформление кабинета начальных классов имеет свою специфику. Во-первых, процесс обучения и воспитания в начальных классах построен на элементах игры, и это обязательно должно быть отражено в оформлении класса. Во-вторых, обучение в начальной школе ведется в одном кабинете, и это также накладывает свои особенности. Так что вполне допустимо, чтобы каждая стена или ее фрагмент был оформлен в каком-то одном направлении. Одна стена может быть посвящена русскому языку, другая – математике, третья – английскому и т.д. Но при этом дизайн должен быть ненавязчивым, чтобы не отвлекать учеников от их основных занятий. Именно поэтому резкие формы, отвлекающие элементы, слишком яркие и насыщенные цвета не допускаются при оформлении кабинетов начальных классов.
При выборе цветового фона лучше прислушаться к рекомендациям психолога. Детям 7-8 лет нравятся пурпурные, розовые и красные цвета; в 9-11 лет предпочтение отдается оранжевым, желтым и зеленым. Зеленый цвет обладает успокаивающим действием, оранжевый - стимулирует мыслительную активность, а желтый - поднимает настроение.
Пространство кабинета целесообразнее поделить на несколько зон: игровую зону, информационную и учебную. Итак, оформление кабинета в учебной зоне предполагает наличие парт, учительского стола, доски, шкафа для книг, видеопроигрывателя и телевизора. Информационная зона должна стимулировать познавательную активность детей, здесь можно разместить, к примеру, карту России, либо знакомить учащихся и гостей с жизнью класса.
Чтобы образовательный процесс был максимально плодотворным, необходимо хорошее техническое оснащение. В каждом кабинете есть компьютер, интерактивная доска, проектор, это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. С сентября 2010 года в классах осуществляется выход в Интернет, что ещё более существенно расширило возможности кабинетов, дает учителям импульс для саморазвития, а также помогает учителю быстрее подготовиться к урокам,
позволяет постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной.
Мультипликационные фильмы можно включать на большой перемене или на продленке. Обучение в начальной школе сочетает в себе элемент игры и учебной деятельности. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван или кресла), детские игры. Дети с удовольствием могут проводить свободное время, беседуя или играя в игровой зоне. Это позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно при обучении первоклассников.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.
В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Кабинет начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе. В классе могут быть оформлены постоянные или сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке», и другие. Большое значение в формировании самооценки (ФГОС) имеют выставки работ учащихся: «Наше творчество», «Мастер-класс». В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения, который даёт возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Работая в комфортных условиях, учитель не будет оставаться пассивным, ему обязательно захочется творчески подходить к своей работе, творить чудеса вместе со своими учениками.
Статья
«РОЛЬ КАБИНЕТА
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
2012 - 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.
Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....
Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе
Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время» (Книги Гайдара и о Гайдаре). Цели. Направить внимание детей на книги са...
Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс
Урок можно использовать и как материал для внеурочной деятельности....
Открытый урок по внеклассному чтению Тема: «Рассказы о животных.»
Тема урока: «Рассказы о животных»Планируемые результаты.1) Предметные:организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознани...
Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».
Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина»....
Презентация к уроку внеклассного чтения "Рассказы о животных"
В данной презентации знакомим обучающихся авторами произведений, которые пишут о животных....
Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.
Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.Развивать наблюдательность, мышление....