Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
методическая разработка (чтение, 1 класс) на тему
Пояснительная записка
Направление : начальная школа.
Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литературное чтение «Капельки солнца» 1класс, раздел «Попрыгать, поиграть…», 4 часа в неделю, 40 часов за год .
В возрасте 6-7 лет ученики проявляют активное желание учиться, если их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности -игрой. Поэтому использование игровых ситуаций делает урок более успешным. Использование интерактивной доски решает проблему дефицита подвижной наглядности на уроке, предполагает четкость построения урока.
Презентация составлена в программе MicrosoftOfficePowerPoint. Смена слайдов производится по щелчку, согласно хода урока.
На этапе актуализации во время речевой разминки используются анимации, которые помогают привлечь внимание учащихся. Проверка домашнего задания через инсценирование и коллективную работу нацелена на развитие коммуникативных учебных действий.
Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения):
этап 1(работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации, представленных в виде звуковых и фото-слайдов, вызывающих особый интерес у первоклассников)- обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения;
этап 2 (работа с текстом во время чтения, которая предусматривает нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов, прогнозирование ответов, составление плана рассказа формируют регулятивные учебные действия )- обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
этап 3 (после чтения)- это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий: чтение по ролям; соотнесение видения художника с читательским представлением. Знакомство с писателем, анализ характера героя и его поступков нацелены на формирование личностных результатов.
В процессе знакомства с произведением формировались навыки выразительного чтения, плавное чтение целыми словами, развивались коммуникативные умения через работу в группах и в парах.
Тестирование, проведенное в конце урока, показало, что содержание произведения детьми усвоено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Играть- это увлекательно!(рассказ
Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
Авторский медиапродукт - презентация
1 класс
г.Кореновск
МОАУ СОШ №17
Татаренко Нина Валентиновна
учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: «Играть- это увлекательно!
(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
УМК: литературное чтение «Капельки солнца» 1класс,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
программа «Школа 2100».
Цели:
- формировать навыки выразительного чтения через работу с произведением
Е. Чарушина «Никита- охотник».
- развивать плавное чтение целыми словами.
- развивать интерес к чтению и желание читать.
- развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
- развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в группах и парах,)
Оборудование:
- интерактивная доска,
- карточки с самооценкой,
- презентация урока,
- карточки с тестами.
Планируемые результаты:
- уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
- осуществлять итоговую самооценку,
- уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,
- стремиться к координации сотрудничества.
Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, в группах.
Этап урока | Время |
I. Этап мотивации. | 2 мин. |
II. Актуализация пробного учебного действия. | 4 мин. |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | 4 мин. |
Физкультминутка | 1 мин |
IV. Этап построения выхода из ситуации. | 8 мин. |
V. Этап реализации построения проекта. | 10мин. |
Физкультминутка | 1 мин. |
VI. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь. | 5 мин. |
VII. Этап включения в систему знаний. | 3мин. |
VIII. Этап рефлексии. | 2 мин. |
План урока.
Структура медиапродукта.
Медиапродукт выполнен в среде Power Point и состоит из 11 слайдов.
Слайд № 1. Тема урока .
Слайд № 2. Речевая разминка.
Слайд № 3 Правила работы в группах.
Слайд № 4-7. Фотографии животных.
Слайд № 8 Иллюстрация к произведению.
Слайд № 9 Памятка «Выразительное чтение».
Слайд № 10 Фотография писателя.
Слайд № 11 Рефлексия.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
1.Ученик: Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.Постановка учебной задачи.
- Послушайте стихотворение и скажите о чем идет речь.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит урок- праздник
И главный гость на нем- игра
Она нам друг –большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
- Кто главный гость на уроке –празднике? (Игра)
1 слайд
-Какой раздел учебника мы изучаем?
Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы подольше оставались детьми, умели играть, дружить, любить природу, слушать музыку, фантазировать.
-А чему еще вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?(бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, уметь владеть своим голосом)
2. Актуализация пробного учебного действия.
3. Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
- надуваем воздушный шарик,
- дуем на кипящее молоко;
4. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткости и ясной дикции (речевая разминка)
-Тетрадь. с.12. №1
2 слайд
Ра-ра-ра- во дворе идет игра.
Ши-ши-ши- веселятся малыши.
Ша-ша-ша- очень груша хороша!
- Тетрадь с. 12 №2, №3 (а,б)
5.Проверка домашнего задания. (Групповые задания)
-На прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров литературы – стихотворения.
-Чем отличаются стихотворения от других жанров? (В стихотворениях есть рифма-созвучия концов строк, каждая строка написана с большой буквы, есть строфы-четверостишия)
-Чьи стихи мы читали? (А. Барто, И. Демьянова)
- Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы:
3 слайд
- Думаю сам…
- Высказываю свое мнение…
- Выслушиваю соседа…
- Приходим к общему мнению…
а)Стихотворение И. Демьянова – чтение по ролям.
- кто являются главными героями? (автор, Галочка)
б) Стихотворение А. Л. Барто.
Кто является главными героями этого стихотворения? (автор, Маруся, гусь, волк)
-Давайте проинсценируем
в) О том, как нужно играть нам помогут узнать остальные ребята. Они составят из разрозненных слов предложения.
1 группа (Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.)
2 группа (Правила игры нельзя нарушать не только другим, но и тебе.)
3 группа ( Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.)
4 группа (В игре главное- общее веселье и удовольствие)
3 группа (Девчонок надо уважать, всегда, везде их замечать)
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать прохода им
Нигде и никогда
-Правильно ли играет Вася в игру «Гуси – лебеди?»
- А как надо?
3.Этап выявления места и причины затруднения.
1. Упражнения на технику чтения (в тетради № 3(в), с. 12).
Физминутка «Мы пришли в театр»
- Представьте, что вы одно из этих животных и изобразите, а мы отгадаем.
- А сейчас мы увидим этих животных и даже услышим звуки, которые они издают.
4-7 слайд
Слоны- одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно ступая на мягкую подошву.
Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.
Тигр- самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.
Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.
2. Вступительная беседа, работа с текстом до чтения.
8 слайд
Откройте с. 41. и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Какими изображены животные на иллюстрации?
- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)
- Почему вы решили, что он охотник?
- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?
- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)
- Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.)
- Прочитайте название.
- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)
-Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)
- А что такое рассказ, как вы понимаете?
- Итак, рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.
- Отличается чем-то рассказ от сказки? Чем же? А от других произведений? (Ответы детей.)
4. Этап построения выхода из ситуации.
3. Самостоятельное чтение текста про себя.
- Совпали наши предположения с прочитанным? В чем?
5.Этап реализации построения проекта.
4. Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.
Часть1. 1 абзац
- Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?
2 абзац
- Для чего Никите верёвочка?
3 абзац
- Куда спрятал Никита крокодила? Что такое комод?
-Где узнаем значение непонятных слов? (толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?
4 абзац
- Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?
Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части?
- Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)
Часть 2
-Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё).
-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).
-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).
- Это действительно тигр рычал и мяукал? (Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!). Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).
-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).
- Почему Никита во время охоты полз?
- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом). Конечно, и за слона трубил Никита.
Вопросы ко 2 части:
- С кем встретился охотник во второй части?
- Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).
Часть 3
- Кого встретил следующим охотник Никита?
-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.
-Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил?
- Каким охотником считает себя Никита?
После чтения 3 части.
- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).
- Рассмотрите рисунок на стр. 43.
- Кто это?
Вова тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.
Физминутка
-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)
Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте)
Не боимся мы его…
У нас охотничье ружье…
И каленый меч. Во… (Руки в стороны)
Ой, что это такое?..
Это озеро…
Его не обойти…
Над ним не пролететь..
Под ним не проползти…
Дорога напрямик…
Ой, что это такое?..
Это луг…
Его…(повторяем движения и слова)
Ой, что это такое?..
Это лес…
Его…(повторяем движения и слова)
Ой, что это такое?..
Это пещера…
А что это там такое мягонькое, ушастенькое, зубастенькое?
Ой, да это же лев!
Бежим через лес, луг, плывем по озеру…
Ух, убежали…
6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
5. Выразительное чтение 2 части.
-А давайте поиграем вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.
- Откройте вторую часть.
-Давайте определим, сколько будет ролей? (автор и Никита)
-Почему? (у животных нет слов, за них говорит Никита)
- Интонация с которой будет читать слова Никита (возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя).
-А у автора - спокойный, поясняющий.
Для этого вспомним памятку выразительного чтения.
9 слайд
Памятка.
Выразительное чтение (критерии).
- Читай громко
- Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
- Соблюдай паузы.
- Передай настроение.
- Используй жесты и мимику.
Работа в парах.
- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль и тренируетесь в чтении.
-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.
- Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
-Что вы выяснили, над чем надо поработать?
7. Этап включения в систему знаний.
6. Беседа по содержанию.
Каким вы представляете себе Никиту? ( фантазером, выдумщиком, любознательным)
7. Работа с рисунками.
- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?
- С чем бы вы не согласились?
- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)
Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.
10 слайд
В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её. (Учитель показывает книгу).
8. Продолжите работу над выразительным чтением по ролям и узнайте о любимых играх взрослых в детстве.
9. Тестирование.
8. Этап рефлексии.
- Чем полезным занимались на уроке? Продолжите предложения.
11 слайд
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
Если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый кружочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Урок по литературному чтению 2 класс Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цель урока: продолжать работу с учащимися по содержанию произведения...
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Е. Чарушин "Теремок"
Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Е. Чарушин «Теремок»Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию ...