Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ярославцева Татьяна Викторовна

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."                                                            

I.Организационный момент.

-Прозвенел звонок…

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Повторение изученного.

  1. Вопросы.
  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
  1. Классификация букв.
  • На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)
  • Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. (речевая разминка)
  • А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.

II. Формулирование темы и цели урока.

 Подбор слов, противоположных по значению Выделение звука (ч)

- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Белый ( Черный)

Грязный ( Чистый)

Редко ( Часто)

- Что общего было во всех названных вами словах?

Слайд 20- Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня встретимся? Сформулируйте тему урока. Какая цель нашего урока? ( познакомимся со звуком (ч) и буквой Ч, которая его обозначает, будем учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв, читать слова с новой буквой)

Слайд 21. Речевая разминка.

ЧА-ча-ча- горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу—чу- кушать больше не хочу.

Чо-чо-чо-чо- молоко так горячо.

Чи-чи-чи-чи- продавали кирпичи.

  1. Характеристика звука.
  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)
  • Произнесите слово «Часы» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
  • А, может, в слове «часы» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.
  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

Составить звуковую схему слова.

  1. Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.

Слайд 22  Физкультминутка.

        Стали мы учениками,

        Соблюдаем режим сами.

        Утром мы, когда проснулись,

        Улыбнулись, потянулись.

        Для здоровья, настроенья

        Делаем мы упражненья:

        Руки вверх и руки вниз,

        На носочки поднялись.

        То присели, то нагнулись

        И, опять же, улыбнулись.

        А потом мы умывались,

        Аккуратно одевались,

        Завтракали, не торопясь,

        В школу, к знаниям стремясь.

Игра  в слова.

  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.
  • Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.
  • Рассматривание букв в учебнике.
  • Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры
  1. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»

  1. Найти буквы Ч ч среди других. Работа с карточками.

Чтение слогов

  1. Текст. (На доске).

Установка

  • Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек.

Девочки играли во дворе.

У Ниночки мяч.

У Леночки обруч.

У Анечки палочка.

Им было …

Прочитать цепочкой, хором. Добавить последнее слово («весело», «хорошо»).

Учитель стирает имена, оставляя первые буквы. Дети вспоминают имена девочек.

Учитель стирает названия игрушек. Дети вспоминают. Учитель прикрепляет вместо слов соответствующие картинки.

  1. Словарная работа
  • Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…)
  • А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)
  • Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
  • А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).

Не колпак, а … (колпачок)

Не куртка, а … (курточка)

Не башмаки, а … (башмачки)

Кто получился? (Гномик)

  • Гномик сам маленький и любит все маленькое.

У него не стул, а … (стульчик),

Не диван, а … (диванчик),

Не тарелка, а … (тарелочка),

Не стакан, а … (стаканчик),

Не ложка, а … (ложечка).

Работа с учебником. Слово одно, а значение разное.

Итог урока. Рефлексия.

- Какую букву узнали?

-  Какой звук она обозначает?

- С какими правилами познакомились?

- Что нового вы сами узнали об этом звуке?

Смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

презентация к уроку обучения грамоте по авторской разработке на тему "Звук и буква -А,а, У, у"

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...