Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Дегтерева Ирина Алексеевна

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок является уроком открытия новых знаний и решает не только образовательные, воспитательные задачи, но и создает условия для введения  учащихся в творчество русского классика А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniyaobuchenie_gramote_1_klass.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.

Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. Создать условия для введения учащихся в творчество русского классика А.С.Пушкина

Образовательные задачи: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные -проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

- осознают  свою успешность на уроке,

- проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

- внутренняя позиция школьника;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные -  Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке;

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

- умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД: 

-  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги  и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения,  системно-деятельностный подход.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ход урока

1. Психологический настрой

-Ну, ребята, чур молчок!

Начинается  урок!

- Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например,   сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше?  Что вы ждете сегодня от урока?

2. Мотивация к учебной деятельности

-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

-Вы уже знаете, что  2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. Чтобы  читать и понимать о чем идет речь в книгах , нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.

3. Актуализация знаний + Индивидуальная работа

1) Повторение изученного (теория)

- Я  начну, а вы кончайте,

Хором дружно продолжайте:

-Наша речь бывает.... (устная и письменная)

Речь состоит из .....(предложений)

Предложение выражает...... (законченную  мысль)

Предложение состоит из.... (слов)

 Звуки бывают … (гласные и согласные).

2) Повторение о звуках

-Какая буква лишняя? (Щ, А, Ё, У, Э, Ы) Почему? Дайте характеристику звуку (щ).  Из оставшихся букв какая лишняя? Почему? Когда "хитрые" гласные обозначают 2 звука? Чем гласный отличаются от согласных?

3) Проверка индивидуальной работы №1

Вставь гласные: в(?)да, ст(?)на, к(?)за,  д(?)ска. Назовите проверочные. Правило.

4) Повторение об однокоренных словах

- Вы очень хорошо работаете, по-другому я могу сказать так: (читаем с доски слова)

 ДРУЖНО, ДРУЖБА, Дружок, дружок.

-Что скажете об этих словах? Сравните два последних слова: в чем их различие? (написание и  значение)

5) Проверка д/з

- Какой рассказ из домашнего задания  вы читали на тему дружбы?

Чтение. "Два товарища" Л. Н. Толстого

- Чему учит рассказ?

-Бывает ли дружба между человеком и животным? Чтение стихотворения Е. Благининой с.68

-Стих -отгадка Б. Заходера на с.69 тоже о дружбе человека и животного. Сколько человек участвуют в разговоре? Как мы называем такую форму речи? (Диалог)

Чтение по ролям.

5. Физкультминутка.

4. Целеполагание

Отгадайте загадки:

•Ой, заухал! Страшно мне!
Вот так чудище на пне!
Смотрит, даже не моргнёт!
Он на даче не живёт!
Иногда лишь прилетит 
И, нахохлившись, сидит. 
Я такого видел в фильме. 
Эта птица — мудрый … !    филин

Освещают ночь огнём
Было, чтоб светло как днём,
От зари и до зари
Светят ярко…(
Фонари)

- Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

-Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

5. Открытие нового знания.

1)- Произнесите 1-ое слово по слогам. Назовите 1-ый слог, 1-ый звук. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий.

(Аналогично со вторым словом)

2)  Знакомство с буквой.

-Эти звуки обозначаются буквами Фф.  Дадим полную характеристику звукам этой буквы.

3) Чтение слогов с буквой ф.

фа    фо     фу    фы  фэ

фя     фё    фю    фи  фе

4) Первичное закрепление

-Пробуем  прочитать слова.

фары    ферма   фонтан  фонарь  филин

- Разберём, как вы понимаете значения следующих  слов.

Флаг - символ страны.

Флот-  все военные и торговые корабли одной страны.

6. Применение нового знания

-Откройте "Азбуку" на стр70. Рассмотрите рисунок. Вот как раз  здесь изображен флот: разные корабли для разных целей.

- Прочитайте текст под картинкой. Кто автор этих строк? Знаком ли вам этот писатель?

1) Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Имя А. С. Пушкина знают огромное кол-во людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок  из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает   .......

(Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")

- Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна. Послушайте сообщение  вашего одноклассника о Пушкине.

Ученик рассказывает, учитель сопровождает рассказ показом слайдов.

 А. С. Пушкин родился  в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он  знал еще и  французский язык, много читал по-французски.

 У Пушкина была няня -  Арина Родионовна , которую он очень любил.  Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику  на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

- Кто придумывает сказки? ( Народ или авторы)

- На какие группы делятся сказки?  (Авторские и народные)

- Знаете ли вы сказки Пушкина?  Давайте это проверим.

2) Работа в парах.

- На столе у вас карточки с названиями сказок. Вы должны распределить  эти сказки на две группы: сказки Пушкина и русские народные. Соедините карандашом.

Проверка.

-  Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина,  со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.

Некоторые ребята нарисовали рисунки к своим любимым сказкам.  (Выставка рисунков)

-Угадайте, из какой сказки приготовила нам отрывок Аня.

(Ученица читает  отрывок из сказки о мертвой царевне)

Царица:

Свет, мой зеркальце! Скажи,  да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.        

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

Ответы детей.

3) Самостоятельное чтение.

- На столах у вас листы с текстом еще одной сказки Пушкина. Прочитайте и  определите её название. ( "Сказка о рыбаке и рыбке")

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

4)Чтение "цепочкой"

8. Итог урока

- Что нового вы сегодня открыли для себя? С какой буквой познакомились. Характеристика звуков.

- Вспомните про парные согласные. Когда им опасно стоять в словах? Как проверить?

  (проверка  индивидуальной работы №2) Правило хором.

- Что повторили из того, что уже знали?

- Что было самое интересное для вас?

9. Рефлексия

- Наш урок заканчивается.

- Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

- Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс

Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Буквы З, з и звуки[ з], [ з’].»

Задачи урока:познакомить с буквой З, з; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;познакомить с понятием «дружба»;развивать ф...