Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок является уроком открытия новых знаний и решает не только образовательные, воспитательные задачи, но и создает условия для введения учащихся в творчество русского классика А. С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniyaobuchenie_gramote_1_klass.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.
Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. Создать условия для введения учащихся в творчество русского классика А.С.Пушкина
Образовательные задачи: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивающие задачи:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные -проявляют учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;
- проявляют любознательность к изучаемому материалу;
- осознают свою успешность на уроке,
- проявляют доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим
- внутренняя позиция школьника;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные - Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие
- определять цель деятельности на уроке;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- умеют на основе анализа делать выводы;
- умеют устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- умеют слушать и понимать других;
- умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- умеют совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- читать текст вслух.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ход урока
1. Психологический настрой
-Ну, ребята, чур молчок!
Начинается урок!
- Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например, сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше? Что вы ждете сегодня от урока?
2. Мотивация к учебной деятельности
-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего это вам нужно?
-Вы уже знаете, что 2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. Чтобы читать и понимать о чем идет речь в книгах , нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.
3. Актуализация знаний + Индивидуальная работа
1) Повторение изученного (теория)
- Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно продолжайте:
-Наша речь бывает.... (устная и письменная)
Речь состоит из .....(предложений)
Предложение выражает...... (законченную мысль)
Предложение состоит из.... (слов)
Звуки бывают … (гласные и согласные).
2) Повторение о звуках
-Какая буква лишняя? (Щ, А, Ё, У, Э, Ы) Почему? Дайте характеристику звуку (щ). Из оставшихся букв какая лишняя? Почему? Когда "хитрые" гласные обозначают 2 звука? Чем гласный отличаются от согласных?
3) Проверка индивидуальной работы №1
Вставь гласные: в(?)да, ст(?)на, к(?)за, д(?)ска. Назовите проверочные. Правило.
4) Повторение об однокоренных словах
- Вы очень хорошо работаете, по-другому я могу сказать так: (читаем с доски слова)
ДРУЖНО, ДРУЖБА, Дружок, дружок.
-Что скажете об этих словах? Сравните два последних слова: в чем их различие? (написание и значение)
5) Проверка д/з
- Какой рассказ из домашнего задания вы читали на тему дружбы?
Чтение. "Два товарища" Л. Н. Толстого
- Чему учит рассказ?
-Бывает ли дружба между человеком и животным? Чтение стихотворения Е. Благининой с.68
-Стих -отгадка Б. Заходера на с.69 тоже о дружбе человека и животного. Сколько человек участвуют в разговоре? Как мы называем такую форму речи? (Диалог)
Чтение по ролям.
5. Физкультминутка.
4. Целеполагание
Отгадайте загадки:
•Ой, заухал! Страшно мне! | Освещают ночь огнём |
- Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.
Познакомимся с …..
Научимся ….
-Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
5. Открытие нового знания.
1)- Произнесите 1-ое слово по слогам. Назовите 1-ый слог, 1-ый звук. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий.
(Аналогично со вторым словом)
2) Знакомство с буквой.
-Эти звуки обозначаются буквами Фф. Дадим полную характеристику звукам этой буквы.
3) Чтение слогов с буквой ф.
фа фо фу фы фэ
фя фё фю фи фе
4) Первичное закрепление
-Пробуем прочитать слова.
фары ферма фонтан фонарь филин
- Разберём, как вы понимаете значения следующих слов.
Флаг - символ страны.
Флот- все военные и торговые корабли одной страны.
6. Применение нового знания
-Откройте "Азбуку" на стр70. Рассмотрите рисунок. Вот как раз здесь изображен флот: разные корабли для разных целей.
- Прочитайте текст под картинкой. Кто автор этих строк? Знаком ли вам этот писатель?
1) Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.
Имя А. С. Пушкина знают огромное кол-во людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает .......
(Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")
- Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна. Послушайте сообщение вашего одноклассника о Пушкине.
Ученик рассказывает, учитель сопровождает рассказ показом слайдов.
А. С. Пушкин родился в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он знал еще и французский язык, много читал по-французски.
У Пушкина была няня - Арина Родионовна , которую он очень любил. Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.
- Кто придумывает сказки? ( Народ или авторы)
- На какие группы делятся сказки? (Авторские и народные)
- Знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте это проверим.
2) Работа в парах.
- На столе у вас карточки с названиями сказок. Вы должны распределить эти сказки на две группы: сказки Пушкина и русские народные. Соедините карандашом.
Проверка.
- Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина, со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.
Некоторые ребята нарисовали рисунки к своим любимым сказкам. (Выставка рисунков)
-Угадайте, из какой сказки приготовила нам отрывок Аня.
(Ученица читает отрывок из сказки о мертвой царевне)
Царица:
Свет, мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
И ей зеркальце в ответ:
Ты прекрасна, спору нет
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
И царица хохотать, и плечами пожимать.
И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.
Ответы детей.
3) Самостоятельное чтение.
- На столах у вас листы с текстом еще одной сказки Пушкина. Прочитайте и определите её название. ( "Сказка о рыбаке и рыбке")
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
4)Чтение "цепочкой"
8. Итог урока
- Что нового вы сегодня открыли для себя? С какой буквой познакомились. Характеристика звуков.
- Вспомните про парные согласные. Когда им опасно стоять в словах? Как проверить?
(проверка индивидуальной работы №2) Правило хором.
- Что повторили из того, что уже знали?
- Что было самое интересное для вас?
9. Рефлексия
- Наш урок заканчивается.
- Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.
- Спасибо всем вам за внимание и за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс
Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"
Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву Р"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте....
Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»
Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...
Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Буквы З, з и звуки[ з], [ з’].»
Задачи урока:познакомить с буквой З, з; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;познакомить с понятием «дружба»;развивать ф...