Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уроке атмосферу творчества и познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nikeshina_t.v._mou_sosh_no_60.docx | 44.83 КБ |
master-klass_nikeshina_t.v._mou_sosh_no_60.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников»
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ)
СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Цели:
познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся;.
создать на уроке доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
развивать коммуникативные навыки, нравственные качества ребенка, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: фишки-звуки; рисунки к стихотворению «Загадочный рисунок»; карточки к предложению, фонограмма песни "Танцуем сидя", презентация к уроку
Ход урока
- Организационный момент. (Обращение к гостям)
Цель моего выступления – показать реализацию деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Сейчас я попрошу Вас вернуться в далёкое детство и побыть учениками 1 класса.
- Сообщение темы урока.
Учитель читает шуточное стихотворение.
( 1слайд)
Хмурый-хмурый хнычет Хорь –
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)
–Кто из вас догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?
Фонетическая зарядка.
( 2 слайд)
– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)
– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого согласного звука.)
– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)
– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)
- На столе у вас лежат конверты с фишками – обозначениями звуков. Найдите фишки для наших новых букв. Поможет в этом памятка на доске.
IV. Знакомство с большой и малой буквой Х, х.
Для обозначения звуков [х] и[х’] существует буква Х.
( 4слайд)
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ха» и двух звуков [х], [х’].
Буква «х» может обозначать два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].
VI. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 92).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?
- Учёный.
– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове «химик» слогов?
– Какой слог ударный?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].
– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
– Сколько слогов в слове «хорь»?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)
Физкультминутка
Под песню "Танцуем сидя"
В словах русского языка есть звуки [х] и [х’] встречаются довольно часто.
( 5 – 9 слайды)
- А какие вы знаете слова с новыми звуками?
VII. Работа с предложением Работа в парах за партой. (На столе фишки – обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий) На магнитной доске подсказки (какая фишка какое слово обозначает)
( 10-11 слайды )
- Посмотрите на экран. Что здесь записано? (предложение)
- Серёжа прочитает предложение. А теперь хором все вместе.
- Чем необычно это предложение?
- О ком это предложение?
- Сколько слов в этом предложении?
- Что могут обозначать слова русского языка?
- У вас на парте есть конверт с фишками- словами и в парах составляете схему этого слова.
ХОМЯК хватал хрустящий хлеб.
Составление схемы предложения при помощи карточек на столе. Проверка на экране.
VIII. Инсценирование стихотворения
– Отгадайте загадку «Загадочный рисунок».
( 12-19 слайды )
(Слова раздаются заранее участникам-«ученикам», изображения рисунков на слайдах)
Подошел к ребятам Витя, Показал листок: – Взгляните! Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать? – Угадал! – Сказал Володя. – Это солнышко восходит! Возразила сразу Зина: – Здесь арбуза половина! – Чепуха! – Смеется Света. – Сразу видно, зонтик это! Подбежал Олег: – Постой! Это каска со звездой! – Нет! – Сказал, подумав Боря, – Это гриб, Чего тут спорить! Головой качает Вася: – Я с тобою не согласен. Я уверен, будет тут Нарисован парашют! Витя свой рисунок взял, Улыбнулся и сказал: – Вы догадливыми были, Только жаль, про хлеб забыли. Как собрали урожай, Испекли мы каравай! УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ Вот он Хлебушек душистый, |
IX. Закрепление изученного (Звуко - буквенный разбор)
Работа в парах (На столе фишки – обозначения звуков)
– Составьте звукобуквенные схемы слов:
хлеб | |
На магнитной доске подсказки (какая фишка какой звук обозначает)
X. Задания на развитие речи, внимания.
1. Игра «Кто больше запомнит слов?».
– Холодно! – хныкал хомяк-хохотун. – Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
– Хорошо! – хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.
Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.
Хороший хозяин хомяк-хлопотун!
XI. Рефлексия ( 20 слайд )
Закончи предложение
Я не знал …. –
Теперь я знаю… -
Предварительный просмотр:
Тема «Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников»
Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ)
СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
Цели:
познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся;.
создать на уроке доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
развивать коммуникативные навыки, нравственные качества ребенка, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: фишки-звуки; рисунки к стихотворению «Загадочный рисунок»; карточки к предложению, фонограмма песни "Танцуем сидя", презентация к уроку
Ход урока
- Организационный момент. (Обращение к гостям)
Цель моего выступления – показать реализацию деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Сейчас я попрошу Вас вернуться в далёкое детство и побыть учениками 1 класса.
- Сообщение темы урока.
Учитель читает шуточное стихотворение.
( 1слайд)
Хмурый-хмурый хнычет Хорь –
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)
–Кто из вас догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?
Фонетическая зарядка.
( 2 слайд)
– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)
– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого согласного звука.)
– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)
– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)
- На столе у вас лежат конверты с фишками – обозначениями звуков. Найдите фишки для наших новых букв. Поможет в этом памятка на доске.
IV. Знакомство с большой и малой буквой Х, х.
Для обозначения звуков [х] и[х’] существует буква Х.
( 4слайд)
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ха» и двух звуков [х], [х’].
Буква «х» может обозначать два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].
VI. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 92).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?
- Учёный.
– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове «химик» слогов?
– Какой слог ударный?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].
– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
– Сколько слогов в слове «хорь»?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)
Физкультминутка
Под песню "Танцуем сидя"
В словах русского языка есть звуки [х] и [х’] встречаются довольно часто.
( 5 – 9 слайды)
- А какие вы знаете слова с новыми звуками?
VII. Работа с предложением Работа в парах за партой. (На столе фишки – обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий) На магнитной доске подсказки (какая фишка какое слово обозначает)
( 10-11 слайды )
- Посмотрите на экран. Что здесь записано? (предложение)
- Серёжа прочитает предложение. А теперь хором все вместе.
- Чем необычно это предложение?
- О ком это предложение?
- Сколько слов в этом предложении?
- Что могут обозначать слова русского языка?
- У вас на парте есть конверт с фишками- словами и в парах составляете схему этого слова.
ХОМЯК хватал хрустящий хлеб.
Составление схемы предложения при помощи карточек на столе. Проверка на экране.
VIII. Инсценирование стихотворения
– Отгадайте загадку «Загадочный рисунок».
( 12-19 слайды )
(Слова раздаются заранее участникам-«ученикам», изображения рисунков на слайдах)
Подошел к ребятам Витя, Показал листок: – Взгляните! Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать? – Угадал! – Сказал Володя. – Это солнышко восходит! Возразила сразу Зина: – Здесь арбуза половина! – Чепуха! – Смеется Света. – Сразу видно, зонтик это! Подбежал Олег: – Постой! Это каска со звездой! – Нет! – Сказал, подумав Боря, – Это гриб, Чего тут спорить! Головой качает Вася: – Я с тобою не согласен. Я уверен, будет тут Нарисован парашют! Витя свой рисунок взял, Улыбнулся и сказал: – Вы догадливыми были, Только жаль, про хлеб забыли. Как собрали урожай, Испекли мы каравай! УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ Вот он Хлебушек душистый, |
IX. Закрепление изученного (Звуко - буквенный разбор)
Работа в парах (На столе фишки – обозначения звуков)
– Составьте звукобуквенные схемы слов:
хлеб | |
На магнитной доске подсказки (какая фишка какой звук обозначает)
X. Задания на развитие речи, внимания.
1. Игра «Кто больше запомнит слов?».
– Холодно! – хныкал хомяк-хохотун. – Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
– Хорошо! – хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.
Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.
Хороший хозяин хомяк-хлопотун!
XI. Рефлексия ( 20 слайд )
Закончи предложение
Я не знал …. –
Теперь я знаю… -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.
· Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;· рас...
Урок обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы П, п", УМК "ПНШ"
Урок обучения грамоте...
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Конспект урока .Обучение грамоте.1 класс .УМК "Школа России"Тема :" Чтение слов, предложений и текстов с буквой П . Логическое ударение. Диалог ."
quot; Чтение слов,предложений и текстов с буквой П"...