Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Муленкова Ирина Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта урока по литературному чтению

Автор урока

Муленкова Ирина Анатольевна

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема

Олег Яковлевич Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-познавательного  текста.

Цель

1. Образовательная. Познакомить с творчеством О.Я. Полонского и его произведением «Муравьиное царство». Научить сравнивать художественный и научно-популярный тексты.

2. Развивающая. Развивать умение определять жанр произведения, уметь находить средства художественной выразительности, определять основную мысль, работать с текстом.

3. Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, желание учиться, бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к Родному краю.

Формируемые читательские умения

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

Этапы урока / этапы работы с текстом

Действия (задания и вопросы) учителя

Действия ученика

Мотивация учебной деятельности.

« Сегодня необычный день. К нам  пришли гости».

Внимание! Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке?

Есть у нас девиз такой – все, что надо, под рукой.

Актуализация знаний

-Какие произведения мы прочитали в этом разделе?

-С какими жанрами встретились?

Ответы обучающихся

.Сообщение темы и постановка целей урока

 

Отгадайте загадку:

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет

- Попробуйте определить тему и цели урока.

-Хотите пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живет огромная дружная семья? Вы, наверное, не раз видели этот дом, когда летом гулял по лесу.

Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадали, что это за дом? Ну, конечно же, это МУРАВЕЙНИК!

 (Муравьи)

Предтекстовый

-Какой раздел мы изучаем?

 -Откройте стр.77 и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня поработаем.

-Назовите автора.

 Слайд.

-Этот рассказ в 1859 году написал русский писатель Олег Яковлевич Полонский.

-Как вы думаете, о чём может говориться в тексте с таким названием?

- Какую цель поставим перед собой на уроке.?

Предложите, какую работу мы с вами можем выполнить при работе с текстом?    

 

-Люби все живое

-«Муравьиное царство»

-О.Я.Полонский

Ответы обучающихся

-Познакомится с текстом, определить к какому стилю относится текст?

-Разделить на части, задать вопросы, определить основную мысль …

Текстовый

-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно с заданием.  Делайте пометки простым карандашом по ходу чтения.

Слайд.

Самостоятельное ознакомительное чтение про себя с карандашом в руке

Послетекстовый

-Итак, каких значков у вас больше?

-Что нового вы узнали? Зачитайте.

-Что не понятно?

СЛАЙД №5 Словарная работа:

Распространенные –

Камеры

Лабиринты

Бродячие муравьи

Кочуют

Орда

-Какова же тема текста?

-А основная мысль?  

-Почему автор так назвал рассказ?

-Займёмся вычитыванием информации.

Разделимся на 4 группы.

-Каждая группа внимательно читает по одному абзацу.

-А теперь задание: найдите в вашем абзаце предложение, которое отвечает на вопрос  Слайд

СКОЛЬКО?

-Составим кластер.

Ответы обучающихся

Выборочное чтение вслух

 

-О муравьях

-Жизнь муравьёв

-Муравьи самые распространенные и многочисленные обитатели нашей планеты… 

Дети читают

1 группа

-Насчитывается в мире более 6000 видов

2 группа

-Их дома возвышаются до одного метра

-Ходы, идущие на глубину до нескольких метров.

3 группа

-Существует несколько семейств муравьёв

4 группа

-Жизнь муравья в среднем около года.

-Я приготовила для вас ромашки с вопросами. Они помогут выяснить кто в нашем классе самый внимательный читатель. 

-Кто желает задать вопрос для одноклассников?

-ИЗ ЧЕГО муравьи

 строят свои гнёзда?

-ГДЕ расселились муравьи? Или ГДЕ их нет?

-КАКУЮ пользу приносят муравьи?

-ПОЧЕМУ бродячие муравьи наводят ужас?

-ЧТО умеют делать муравьи?)

-Назовите самого внимательного читателя? Кто из ребят дал правильные, полные и красивые ответы?

-Подберите свое название к произведению.

Сравнение художественного и научно-познавательного рассказа.

-Совсем недавно мы прочитали рассказ о муравье. Вспомните его название и фамилию автора. ( В. Бианки «Приключения муравьишки»)

-Давайте сравним эти тексты. Какой из них является художественным, а какой научно-познавательным? Аргументируйте.

-Какой рассказ можно поместить в энциклопедию? Почему?

-Может ли в таком рассказе быть вымысел или вся информация соответствует действительности и является правдой?

-А хотелось бы вам узнать, что-то ещё о муравьях?

-Дома я предлагаю вам пополнить нашу шкатулку знаний небольшими сообщениями, интересными фактами из жизни муравьев, которые вы найдете в интернете, энциклопедии.

Вывод. Чему же учит нас автор?

 

Снимают ромашку и читают вопрос.

Ответы обучающихся

Самооценивание. Высказывание своей точки

зрения

Поработаем в парах.

Сдают на проверку.

Поиск информации

Ответы обучающихся

Карточка 1.

В.Бианки «Приключения муравьишки»       О.Полонский «Муравьиное царство»

Слова для выбора: художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, о муравье, о муравьях, испытания муравья, жизнь муравьёв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....