Конспект урока. «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Муленкова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель: Муленкова  Ирина Анатольевна.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема урока: сказка афроамериканцев США  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

учить анализировать художественное произведение;

способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: презентация,

Ход урока:

№ УЭ

Содержание

Управление деятельностью

1.0.

Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим.

И тихонько сидим.

Слайд 1

Проверка готовности

1.2.

Мотивация учебной деятельности

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Девиз нашего урока: Нужно уметь не только читать, но и думать.

-Как понимаете?

-Прочитайте предложение:

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым  молодцам урок.

-Cвязаны ли эти предложения друг с другом?

-Что можете сказать про него? (Является названием раздела, который мы проходим)

-Как понимаете?

-Выберите правильный ответ из трех предложенных и скажите что такое сказка?

1.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2. Сказка – это научно-фантастическое произведение.

3. Сказка – это произведение в котором разговаривают животные.

- На слайде вы видите название произведений:

Ю.Мориц           Лиса и рак          Братья           Напуганные      Похождение

«Слониха,           Художник          Гримм             медведь и            дикого

Слоненок            А. Марков         «Еж и заяц»    волки                   кота Симбы

и слон…»                                           Художник

Рисунки                                             В. Петров

автора

 

-Что их объединяет? (из одного раздела и главные герои - животные)

-Какое лишнее и почему? (Первое, жанр – стихотворение)

-Какое домашнее задание получили на предыдущем уроке?

(1.В тетради с.41 № 3; нарисовать самый смешной эпизод сказки)

Слайд 2

Чтение хором

Слайд 3

Чтение про себя

Слайд 4

Самоос-мысление

Слайд 5

1.3.

Проверка домашнего задания.

-Расскажите про кота Симбу по плану на стр. 41 №3

Слайд 6

Оценить

2.0

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий

- Прочитайте заглавие и подзаголовок сказки на доске.

-Есть ли в русских сказках  такое обращение: братец Кролик, братец Волк и т.д.?

- А что эти животные являются родственниками? (Пока мы не можем ответить на этот вопрос- мы не знаем. Узнаем, когда прочитаем сказку).

- Чью сказку мы будем читать? (Афроамериканцы – темнокожее население США. Иногда их называют американскими неграми)

- О чем эта сказка? (О том как братец Кролик заставил других зверей ловить луну).

-Придумай свой способ, как можно «поймать» луну.

Самоосмысление

Слайд 7

Высказывания детей

2.1

Физ.минутка для глаз

Слайд 8

2.2

-Рассмотрите иллюстрацию. 

- Кто главный герой сказки? Как вы догадались? (Кролика художник очень ярко изобразил. У него заговорщицкий вид. Он что-то предлагает братцу Черепахе, но прикрывает лапой рот, чтобы его не услышали. Можно предположить, что это веселое дельце).

-Что интересного находите в изображении братца Черепахи? (Он внимательно, открыв рот, слушает Кролика. Наверное одобряет услышанное).

-Как вы думаете, почему братец Черепаха не упомянут в заглавии?

Слайд 9

Высказывания детей

2.3

Словарная работа: 1 часть

Раздобрел – поправился, растолстел;

Места себе не находить – не знать покоя;

Мозгами раскидывать - думать, размышлять;

-С какой целью разбирали эти слова?

Жужжащее чтение

Слайд 10

2.4

Первичное восприятие текста. Работа с текстом во время чтения.

1.Чтение 1 части вслух по абзацам.

1 абзац:

-Почему же у всех в обращении есть слово братец? (Жили дружно, словно одна семья).

2 абзац:

-Отчего братец Кролик места себе не находил?

3 абзац:

-О чем же мог думать Кролик?

4 абзац:

-Почему Кролик и Черепаха были рады встрече?

-О чем они мечтают?

--Что предложил братец Кролик?

-Какие отношения между Кроликом и Черепахой? Из чего это видно?

5 абзац:

-Почему братец Черепаха не пошел, как Кролик, домой спать, а поспешил к пруду? (Чтобы как раз успеть к завтрашнему дню).

Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова  из словарной работы –прием «Молния»

Высказывания детей

2.5

Физ.минутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

(Прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем

(Ходьба на месте)

 

Слайд 11

2. Чтение 2 части про себя.

Вопросы после чтения:

-Почему все соседи обрадовались предложению братца Кро-

лика пойти порыбачить, ведь ничего необычного в этом нет? (Все хотели позабавиться).

-Расскажите как звери готовились к рыбалке?

-Кого напоминают нам звери? (Людей, которых объединяет интересное дело).

-Из каких слов видно, что Кролик и Черепаха что-то замышляют?

3. Чтение 3 части хором, вполголоса, с комментированием:

После 1 абзаца:

По ходу чтения – как понять? – остановился, как вкопанный, замешкались.

- Прочитайте только слова, обозначающие действия Кролика. (Собрался забросить, остановился, увидел…)

- При всех этих действиях сказал ли что-нибудь Кролик? Что же, по-вашему, случилось? (Предположения детей)

После 2 абзаца:

-Как ведет себя Кролик? А окружающие?

-Что предлагает Кролик? Как вы думаете, почему же никто не сможет поймать рыбу? (Предположения детей)

После 3 и 4 абзацев:

-Кто подтвердил слова братца  Кролика? Почему?

-Что же случилось?

-Каким здесь видим Кролика? (Смелым, готовым к защите слабых, спокойным.)

Чтение 3 части до конца:

-Поверили ли все Кролику?

-Что теперь предлагает Кролик?

-Как вы думаете, что случится дальше? (Предположения детей.

Самоосмысление

Выборочное чтение

3.0

Домашнее задание:

Краткий пересказ 4 и 5 частей.

Запись в дневник

Слайд 12

4.0

Итог урока: в дневнике раскрасить кружок!

Вам понравился урок?

Подведём, друзья итог…

Что сегодня  получилось?  

Что сейчас  не удалось?

Самооценка  

Слайд 13,14



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 класс Учитель начальных классов МБОУ Излучинской ОСШ №1: Муленкова И.А.

Слайд 2

ДЕВИЗ УРОКА: Нужно уметь не только читать, но и думать.

Слайд 3

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Слайд 4

Что такое сказка? Выбери верную формулировку: 1.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2. Сказка – это научно-фантастическое произведение. 3. Сказка – это произведение в котором разговаривают животные.

Слайд 5

Найди ошибку: Ю.Мориц «Слониха, Слоненок и слон…» Братья Гримм «Еж и заяц» Русская сказка «Лиса и рак» Русская сказка «Напуганные медведь и волки» Африканская Сказка «Похождения дикого кота Симбы»

Слайд 6

План рассказа: 1.Где живет Симба. 2.Чем он занимается. 3.Какой кот в сказке. 4.Твое отношение к коту Симбе.

Слайд 7

Афроамериканцы – темнокожее население США или американские негры

Слайд 10

Словарная работа: 1 часть Раздобрел – Места себе не находить – Мозгами раскидывать - Позабавиться досыта- поправился, растолстел; не знать покоя; думать, размышлять; наиграться

Слайд 11

Физ.минутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем.

Слайд 12

Домашнее задание: Краткий пересказ 4 и 5 частей.

Слайд 13

Итог урока: Вам понравился урок? Подведём, друзья итог… Что сегодня Что сейчас получилось? не удалось?

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                             Самоанализ урока

                       по литературному чтению 2 класс

                       по программе «Школа 2100»

Вид  анализа: традиционный

Учебное занятие проведено по типу изучение и первичное закрепление новых знаний из раздела: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым  молодцам урок,

по теме: сказка афроамериканцев США  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». (1 урок в теме).

          Считаю, что структура построения  данного урока выдержана. (Структура урока разработана  авторами курса совместно с Бунеевым )

На уроке я решала такие задачи:

Образовательные: 

1. Учить понимать прочитанное, через нахождение ответов на поставленные вопросы, анализировать речь, поступки героев;

2. Закреплять знания  о жанрах, эпитетах, метафорах.

2.Учиться обрабатывать, сравнивать и систематизировать информацию; совершенствовать навык чтения.

Развивающие:

1.Способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения;

2.Развивать умения  обосновывать, доказывать свои предположения, спорить, дискуссировать.

3 .Развитие  внимания,  навыка  контроля и самооценки.

Воспитательные:

1.Воспитывать  любовь ко всему живому, культуру речи, общение друг с другом.

        Наряду с общими решались и частные дидактические задачи с целью включения учащихся в разнообразную деятельность.

       На организационном  этапе было проведено быстрое включение учащихся  в деловой ритм, через психологическую установку. Использовалась слайдовая презентация, которая поддерживала интерес детей на протяжении  всего урока. Благодаря девизу урока: «Нужно уметь не только читать, но и думать» были созданы условия для дальнейшей работы.

      Актуализация субъектного опыта работы прошла через   выбор правильного ответа из  на вопрос: что такое сказка? Через такие задания: что общего у произведений, найди лишнее, объясни свой выбор. Через актуализацию знаний плавно перешли к проверке домашнего задания (пересказу по плану). Привлекла класс к оценке ответов. Дети умеют оценивать  ответы своих товарищей и  себя, обосновывать, доказывать, спорить. Совместно вывели  тему урока и целеполагание: знать и уметь.

         На этапе изучения нового материала по заглавию  ребята предположили, о чем будут читать. Предположили, кто будет главным героем произведения, дали их описание по рисунку. Было предложено творческое задание: придумать свои способы ловли луны. На данном этапе была организованна словарная работа по развитию речи до чтения текста, задавались вопросы во время чтения текста и после. Учащиеся следили  и подчеркивали при чтении встретившиеся слова  из словарной работы – использовался прием «Молния»

      При первичном знакомстве с текстом обращала внимание на правильность, выразительность  чтения. С помощью вопросов проверяла осознанность чтения. Использовала разные виды чтения: хором, буксиром, про себя, выборочное. Продолжили работу по подбору эпитетов и метафор. В ходе урока требовала от детей полных ответов

         Использованы методы обучения: словесные, практический,  метод наблюдения и анализа.  Использовались такие виды деятельности учащихся:  коллективная, индивидуальная, фронтальная.

          Принцип осознания процесса обучения был ведущим и сочетался с такими принципами как:

Принцип ведущей роли теоретических знаний.

принцип деятельности;

принцип паритетности (совместная работа У + ученик, у + у).

        В результате различных способов проверки (проверка домашнего задания, прогнозирование,  фронтальный опрос,  оценивание ответа ученика, подбор эпитетов и метафор) было оценено восемь учеников.

       Соблюдались валеологические требования к уроку: проведено две физ.минутки - для глаз и двигательная.

       Выбранные методы и способы обучения полностью подчинены целям и задачам урока. Соответствовали уровню обученности детей. Урок проведен с доминирующей деятельностью учеников.

Учитель: Муленкова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Как братец кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну.

Предмет: чтениеКласс: 2Тема урока:  Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волкаи братца Медведя ловить луну.Цели урока: Прочитать и ответить на все заданные вопросы.Планируемые результат...

Конспект урока по теме: Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Конспект урока по теме: Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»Класс: 2...

Конспект урока по чтению 1 кл РНС "Лисичка-сестричка и волк"

Цель урока систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение. систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оц...