∙ Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена; — эмоционально-ценностное отношение к героям сказки; — творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке; — понимание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: — раскрывать значение слов «Каморка, , ободрить, , приноровились, подённая работа, собиратели сказок, сорные травы, смиренно, тщедушная. и использовать их в активном словаре; — определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — соотносить результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ∙ Работать с текстом сказки: — проводить исследование текста сказки; — составлять описание литературного героя. ∙ Писать сценарий и инсценировать сказку. ∙ Писать сказку о предмете. ∙ Оформлять отзыв о прочитанной сказке. |
Цели: ∙ Стимулировать интерес к сказкам Х.-К. Андерсена. ∙ Актуализировать умение: — работать с текстом сказки; — выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; — формулировать высказывание в рамках учебного диалога. ∙ Ввести слова «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражения «жить в своё удовольствие», «подённая работа». ∙ Научить: — определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение; — определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — работать с текстом сказки; — рассказывать о творчестве Х.-К. Андерсена; — рассказывать об отношении автора к героям произведения; — объяснять композицию сказки; — соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию; — проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице; — составлять краткий план сказки; — составлять и писать фразу-конструкт; — оформлять отзыв, используя алгоритм; — писать сказку о предмете, используя план; — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | Задание 1 (З) Учебник, с. 34—35. Расскажите о Х.-К. Андерсене и его творчестве для детей. Назовите известные вам сказки Х.-К. Андерсена. Задание 2 (П) Верно ли, что Х.-К. Андерсен был собирателем народных сказок? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Учебник, с. 36—37. Проведите исследование фрагмента текста сказки и оформите результаты в таблице. Название сказки | Главные герои | Главная мысль | «Дюймовочка» | Дюймовочка, жаба, мышь, жук, эльф, ласточка | Доброта, трудолюбие, отвага достойны награды | «Огниво» | Солдат, колдунья, принцесса | Смелость и хитрость помогают справиться с трудностями | «Снежная королева» | Кай, Герда, Снежная королева | Любовь, смелость, доброта способны растопить самый толстый лёд | «Стойкий оловянный солдатик» | Оловянный солдатик, барышня | Стойкость и мужество достойны уважения |
Задание 4 (З) Учебник, с. 47-48, Х.-К. Андерсен «Чайник». Объясните значение выражения «смирение и скромность». Назовите главных героев сказки Назовите главную мысль сказки Назовите вид сказки Объясните композицию сказки Расскажите об отношении автора кчайнику. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму. Задание 5 (П) Верно ли, что сначало чайник жил в своё удовольствие? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что чайник был скромным.Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Проведите исследование текста сказки «чайник» и оформите результаты в таблице. Параметры исследования | Сказка «чайник» | Автор |
| Вид сказки |
| Главная мысль |
| Признаки волшебной сказки | Герои |
| Предметы |
| Превращения |
| Особенности волшебной сказки | Главный герой |
| Повторы событий |
| Испытания |
| Награда |
|
Задание 7 (У) Составьте и напишите фразу-конструкт: Сказка Х.-К. Андерсена «чайник» является …, потому что… . Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму. Задание 8 (П) Верно ли, чточайник обрёл новую жизнь благодаря розе? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что самое большое удовольствие — это жить для себя? Обоснуйте своё мнение. Задание 9 (У) Составьте краткий план сказки «чайник» и перескажите её. Задание 10 (У) Составьте анологичную сказку. Задание 11 (У) Определите предмет и напишите о нём сказку, используя предложенный план: 1. Зачин («жили-были», «далеко-далеко»). 2. Беда (возникновение проблемы: болезнь, пропажа, задание...). 3. Уход героя из дома (поиск решения проблемы за пределами дома). 4. Испытания для героя (путешествие, приобретение волшебных помощников или предметов...). 5. Поединок и победа героя (решение проблемы). 6. Возвращение героя домой (новые испытания...). 7. Счастливый конец (свадьба...). | Диагностические задания: 1. Определите основные черты характера героев сказки «Дикие лебеди» и оформите результаты в таблице. Герои сказки | Черты характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Определите и напишите название волшебных предметов в сказке Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди». 3. Допишите предложение: Сказка Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди» учит…
Личностные умения: — проявлять интерес к сказкам Х.-К. Андерсена. Познавательные умения: — раскрывать значение слов «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «жить в своё удовольствие», «подённая работа», использовать их в активном словаре; — определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение; — определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. Предметные умения: — рассказывать о творчестве Х.-К. Андерсена; — работать с текстом сказки; — рассказывать об отношении автора к героям произведения; — объяснять композицию сказки; — соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию; — проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице; — составлять краткий план сказки; — составлять и писать фразу-конструкт; — оформлять отзыв, используя алгоритм; — писать сказку о предмете, используя план. |
Цель: ∙ Установить степень освоения данной темы, а именно умения: — соотносить автора и название сказки; — определять признаки волшебной сказки; — формулировать высказывание об оформлении отзыва о прочитанной сказке. | 2. Определите признаки волшебной сказки в каждом произведении и впишите результаты в таблице. Параметры сравнения | «Белоснежка и семь гномов» | «Спящая красавица» | «Дикие лебеди» | волшебные герои |
|
|
| волшебное место действия |
|
|
| волшебные превращения |
|
|
| волшебные предметы |
|
|
|
3. Закончите предложение: Для того чтобысочинить свою сказку, надо… Для того чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо определить тему, указать автора и название произведения, определить главную мысль сказки, выразить своё отношение к её героям, подтверждая это комментариями к их поступкам, сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка. | Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметные умения: — соотносить автора и название сказки; — определять признаки волшебной сказки; — формулировать высказывание об оформлении отзыва о прочитанной сказке. |
∙ Актуализировать умения: — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять задания в соответствии с целью. ∙ Научить: — выбирать вариант выполнения ситуативного задания; — использовать разные источники информации; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: ∙ выбор варианта задания, эвристический ∙ выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); ∙ самоорганизацию по выполнению задания: — планирование деятельности; — выполнение задания; — представление результатов деятельности.
Эвристический вариант 1. Выберите произведение зарубежного писателя, которое вам особенно понравилось, и оформите о нём отзыв. 2. Можно ли согласиться с мнением профессора Самоварова, что отзывы Ани и Вани о прочитанной сказке были незаконченными? Обоснуйте своё мнение. Отзыв о прочитанной сказке Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и её приключениях. Главная мысль сказки — только доброта и трудолюбие достойны награды, а зависть и злоба будут наказаны. Мне очень нравится Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постели, шить, вязать. Белоснежка — вежливая девушка. Разговаривая со старой торговкой, она называет её тётушкой. Самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» — злая мачеха-королева. Она из зависти хочет убить прекрасную Белоснежку. Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрыми, не завидовать чужой красоте и быть трудолюбивыми. | Личностные умения: — проявлять желание оформлять отзыв на прочитанную сказку. Познавательные умения: — выбирать вариант выполнения ситуативного задания; — использовать разные источники информации; — использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке. Регулятивные умения: — выполнять задания в соответствии с целью; — ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: — оформлять отзыв о сказке. |