Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit.chteniya_andersen.docx | 26.08 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_0.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г.Х.Андерсен «Чайник». Создание сказки по аналогии.
Цель:
- формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки; жизненное самоопределение;
- развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
- приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
- воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент:
- Я очень рада, что мы сегодня с вами покажем урок литературного чтения. Я уверена, что он будет интересным и полезным для всех нас.
(Слайд 1)
Проведём речевую разминку:
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.
1. Прочитать, разделить слова на слоги.
2. Прочитать с вопросительной интонацией.
3. Прочитать с утвердительной интонацией.
4. Прочитать с интонацией восхищения.
5. Прочитать сердито.
6. Прочитать весело.
2. Актуализация знаний.
(Слайд 2)
-Послушайте и скажите о ком идёт речь?
Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных,
писателей, художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети: Ганс Христиан Андерсен)
(Слайд 3)
-Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, народного певца – Г.Х.Андерсена. С детства вам знакомы его сказки, со многими его произведениями вы знакомились в школе.
Что знаете об Андерсене?
(Дети: Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал. В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).
-Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?
(Дети: Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. Ведь , Андерсен – великий сказочник. Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого.)
-Кто из вас скажет, как называется в литературе этот приём? (олицетворением)
-В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают.
Чтобы продолжить работу, давайте вспомним основные сюжетные линии (Дети: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).
(Слайд 4)
Появляются на доске основные сюжетные линии, но учитель вывешивает их в неверной последовательности (ловушка!) Дети внимательны, исправляют учителя, доказывают.
(Слайд 5)
-Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?
(Дети: Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.)
- Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!
3. Тема, цель урока.
На партах лежат карточки с заданиями, выполните задания, передавая карточку по кругу.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие твердые согласные звуки. Ж Ч Ш
2. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё А Ю
3. Найди согласный, который всегда мягкий. Л П С Й
4. Зачеркни все глухие согласные. П Н Ф С Ч
5. Найди гласный звук, указывающий мягкость согласных. О У Ы А И
6. Зачеркни все звонкие согласные. В Р К М
-Запишите слово, которое у вас получилось ______________ЧАЙНИК_________
- Какой герой сказки хочет рассказать о себе?
- Кто ему в этом поможет?
(ученики формулируют название темы урока – Г.Х.Андерсен «Чайник»)
(Слайд 6)
Тема появляется на слайде и на доске, учитель дополняет словами.
Г.Х.Андерсена «Чайник».
-Сформулируйте цель урока.
(Дети:- познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник»;
- развивать умение анализировать авторскую сказку;
- развивать речь
- развивать в себе добро и видеть красоту мира)
4. Первичное знакомство с произведением.
Прослушивание сказки, чтение учителем( в ходе прослушивания, дети подчеркивают непонятные слова)
- Послушав сказку, мы попытаемся ответить на вопрос: Как относится автор к своему герою?
-Я прошу вас при прослушивании сказки работать карандашом, подчёркивать те слова, значение которых вам непонятно.
-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться?
(Дети: Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)
Словарная работа:
- Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре)
- Добротный– доброкачественный (хорошего качества), прочный(найдите в словаре)
- Что значит «беспечальной юности»?(Дети: Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)
- Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)
-Попробуйте дать характеристику герою в структуре
- Подберите как можно больше прилагательных, характеризующие героя сказки в течение 30 секунд.
Выборочное чтение.
(Слайд 7)
-Что вы узнали о чайнике из воспоминаний? (Дети обобщают)
- К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: завязка)
- Какая пословица подходит к данному сюжету? Хвастун вреднее моли.
-Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.
-Какая беда приключилась с чайником? (зачитать) Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.
-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развитие действия )
-Какая пословица подходит? Выше головы носа не поднимай.
- Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, калека)
-Какие олицетворения использует автор? (зачитать)
-Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…» - доказывают)
-К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: переломный момент)
-Пословица? Не будь пригож, а будь пригоден
-Почему луковица становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)
-Каким образом возродился чайник к жизни?(Дети: обновление, надежда на личную жизнь)
-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: кульминация – точка наивысшего подъёма, напряжения)
-Какая пословица подходит? Снаружи красота – внутри пустота.
-Какая новая неудача подстерегала героя?(Дети: не смог обрести новое назначение)
-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развязка).
- Какая пословица подходит? Одному жить – сердцу холодно.
-Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль от того, что он недостоин этого цветка)
- Какое чувство испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)
(Слайд 8)
5. Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)
(покажите качества чайника: гордый, высокомерный, дых. гимнастика как кипит)
6.Закрепление.
(Слайд 9)
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне ( оформите работу фломастерами)
Выразите своё отношение к чайнику в синквейне.
1. Чайник.
2. Гордый, заносчивый.
3. Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).
4. Воспоминаний никто не отнимет.(Забывать себя ради других)
5. Надежда (обновление, счастье, радость).
7. Работа над созданием сказки по аналогии:
- На доске картинки старой обуви.
- Ребята. Как вы думаете. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (составлять сказку по аналогии)
- Что такое аналогия? Как вы понимаете это слово?
- У любой вещи есть своя история? Мы сегодня попробуем придумать свою сказку по аналогии со сказкой Андерсена.
- Мы попробуем устно составить сказку все вместе:
1) Выберем предмет
2) Какой у него характер
3) Где и с кем он живет? Как вы думаете кто его соседи? Как они к нему относятся? Как ему живется рядом с ними?
4) О чем он мечтает? Какие у него проблемы?
5) История жизни ( как прожил долгую жизнь, где он побывал)
- По такому же плану придумайте свою сказку «Воспоминание старой обуви»
7.Рефлексия.
- Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?
- Так как же Андерсен относится к своему герою?
- Почему это произведение – сказка? Что в нем сказочного?
- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других)
- Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?
- Это философская сказка и философский вопрос, на который вам ещё предстоит ответить и каждому по-своему. И в этом вам помогут различные произведения и в том числе философские сказки Ганса Христиана Андерсена, которых у него много.
8. Оценивание. Комментированное выставление оценок.
- Вы все очень хорошо работали на уроке.
9. Домашнее задание.
(Слайд 10)
- Я прошу вас дома стать сказочниками и написать свою сказку «Воспоминание старой обуви». Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.
10. Итог урока.
Слайд ( 11)
-Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».
- А наш герой Чайник остался очень доволен вашей работой, он рад, что у него появились друзья и хочет угостить вас ароматным чаем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ганс Христиан Андерсен
Г.Х.Андерсен «Чайник»
Одному жить – сердцу холодно. Хвастун вреднее моли. Снаружи красота- внутри пустота. Не будь пригож, а будь пригоден. Выше головы носа не поднимай.
Физминутка
Памятка по составлению синквейна : 1 строка 2 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) 4 строка 3 строка 5 строка
Домашнее задание: Написать свою сказку «Воспоминание старой обуви» . Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.
«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению
Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Презентация для открытого урока литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе
Презентация кейс-заданий...