«Г.-Х. Андерсен. Чайник. Создание сказки по аналогии»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass_g.h.adersen_chaynik.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема урока: «Г.-Х. Андерсен. Чайник. Создание сказки по аналогии»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: познакомить детей со сказкой «Чайник»; научить детей составлять сказки по аналогии.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Определять, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.
Регулятивные:
- Определять тему урока и выбирать книгу для самостоятельного чтения.
Познавательные:
- Выявлять особенности литературной сказки.
- Высказывать своё мнение о прочитанном произведении
- Выявлять особенности поэтического текста сказки.
- Создавать сказки по аналогии.
Коммуникативные:
- Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.
- Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять
- роли.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (мотивация) | - Здравствуйте, ребята. Ребята, прежде чем мы начнём наш урок, мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мягкую игрушку, а вы называйте качества, которые помогают в учёбе … | Приветствуют. Называют качества, которые помогают в учёбе (внимательность, трудолюбие и т.п.) |
Актуализация знаний | Речевая разминка. Давайте все вместе выразительно прочитаем стихотворение на слайде. Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит Зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Прочитать: полушепотом, удивленно, с вопросительным тоном. -О чем это стихотворение? -Не просто так же мы его прочитали. Какой сегодня день ребята? Молодцы да конечно и я хочу вас поздравить с первым днем весны! Поздравить радостно сегодня И пожелать добра, тепла, Весна чудесная с собою Чтоб много счастья принесла! Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску? Что вы видите? -Как вы думаете, какой это цветок? -какой цветок выходит первым весной? Хорошо ребята молодцы. А теперь проверим домашнее задание. -Какое дом. задание было у вас? В каждом лепестке нашего цвета спрятаны вопросы, что бы на них ответить нам нужно выйти к доске взять лепесточки и ответить на вопросы, и вот мы и поверим, кто на хорошо прочитал дома сказку и готовился пересказу. - О чем эта сказка? Давайте кратко расскажем сказку. -Кто главные герои этой сказки? -Как называется дом, в котором жили горошины? -Почему девочка все время лежала в постели? -Что помогло выздороветь девочке? -Чему учит нас эта сказка? -Счастье в том чтобы дарить людям радость. Такая фраза подходит к нашей сказке? -Молодцы ребята! Вы хорошо знаете эту сказку. | Выполняют речевую разминку. . О весне! 1 день весны. Цветок. Подснежник. Рассказывают. 5-ая горошина, мать, девочка. -Стручок. Потому что она болела. -Цветущий зеленый горошек. -Ответы детей. |
Самоопределение к деятельности | -А теперь идем дальше. Ребята вы любите отгадывать загадки? А теперь послушайте загадку внимательно и отвечаем, поднимая руку. Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьёз. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет- убедится. (Чайник) -Как вы думаете, почему я выбрала именно эту загадку? -Откройте учебники на странице 47,и прочитайте название произведение, которое мы будем изучать на уроке. -О чем может быть это произведение? | Отвечают. -Чайник. -ответы детей. |
Работа над темой урока | (Чтение сказки «Чайник») Читают первую часть. (до «Этого мне никогда не забыть!») Разбор: - Понравился отрывок? - Какие слова и выражения были непонятны? Читают далее. - Понравилась сказка? - Почему автор использует много восклицательных предложений? - Поговорим об особенностях характера героя сказки. Каким мы увидели чайник в начале сказки? Зачитайте этот отрывок. - Чем гордится чайник? - Какой у него был недостаток? Как он об этом говорит? - Дайте обобщённую характеристику чайнику(гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый) - Какая беда приключилась с чайником? Зачитайте этот отрывок. - Какие переживания испытывает чайник? (он одинок, он калека) - Какие перемены происходят в жизни чайника? - Каким образом возродился чайник к жизни?(радость жить для других) - Какая новая неудача подстерегала героя? - Определите жанр произведения. (сказка) - Какая сказка? (авторская, волшебная) | Читают по цепочке, сначала начинает учитель. Отвечают на вопросы Изящный- отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой. Добротный- хорошего качества, прочный Биография- описание чьей-нибудь жизни Блаженство- полное и невозмутимое счастье, наслаждение. Смирение- отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле. Скромность- сдержанность, умеренность, простота и покорность |
Физкультминутка | Учитель включает видео. | Выполняют упражнения. |
Продолжение работы | - Ребята, у каждого из вас на столах карточки, в этих карточках перечислены различные черты, ваша задача выбрать только те черты, которые характеризуют чайник, и поставить рядом галочку. Проверяют. - Какова главная мысль сказки? (Нужно уметь жить для других, в этом смысл и радость жизни) - Прочитав сказку Андерсена, мы не только увидели особенности её волшебного мира, но и убедились, что сказки поучительны. Они помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, постараться их исправить. Г.- Х. Андерсен помогает нам увидеть и почувствовать окружающий мир, задуматься и поговорить о жизни на примере, казалось бы, неодушевлённых предметов. Давайте вместе попробуем придумать сказку по аналогии сказки Андерсена «Чайник» Например, если мы возьмем героя нашей сказки карандаш, и вот какая сказка у нас получится. И прочитает эту сказку нам (Алина, Диляра) ( Жил был простой карандаш. Он был скромным, и спокойным. Карандаш жил в пенале вместе с ручкой и ластиком. Он жил с ними дружно и всегда помогал им, его соседи очень любили карандаша. У него была мечта стать цветным карандашом и оставить яркий след в жизни, раскрасить весь мир. Но у карандаша была, одна проблема он не верил в себя. И вот в один день старая ручка разоткровенничалась с карандашом. И сказала карандашу: «у тебя доброе мягкое сердце, ты помогаешь любому человеку сделать пробный рисунок, каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде. Главное, что у тебя внутри.» Так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. Он был в руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие ошибки.) -Молодец. Ребята, а сейчас вы в группах создадите свою сказку по алгоритму. Опираясь на вспомогательные вопросы, которые лежат, у вас на столах и еще сейчас я на каждую группу раздам, картинки предметов, и этот предмет у вас будет главным героем вашей сказки. 1)Выберем простой, привычный предмет. 2)Какой у него характер? 3)Где и с кем он живёт? Как вы думаете, какие у него соседи. 5)О чём он мечтает? 6)Какая проблема у нашего героя? 7)Кто ему может помочь? 9)Концовка сказки. Проверяют у нескольких учеников. | Выполняют работу с карточками. Отвечают. Слушают учителя. Придумывают сказку по аналогии Работа по карточкам. |
Подведение итогов урока и рефлексия | -Ребята, с какой сказкой мы познакомились на уроке? -Что вы нового узнали на уроке? - Каким был чайник в начале сказки? - Каким он стал? - Почему? -Итак, ребята, если вы на уроке хорошо отвечали на вопросы, хорошо читали сказку и работали по сказке, сочинили интересную сказку, узнали что -то новое то поднимите большой палец вверх, а если урок прошел зря и вы ничего не делали, то большой палец вниз. | Отвечают. |
Домашнее задание | Итак, открываем дневники и записываем д/з прочитать сказку Андерсена «Русалочка» | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Г. Х. Андерсен "Чайник"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Вместе с данной презентацией, я использовала аудио запись сказки для первичного восприятия....
Конспект урока УМК "Перспектива", Тема: "Г.Х. Андерсен Чайник"
конспект урока...
Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"
Презентация. Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"...
Урок литературного чтения Тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник». Особенности сказки.»
Урок литературного чтения в 4 классе (образовательная система "Перспектива") в технологии проблемно-диалогового обучения. ...
Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....
Литературное чтение, 4 класс. Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Программа "Перспектива".
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.Цель урока: использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.Задачи: развивать операции сравнения фрагментов текста с ц...
Г-Х Андерсен - Чайник. (Технологическая карта).
Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельно...