«Г.-Х. Андерсен. Чайник. Создание сказки по аналогии»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass_g.h.adersen_chaynik.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема урока: «Г.-Х. Андерсен. Чайник. Создание сказки по аналогии»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: познакомить детей со сказкой «Чайник»; научить детей составлять сказки по аналогии.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Определять, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Регулятивные:

  • Определять тему урока и выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Познавательные:

  • Выявлять особенности литературной сказки.
  • Высказывать своё мнение о прочитанном произведении
  • Выявлять особенности поэтического текста сказки.
  • Создавать сказки по аналогии.

Коммуникативные:

  • Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.
  • Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять
  • роли.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (мотивация)

- Здравствуйте, ребята.

Ребята, прежде чем мы начнём наш урок, мы поиграем в игру

 «Нужные качества». Я буду вам бросать мягкую игрушку, а вы называйте качества, которые помогают в учёбе …

Приветствуют.

Называют качества, которые помогают в учёбе (внимательность, трудолюбие и т.п.)

Актуализация знаний

Речевая разминка. Давайте все вместе выразительно  прочитаем стихотворение на слайде.

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 И всё засуетилось,

Всё гонит Зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Прочитать: полушепотом, удивленно, с вопросительным тоном.

-О чем это стихотворение?

-Не просто так же мы его прочитали.

Какой сегодня день ребята?

Молодцы да конечно и я хочу вас поздравить с первым днем весны!

Поздравить радостно сегодня

И пожелать добра, тепла,

Весна чудесная с собою

Чтоб много счастья принесла!

Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску? Что вы видите?

-Как вы думаете, какой это цветок?

-какой цветок выходит первым весной?  

Хорошо ребята молодцы. А теперь проверим домашнее задание.

-Какое дом. задание было у вас?

В каждом лепестке нашего цвета спрятаны  вопросы, что бы на них ответить нам нужно выйти к доске взять лепесточки и ответить на вопросы, и вот мы и поверим, кто на хорошо прочитал дома сказку и готовился пересказу.

- О чем эта сказка? Давайте кратко расскажем сказку.

-Кто главные герои этой сказки?

-Как называется дом, в котором жили горошины?  

-Почему девочка все время лежала в постели?

-Что помогло выздороветь девочке?

-Чему учит нас эта сказка?

-Счастье в том чтобы дарить людям радость. Такая фраза подходит к нашей сказке?

-Молодцы ребята! Вы хорошо знаете эту сказку.

Выполняют речевую разминку.

.

О весне!

1 день весны.

Цветок.

Подснежник.

Рассказывают.

5-ая горошина, мать, девочка.

-Стручок.

Потому что она болела.

-Цветущий зеленый горошек.

-Ответы детей.

Самоопределение к деятельности

-А теперь идем дальше.

Ребята вы любите отгадывать загадки?

А теперь послушайте загадку внимательно и отвечаем, поднимая руку.

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет- убедится.

(Чайник)

 -Как вы думаете, почему я выбрала именно эту загадку?

-Откройте учебники на странице 47,и прочитайте название произведение, которое мы будем изучать на уроке.

-О чем может быть это произведение?

Отвечают.

-Чайник.

-ответы детей.

Работа над темой урока

(Чтение сказки «Чайник»)

Читают первую часть. (до «Этого мне никогда не забыть!»)

Разбор:

- Понравился отрывок?

- Какие слова и выражения были непонятны?

Читают далее.

- Понравилась сказка?

- Почему автор использует много восклицательных предложений?

- Поговорим об особенностях характера героя сказки. Каким мы увидели чайник в начале сказки? Зачитайте этот отрывок.

- Чем гордится чайник?

- Какой у него был недостаток? Как он об этом говорит?

- Дайте обобщённую характеристику чайнику(гордый, высокомерный,

заносчивый, хвастливый, себялюбивый)

- Какая беда приключилась с чайником? Зачитайте этот отрывок.

- Какие переживания испытывает чайник? (он одинок, он калека)

- Какие перемены происходят в жизни чайника?

- Каким образом возродился чайник к жизни?(радость жить для других)

- Какая новая неудача подстерегала героя?

- Определите жанр произведения. (сказка)

- Какая сказка? (авторская, волшебная)

Читают по цепочке, сначала начинает учитель.

Отвечают на вопросы

Изящный- отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Добротный- хорошего качества, прочный

Биография- описание чьей-нибудь жизни

Блаженство- полное и невозмутимое счастье, наслаждение.

Смирение- отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.

Скромность- сдержанность, умеренность, простота и покорность

Физкультминутка

Учитель включает видео.

Выполняют упражнения.

Продолжение работы

- Ребята, у каждого из вас на столах карточки, в этих карточках перечислены различные черты, ваша задача выбрать только те черты, которые характеризуют чайник, и поставить рядом галочку. Проверяют.

- Какова главная мысль сказки? (Нужно уметь жить для других, в этом

смысл и радость жизни)

- Прочитав сказку Андерсена, мы не только увидели особенности её

волшебного мира, но и убедились, что сказки поучительны. Они помогают

нам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки,

постараться их исправить.

Г.- Х. Андерсен помогает нам увидеть и почувствовать окружающий мир,

задуматься и поговорить о жизни на примере, казалось бы, неодушевлённых

предметов.

Давайте вместе попробуем придумать сказку по аналогии сказки Андерсена «Чайник»  Например, если мы возьмем героя нашей сказки карандаш, и вот какая сказка у нас получится. И прочитает эту сказку нам (Алина, Диляра)

( Жил был простой карандаш. Он был скромным, и спокойным. Карандаш жил в пенале вместе с ручкой и ластиком. Он жил с ними дружно и всегда помогал им, его соседи очень любили карандаша. У него была мечта стать цветным карандашом и оставить яркий след  в жизни, раскрасить весь мир. Но у карандаша была, одна проблема он не верил в себя. И вот в один день старая ручка разоткровенничалась с карандашом. И сказала карандашу: «у тебя доброе мягкое сердце, ты помогаешь любому человеку сделать пробный рисунок, каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно

для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде. Главное, что у тебя внутри.»

Так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. Он был в

руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская

рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что

оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие

ошибки.)

-Молодец. Ребята, а сейчас вы в группах создадите свою сказку по алгоритму.  Опираясь на вспомогательные вопросы, которые лежат, у вас на столах и еще сейчас я на каждую группу раздам, картинки предметов, и этот предмет у вас будет главным героем вашей сказки.

1)Выберем простой, привычный предмет.

2)Какой у него характер?

3)Где и с кем он живёт? Как вы думаете, какие у него соседи.

5)О чём он мечтает?

6)Какая проблема у нашего героя?

7)Кто ему может помочь?

9)Концовка сказки.

Проверяют у нескольких учеников.

Выполняют работу с карточками.

Отвечают.

Слушают учителя.

Придумывают сказку по аналогии

Работа по карточкам.

Подведение итогов урока и рефлексия

-Ребята, с какой сказкой мы познакомились на уроке?

-Что вы нового узнали на уроке?

- Каким был чайник в начале сказки?

- Каким он стал?

- Почему?

-Итак, ребята, если вы на уроке хорошо отвечали на вопросы, хорошо читали сказку и работали по сказке, сочинили интересную сказку, узнали что -то новое то поднимите большой палец вверх, а если урок прошел зря и вы ничего не делали, то большой палец вниз.

Отвечают.

Домашнее задание

Итак, открываем дневники и записываем д/з прочитать сказку Андерсена «Русалочка»

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Х. Андерсен "Чайник"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Вместе с данной презентацией, я использовала аудио запись сказки для первичного восприятия....

Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"

Презентация. Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"...

Урок литературного чтения Тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник». Особенности сказки.»

Урок литературного чтения в 4 классе (образовательная система "Перспектива")  в технологии  проблемно-диалогового обучения. ...

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....

Литературное чтение, 4 класс. Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Программа "Перспектива".

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.Цель урока: использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.Задачи: развивать операции сравнения фрагментов текста с ц...

Г-Х Андерсен - Чайник. (Технологическая карта).

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельно...