Урок литературного чтения на родном языке в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Материал урока способствует формированию исторической памяти школьников через знакомство с отрывком из произведения С.Андреева – Кривича "Жить надо не начарно. а набело" (Хрестоматия "Морнка").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок направлен на формирование исторической памяти школьников. | 39.3 КБ |
slavnye_pomory.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Антипкина Наталья Юрьевна, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
МБОУ «Бобровская средняя школа» Приморского района
Урок литературного чтения на родном языке в 4 классе.
Тема: «Славные поморы».
По С. Андрееву-Кривичу «Жить надо не начерно, а набело». (Хрестоматия «Морянка»)
Цели деятельности: продолжить формирование исторической памяти школьников через знакомство с отрывком из произведения С.Андреева – Кривича, формировать умение анализировать художественный текст.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование умения:
- применять технологию развития критического мышления;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами;
- проводить анализ художественного текста с целью его изучения и осмысливания;
- определять основную идею произведений;
- совершенствовать навыков выразительного и осмысленного чтения.
- познакомиться с северными диалектными словами и их значениями.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения построения рассуждений;
- формирование умения поиска необходимой учебной информации в словарях.
- формирование умения осознанно строить сообщение в устной форме.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат возможность формировать и развивать умения
- принимать и сохранять учебную задачу,
- понимать смысл инструкций учителя;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с учебными задачами;
- находить информацию в словарях различного типа.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы;
- формирование умения аргументировать свою позицию.
- Обучающиеся получат возможность учиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам и соседу по парте, формировать и развивать интерес к изучению литературы родного края
Личностные:
- воспитание любви к родине; чувства причастности к судьбе родного края.
- продолжить работу по воспитанию русского национального характера;
- формирование интереса к истории, культуре, традициям Архангельской области.
Оборудование:
Аудиозапись песни
Словари.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
Звучит мелодия поморской песни «Есть така страна-сторонушка» (фольклорная группа «Сумлянка»).
Есть така страна-сторонушка,
Возле морюшка студеного,
Возле моря, моря Белого…
- Что же это за сторонушка? (Это край, в котором мы живем, – Поморье.)
2.Целеполагание.
- Прочитайте пословицу (слайд 2). «У моря живём, морем кормимся, море – наша кормилица». Подумайте, о ком в ней говорится? (О поморах).
- Кого мы называем поморами? (Житель Поморья. Коренное русское население побережья Белого моря и Ледовитого океана. Хр. «Морянка». Слайд 2)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сегодня мы будем говорить о поморах.)
- На Севере говорили: «Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом на море силен». Согласны ли вы с утверждением, что поморы являлись настоящими тружениками? Кто такой труженик?
-Кого мы называем великим помором, настоящим тружеником, ставшим известным всему миру? (М.В.Ломоносов. Слайд 3)
- Мы многое уже знаем о М.В.Ломоносове. Его малой родиной считается д. Мишанинская Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. Представить, как выглядела тогда деревня, помогает макет деревни Мишанинской, сделанный В. Преображенским в 1963 г. (Слайд 4)
Родина Ломоносова- это не только его родной Куростров, но и близлежащие поморские поселения, разбросанные по берегам и островам среди многочисленных проток Северной Двины: Холмогоры, Чухченема (Чухчерема), Ухтостров, Вавчуга, Матигоры. (Слайд 5)
Здесь Ломоносов бывал неоднократно, о чём упоминает в своих работах.
Называет он и другие поморские места и поселения, где приходилось ему бывать вместе с отцом, отправляясь на промыслы. Это Кола, Кильдин, р. Мезень, Пустозерск и др. Некоторые из этих названий встретятся нам сегодня.
3. Подготовка к восприятию
- Обратимся к отрывку из произведения Сергея Андреева-Кривича «Жить надо не начерно, а набело». Посмотрите, в каком разделе хрестоматии «Морянка» находится этот отрывок? («Славные поморы»).
Слайд 6
-В заголовке есть антонимы. Назовите их. (начерно и набело)
1 группа воспользуется словарем Ушакова и объяснит, что означает слово «начерно»?
НАЧЕРНО, нареч. Предварительно, без отделки. Написать н.
2 группа с помощью словаря Ожегова даст объяснение слова «набело»:
Набело, нареч. Начисто, аккуратно, окончательно. Переписать набело.
-Зная значение этих слов, подумайте, что означает это выражение? (Высказывания детей.).
-К смыслу этих слов мы вернемся и в конце урока.
- Прежде, чем начать читать, давайте посмотрим на генеалогическое древо Ломоносовых. Обратим внимание на Луку Леонтьевича Ломоносова, оказавшего большое влияние на становление М.В.Ломоносова. Слайд 7.
Семейное древо Ломоносовых
|
| Артемий |
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| Леонтий |
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
Дорофей |
| Лука |
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Василий |
| Елена Сивкова |
|
|
|
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| Елизавета Цильх |
|
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
| Елена |
Краткие библиографические сведения:
Упоминание о семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного Дорофей Леонтьевич (1647—1683), его отец Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.
Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Леонтьевич Ломоносов (1646—1727), старший брат Дорофея Леонтьевича, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть, знал навигационное дело. Долгое время оставался главой всего семейства Ломоносовых.
4. Освоение нового материала
Чтение и анализ произведения.
Выразительное чтение текста учителем (Хр. «Морянка», с. 23-26). (Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ)). Слайд 8.
- Я читаю отрывок, а вы при прослушивании текста простым карандашом делаете в тексте, на полях пометы.
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
+ – уже знал
– – новое
! – думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Беседа по содержанию:
-Какие сведения вам были известны? Что вам показалось непонятным? Постараемся ответить на возникшие вопросы.
- А сейчас проверим, насколько вы были внимательны при слушании текста.
1) Какие географические названия нашего северного края встретились в тексте? (деревни Мишанинская и Денисовка, Архангельск, Белое море, Кола, Святой нос, берега Курополки, р.Двина)
Какие еще? (река Шелонь, Великий Новгород, Полтава).
2) О каких исторических событиях мы узнаем из отрывка? (Поражение шведов под Полтавой, татарское иго, крепостное право).
3) Кто нам рассказывает об этих событиях? Кем же был Лука Леонтьевич Ломоносов?
- Какие слова вам были не знакомы? Давайте их объясним. При необходимости воспользуйтесь словарем в конце Хрестоматии. Слайд 9.
1 группа: ЛудА – каменистая прибрежная мель.
2 группа: САлма – морской пролив, пространство между берегом и островом или между островами
3 группа: МошнА – карман, мешок, кошелек для хранения денег.
5. Работа в тетради
-Можно ли из рассказа деда Луки узнать, какие качества отличали помора?
Вам предстоит работа в парах. Выпишите в тетрадь эти качества.
У помора…
-твердых дух, своя воля, прямота, крутой нрав,
-голова на плечах крепкая, чтобы все понять и ни в чем не оплошать.
Помор глаз не прячет, смотрит прямо, в беде не сдаст, рука мозолистая и ухватистая, на работе лежит твердо, голова непоклонная.
Проверка. (Слайд 10)
6. Работа с текстом.
- На всю жизнь запомнил М.В. Ломоносов советы, данные дедом Лукой. Давайте найдем их в тексте, зачитаем и постараемся объяснить (слайд 11):
1) Около старших набирайся. Другим потом передашь. Не без роду, без племени.
2) По себе и бери. Поднимаешь – твое.
3) И обида сердце чтоб тебе не грызла.
4) ПОМНИ: жить надо не начерно, а набело. Не думай, что живёшь ты, к жизни только примеряясь, а потом, примерясь, ловчее с ней справишься. НЕТ. Двух жизней человеку на земле не жить, поэтому в одной своей НЕ ОШИБАЙСЯ…
Каждому угадать себя надобно.
7.Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Как вы думаете, в заголовке отрывка отражена тема или основная мысль текста? (Основная мысль).
-Как вы сейчас объясните смысл выражения «Жить надо не начерно, а набело»? (Примерный ответ: Поступай по совести. Делай добро. Второй попытки может и не быть. Поступил плохо или ничего не сделал, а мог бы, тем самым навредил другим. Часто исправить уже ничего нельзя. Жизнь нельзя переписать как черновик.)
- Какой совет показался вам более понятным, близким?
8.Домашнее задание (слайд 12):
- Прочитать отрывок (Хр.Морянка, с.23-26).
- Записать в тетрадь 1-2 совета, данные дедом Лукой М.В.Ломоносову. Письменно объяснить смысл совета. Можно привести пример, придумать историю, объясняющую смысл высказывания.
Список литературы:
- С.А.Андреев-Кривич. Может собственных Платонов… Юность Ломоносова. М.: Советская Россия, 1963 г.
- Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ науч.ред. Э.И.Николаева. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013 г.
- Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.И.Николаева. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013 г.
- Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения // Начальная школа. – 2002. – № 6.
- С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Мир и образование, 2020 г.
- Д.Н.Ушков Толковый словарь русского языка: В 4 т./Под ред. Проф.Д.Ушакова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007 г.
- https://ru.wikipedia. org /wiki/Предки_и_потомки_М._В._Ломоносова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У моря живём, морем кормимся, море – наша кормилица». Помор – житель Поморья. Коренное русское население побережья Белого моря и Ледовитого океана.
Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г.
Макет деревни Мишанинская, сделанный В. Преображенским в 1963 г.
«ЖИТЬ НАДО НЕ НАЧЕРНО, А НАБЕЛО» По С. Андрееву – Кривичу
Семейное древо Ломоносовых Артемий (2 пол. XVI–1 пол. XVII вв.) Леонтий (нач. XVII в.–после 1678) Елена (1749–1772) Лука (1646–1727) Василий (1681–1741) Елена Сивкова Михаил Ломоносов Елизавета Цильх (1720–1766) Дорофей (1647–1683)
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения: + – уже знал – – новое ! – думал иначе ? – не понял, есть вопросы
Словарная работа ЛУДА САЛМА МОШНА
У помора : Какие качества отличают помора? твёрдый дух, свободная воля, прямота да крутой нрав; голова крепкая ; умение всякое; глаз не прячет, в беде не сдаст; обида сердце не грызёт; рука мозолистая; по своей воле ходит.
Советы деда Луки ПОМНИ: жить надо не начерно, а набело. Не думай, что живёшь ты, к жизни только примеряясь, а потом, примерясь, ловчее с ней справишься. НЕТ. Двух жизней человеку на земле не жить, поэтому в одной своей НЕ ОШИБАЙСЯ.
Прочитать отрывок (Хр.с.23-26). Записать в тетрадь 1-2 совета, данные дедом Лукой М.В.Ломоносову. Письменно объяснить смысл совета (Привести пример, придумать историю, объясняющую смысл высказывания.) Домашнее задание
Список литературы: С.А.Андреев-Кривич. Может собственных Платонов… Юность Ломоносова. М.: Советская Россия, 1963 г. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ науч.ред. Э.И.Николаева. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013 г. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.И.Николаева. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013 г. Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения // Начальная школа. – 2002. – № 6. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Мир и образование, 2020 г. Д.Н.Ушков Толковый словарь русского языка: В 4 т./Под ред. Проф.Д.Ушакова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007 г. https :// ru . wikipedia . org / wiki /Предки_и_потомки_М._В._Ломоносова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе
Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе...
Технологическая карта урока литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе
урок №9 в учебном плане Н.Сладков "Весенняя баня"...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР
Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...
Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»
ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать интерес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт самостоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...