Конспект урока литературного чтения. Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: продолжить выявлять секреты «смешного», показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.
Задачи:
- продолжить формирование навыков осознанного, правильного и выразительного чтения;
- осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его юмористический характер;
- ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста;
- исследовать, что же делает эпизод смешным, формулировать законы смешного.Цель урока: продолжить выявлять секреты «смешного», показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_6_marta.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Цель урока: продолжить выявлять секреты «смешного», показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.
Задачи:
- продолжить формирование навыков осознанного, правильного и выразительного чтения;
- осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его юмористический характер;
- ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста;
- исследовать, что же делает эпизод смешным, формулировать законы смешного.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выставка книг, таблички с названиями произведений: “Сверху вниз, наискосок!”, “Мишкина каша”, «Заплатка”, “Как Незнайка сочинял стихи”, “Акула”, “Прыжок”.
Ход урока
- Организационный момент
Вот звонок сигнал нам дал-
Литературы час настал.
Время даром не теряйте
И работу начинайте.
Поприветствуйте соседа по лицу кулачками, соседа по плечу локтями.
Вы молодцы! У вас всё получится!
- Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний
1. КОНЭРС. Посмотрите на наши углы: рассказ, сказка, фольклор. Выберите один из жанров. Подумайте 10 секунд. Запишите в тетрадь.
Встаньте, задвиньте стулья, пройдите в свой угол.
ТАЙМД ПЭА ШЭА. Образуйте пару. Поделитесь со своим партнером мыслями: основные признаки данного жанра литературы, примеры произведений этого жанра. У каждого 15 секунд. Начинает партнёр, у которого больше пуговиц на одежде.
А сейчас выберите партнёра не из своего угла и поделитесь с ним своими идеями. У каждого 15 секунд. Начинает партнёр, у которого больше цветов на одежде.
Проверка. Итак, кто хочет ответить? Что тебе сказал твоё партнёр…?
(на доске развешаны таблички с названиями произведений “Заплатка”, “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Как Незнайка сочинял стихи”)
2. Прочитайте названия произведений, помещенных на табличках.
ТАЙМД РАУНД РОБИН. Распределите названия произведений по группам. Сформулируйте признак классификации. Подумайте 10 секунд и поделитесь мыслями друг с другом. Каждый ученик проговаривает ответ в течение 30 секунд. Начинает партнёр под номером 2.
Проверка
- Группировка по авторству. Произведения Л.Толстого и Н.Носова.
- Группировка по содержанию. Весёлые и смешные, серьёзные. “Заплатка”, “Мишкина каша”, “Как Незнайка сочинял стихи» и “Акула”, “Прыжок”.
- Группировка по жанрам. “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Заплатка” - это рассказы.
“Как незнайка сочинял стихи” - это сказка.
- Постановка проблемы
А произведение “Сверху вниз, наискосок!” кому принадлежит или оно народное? Оно смешное или серьёзное? Можем ли мы утверждать, что произведение “Сверху вниз, наискосок!” можно отнести к жанру рассказа? Сказки? Устного народного творчества?
Чтобы ответить на возникшие вопросы, что нужно сделать? Надо прочитать это произведение. Значит задачи нашего урока… (учащиеся продолжают фразу, начатую учителем):
(Запись на слайде: “Сверху вниз, наискосок!»
- Автор?
- Содержание?
- Жанр?
- Главные герои?)
- Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику с. 77-80. Чтение текста по «цепочке» первая часть, прослушивание аудиозаписи. По ходу чтения и прослушивания ведётся словарная работа: маляры, бригада, во всю ивановскую.
3. Работа над содержанием текста.
-О чем рассказывают 2 первых абзаца текста? ( О ремонте во дворе)
-Нравилось ли ребятам наблюдать за рабочими?
- Как вы думаете, родители тоже радовались тому, что «повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песка»? (Наверное, родителям это не нравилось, так как дети приходили домой испачканные в песке и краске)
- Кто рассказывает нам эту историю? (Дениска)
-Вы поняли, кто герои? Вам они знакомы? ( Дениска и Мишка – друзья- одноклассники. Аленка – соседская девочка).
- Вспомните рассказы об этих героях, которые мы читали.
- Что случилось с ними на этот раз? (Они покрасили всё вокруг, и даже Аленку)
-Как вы думаете Мишке и Дениске нравилось красить всё подряд?
2. Внимание учащихся вновь обращается на вопросы на слайде. Подумайте 10 секунд. МИКС ПЭА ШЭА. Участники смешиваются под музыку, когда музыка прекращается, образуют пару и отвечают на вопросы, используя РЕЛЛИ РОБИН (для кратких ответов): автор, содержание, жанр, главные герои. На этом этапе каждый раз начинает тот, у кого светлее волосы.
4. Почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным? Найдите два или три смешных места в рассказе. Подумайте, чем они похожи между собой (Они связаны с покраской).
Прочитайте отрывок, который начинается со слов «И тут дверь вдруг распахнулась…» (с. 80)
-Подумайте, есть ли контраст в том, как одет управдом и какую краску использовали мальчики ( белый и темно – коричневый)
- Объясните поведение Дениски и управдома, Мишки и Аленки. (Дениска и управдом замерли, а Мишка и Аленка веселились)
-Где же контраст? ( Ужас – веселье)
-Найдите эпизод с покраской Аленки. Прочитайте. (c. 79)
(Здорово получается! Поставляй вторую, скорей! Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка! )
-Какова реакция детей? (восторг, азарт)
-А теперь представьте реакцию родителей? ( Кошмар! Ужас! Трагедия!)
6. Давайте поразмышляем. Выведите основной закон смешного. Это трудное задание, но оно развивает выше мышление, «упражняет мыслительные мышцы». Если вам будет трудно, я обязательно поддержу вас. Закончите предложение: Нам смешно, когда… . Запишите в тетради в виде списка. Вам даётся 2 минуты.
-происходит описание событий, персонажей, деталей, всё то, что может создать комический эффект;
- описывается то, чего не ждёшь, что невозможно представить в нормальной обычной жизни;
- озорные, диковинные или нелепые отклонения от привычной нормы в событиях, предметах и словах;
- когда есть контраст.
Отчертите черту. СТЁ ЗЕ КЛАСС. Ученики молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. У вас на это 2 минуты.
Отчертите черту. Проверьте, допишите.
7. Прочитайте вывод в учебнике (с. 81). Вы были правы?
[8. Перескажите партнёру по лицу смешной эпизод из рассказа]
- Рефлексия
1. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
2. Давайте создадим синквейны по теме нашего урока. Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 существительное (тема или предмет)
2 прилагательных (описание предмета)
3 глагола (действие предмета)
фраза, выражающая отношение автора к предмету
синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета (1 слово)
Работаем в группе.
Проверка.
- Объяснение домашнего задания.
Подготовить в группе чтение отрывка по ролям: выбрать отрывок, распределить роли, научиться выразительно читать свою роль.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
И ещё напутствие:
«Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги»
К. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Тема : В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»
Цель урока: 1.Познакомить с одним из серьезных произведений В. Драгунского «Девочка на шаре».2.Отрабатывать выразительность чтения, грамотно строить предложения, выражать свои мысли в устной фор...
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа 2100 "...
Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным....
Конспект урока литературного чтения Тема В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»...
Конспект урока литературного чтения Тема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»...
конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным » Цели деятельности учителя: формирование представлений о В.Драгунском, к...