Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа 2100 "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._chteniya_v_4_klasse_po_rasskazu_v.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского
"Что любит Мишка"
Образовательная программа "Школа 2100"
Цели: обучение детей формулировать тему и идею произведения; совершенствование различных видов анализа прозаического произведения; углубление знаний учащихся по теме; обработка умения характеризовать литературного героя; развитие устной монологической речи. Развитие творческих способностей детей, навыков выразительного чтения.
Воспитание любви к своим близким, к животным, к природе.
Оборудование: иллюстрация к рассказу, карточки с ключевыми словами, пластинка с записью музыки Ф.Шопена, выставка книг В.Ю.Драгунского.
Ход урока
1. Организационный момент
. 1.Воспроизведение детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на начало урока.
На занятиях по литературному чтению мы учимся быть вдумчивыми читателями.
- Что значит быть вдумчивым читателем?
(Д. Во время чтения необходимо понять точку зрения автора на героев, понять их поступки и характеры, настроение)
2. Заочное путешествие к В.Ю.Драгунскому.
Вы дома самостоятельно путешествовали на машине времени в 60-е годы в гости к Виктору Драгунскому.
- Какие ассоциации возникают, когда слышишь фамилию Драгунский? (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.)
- В каком жанре работал писатель? (писал рассказы, прозаик)
- Какие рассказы В.Ю. Драгунского вы читали? (Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)
- Что их объединяет? (Смех) Презентация
-Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.
(Д.-нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
- Когда читаешь рассказы Драгунского ,то кажется ,что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем ,и режиссером ,и лодочником ,и актёром , и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у писателя родился сын Денис- он стал писателем. Читая рассказы В.Драгунского, понимаешь, что писатель влюблён в своих героев, он понимает их мысли ,чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
И сегодня мы с вами убедимся в этом ещё раз.
3.Какое произведение В. Драгунского вы читали дома? ( «Что любит Мишка»)
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:
ПРОДОЛЖИТЬ (знакомство с жизнью и творчеством В Драгунского)
УЧИТЬСЯ (правильно и выразительно читать произведение и анализировать его)
ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)
II .Выдвижение первичных версий ответа на задание учителя на предметном материале (в качестве материала выступает текст)
-О чём этот рассказ? Попробуйте сказать кратко и доказать свой ответ.
(учитель фиксирует на доске версии детей, помечая, кому принадлежит версия в столбик, слева;
справа оставляет место для знаковой фиксации)
Д. (предполагаемые версии)
- о Мишке
-о Дениске
- о дружбе
- о том, что любит Мишка
- о друзьях
- о учителе музыки
III. Знаковая фиксация данных версий в рисунках или схемах. (Обучающиеся делают схематический рисунок, каждый к своей версии)
IV. Организация коммуникаций между детьми по обсуждению данных версий, с опорой на возникшие зарисовки.
-Подумайте, как разобраться с версиями?
Д.- Разделить текст на части и выделить настроение героев, их взаимодействие, отношение друг к другу)
- (название сцен заносится в таблицу на доске, где фиксируется взаимоотношения героев в этих сценах) 2.Выделение смысловых сцен:
-встреча с преподавателем музыки
-что любит Дениска
-Мишкины интересы
-«...Чуть не забыл»
Во время акцентного вычитывания педагог исходит из логики развития способности и реально складывающейся ситуации, просит обучающихся свои точки зрения подтверждать текстом произведения.
3. Назовите героев рассказа (Мишка, Дениска, Борис Сергеевич)
Кто является рассказчиком? ( Дениска)
Сцены | Борис Сергеевич | Дениска | Мишка |
Встр Встреча с преподавателем музыки. | Я люблю музыку больше всего на свете | ||
Что любит Дениска? | Целый мир | Я много чего люблю... | |
Мишкины интересы | Целый продуктовый магазин | Разные разности | |
-«...Чуть не забыл» | .(Встрепенулся, покраснел |
-Что вы узнали о Дениске и Мишке, из текста?(приятели, одноклассники, друзья)
Что любит Дениска? А что любит Борис Сергеевич. Что любит Мишка?(ответы детей) ---(Подтвердите словами из текста.)
- Во время чтения вам встретились незнакомые слова. Прочитайте их.
-Сейчас постараемся объяснить лексическое значение этих слов (Слайды)
КАВАЛЕРИСТ
БОРЖОМ -минеральная вода
ЧАСТИК-сорт рыбы
ЛАНЬ - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
ЗЕЛЬЦ - сорт колбасы.
Вы сказали ,что Мишка и Денис приятели, друзья. Одинаковые ли у них интересы?
Сейчас дадим характеристику каждому герою. чтобы понять ,почему у них разные интересы.
4.Чтение произведения и его анализ.
1) 1 сцена.Чтение 1 абзаца цепочкой.
Какие вопросы можно поставить к прочитанному?
2)Чтение по ролям.
Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям, исключая слова автора (работа в парах)
-Что любит Борис Сергеевич? (музыку) Фиксируем в таблице.
-Что узнали о Шопене из слов учителя?
Фридрих Шопен- великий польский композитор и пианист.
Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора..(Звучит музыка)
-Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Шопена?(она красивая, завораживает. наполняет сердце радостью)
-Найдите в тексте, как он сам ответил на вопрос.
3.Физкультминутка
4)Вторая сцена.
Что любит Дениска: докажите словами из текста.
Как учитель подвёл итог тому, что любит Дениска? (Целый мир) Фиксируем в таблице.
Как это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремёсла, и история ,и космос)
Как это характеризует Дениску Докажите.( Обучающиеся выбирают нужные слова)
Любознательный вежливый
Ленивый смелый
Добрый добродушный
Честный весёлый
Общительный скучающий
Обидчивый грустный
3)Третья сцена. Выборочное чтение
-Прочитайте ,как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
-Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки.(Надулся)
-Подберите синонимы к слову надулся.
-Почему Мишка надулся?
- Как понимаете слова учителя « Поведай тайну души своей.»?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка?
-Найдите в рассказе, как об этом говорится двумя словами,(Разные радости) Фиксируем в таблице.
-Уточним ,какие разные разности любит Мишка. Прочитайте.
-Как назвать одним словом (Продукты)
-Что можно сказать о Мишке? (Сластёна, лакомка)
-Чего ждал Мишка? (похвалы)
-Почему ответ Мишки вызывает смех ?
- Найдите ключевые слова, говорящие об особенностях характера Мишки во время его рассказа о любви? (люблю, горячо люблю, очень люблю, люблю больше всех, от всей души люблю)
- Как он себя вёл?( Говорил, бормотал, выдохся и замолчал)
- О чем говорят эти слова?
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич. Почему?
-С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.
- Когда вспомнил Мишка о любви к людям? Прочитайте, как он прореагировал? Вывод.
Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище и сколько о любви к людям.
- Только ли нам смешно? Почему грустно? Этот рассказ смешной и серьёзный.
- Как автор относится к Мишке? (Мишке - с юмором, но учит.)
- Сатирический этот рассказ или юмористический?
- Почему так считаете?
- Какова главная мысль рассказа.
- Зачем В.Ю.Драгунский написал рассказ "Что любит Мишка"?
- Ребята, а что любите вы?
-Найдите в тексте ,как отреагировал учитель на речь Мишки?(строго)
-Почему?
4) Четвёртая сцена
Прочитайте два последних абзаца.
-В какой момент изменилось настроение Мишки?
-На что обратил внимание учитель?(на любовь к людям и животным) -Почему?(Это духовная. главная любовь, благодаря которой живёт человек. Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
-Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.(Встрепенулся, покраснел)
-А когда люди краснеют?
-Почему Мишке стало стыдно?(не сказал самого главного)
- Оказывается ,он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет этот как главное
-Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
-Выберите слова, которые характеризуют Мишку.( обучающиеся выбирают из ряда слов)
-Как к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
-Почему Драгунский назвал свой рассказ « Что любит Мишка»?
-Почему ребята по- разному ответили на вопрос «что любишь»
-В жизни нет двух одинаковых людей, как и в литературе нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения.
Но есть и вторая.
- Как вы думаете ,может ли Мишка изменится в лучшую сторону?(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону) И В. Драгунский тоже в это верит.
-Какой совет вы могли дать Мишке? (Любить свою семью
любить своих близких и почаще им об этом говорить.)
«На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью» -гласит народная мудрость. НЕ забывайте об этом.
-Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. (Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.)
- Сатирический этот рассказ или юмористический?
- Почему так считаете? (Рассказ Драгунского смешной и серьёзный. Сатира -мягкая и добрая. Она не высмеивает Мишку, на его примере предлагает читателям задуматься над собой.)
- Какова главная мысль рассказа.
- Зачем В.Ю.Драгунский написал рассказ "Что любит Мишка"? ( задуматься
- Ребята, а что любите вы?
V.Вторичное выдвижение версий по исходной схеме и обозначение приращения
Возможные версии:
-об богатстве внутреннего мира;
-о мягкой сатире;
- об учителе музыке, который помог Мишке вспомнить о родных
6. Итог урока.
На доске пословицы:
|
|
- Прочитайте пословицы и выберите те, которые помогут подвести итог нашей работы. Обоснуйте свой ответ.
7. Домашнее задание.
• Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
• Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.
• Напишите сочинение-миниатюру «Что я люблю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».
Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....
Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"
Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...