Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

 

Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dragunskiy._konspekt_uroka_sverkhu_vniz_naiskosok.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

Средняя общеобразовательная школа №18

Республиканский конкурс методических разработок для учителей начальной школы, посвященный изучению творчества В.Ю. Драгунского

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение

КЛАСС: 2 ( УМК  системы развивающего обучения Л.В. Занкова)

ТЕМА:  Первый закон смешного на примере рассказа  В.Ю. Драгунского «Сверху вниз,  наискосок!»

Автор:

Житкова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ №18» г. Сыктывкара.

Сыктывкар. 2013

Цель:  используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным.

Задачи: 

1.  Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

2. Развивающие:  pазвивать коммуникативные навыки через работу в паре  и самооценку своей деятельности

3. Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:

  • ориентироваться  в нравственном содержании рассказа.

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность;
  • развивать умение дать оценку своей работы.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • формировать умение аргументировать свой выбор.

Познавательные УУД:

  • способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения.

Оборудование:  В.Ю.Свиридова. Литературное чтение.  Учебник  для  2 класса.

Мультимедийный проектор,  индивидуальный раздаточный материал, карточки с заданием для работы в парах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и роль ученика

1.   Мотивация (Самоопределение к деятельности)

Вступительное слово учителя. 

- Ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»

2.  Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы с вами будем читать очень интересный рассказ. Разгадаем автора этого рассказа.

Работать будем в парах. Назовите правила работы в парах. (Слайд 2)

                               - Работать должны оба.

                            Один говорит, другой слушает.

                         Свое несогласие высказывай вежливо.

                      Если не понял, переспроси.

Итак, задание:

- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.   (Слайд 3)

 Д        В        Н         Е           Ж             

 Б        Г        С        И        З

 Р        Е        К        В        Б  

 А        У        Ж        Й        З  

- Кто же является автором произведения?  

- ДРАГУНСКИЙ  ( Слайд 4 с портретом и обложкой книги)

- У вас на столе лист самооценки, где нарисовано солнышко и забор. Если вы справились  с заданием, дорисуйте  солнышку 1 лучик.

   Оценивание (рисуют лучик, если справились с заданием)

- Какие рассказы Виктора Драгунского вам уже знакомы?

- Что вы можете рассказать об этом писателе?

- Игра «Из какого рассказа предмет? (Слайд 5)

 ( шляпа, шахматы, домино, колбаса, плюшки,  медведь)

   Оценивание (рисуют лучик, если справились с заданием)

-  Давайте прочитаем  название произведения, которое мы будем читать.

                                       -«Сверху вниз, наискосок!»

                          (Слайд 6 с названием рассказа)

-  Предположите, о чем или о ком может говориться в рассказе с таким названием.

 Предположения детей.        

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке чтения?

3. Открытие нового знания.  Антиципация.

- Как найдем рассказ в учебнике?

                                -  По содержанию.

- Откроем учебники.  Посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа?

Предположения детей.

- Прочитаем ключевые слова рассказа: СЛАЙД 6 (дополнительный клик)(чтение хором)

Ремонт

бригада

маляр

складно и аккуратно

ровно и коричнево

насос

пошло-поехало

вошел в азарт

- Изменились ли ваши предположения, о чём мы будем читать?  

Высказывания детей.

- Как же проверить,  правы ли мы?

 - Мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда рассказ  прочтём.

 - Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать?

           - Вдумчиво

-  Мы учимся с вами вести диалог с автором. Хорошее чтение поможет нам понять текст.

4. Первичное чтение текста (по частям). Работа с текстом во время чтения

- Думаю, что всем уже не терпится узнать новую историю, поэтому начнём.

-  Послушайте 1 часть текста и подумайте, верны ли наши предположения?

ПО ХОДУ ТЕКСТА:

1 часть. (Во дворе был ремонт…)

-  Вам знакомы герои произведения?

-  А кто является главным героем?    

 - Дениска, Мишка

-  Ваши предположения подтвердились?

– Как вы думаете, ремонт доставлял радость РОДИТЕЛЯМ,  а РЕБЯТАМ?

- Послушайте 2 часть. ( Пришли девушки-маляры…)

- Задайте вопрос автору.

- Действительно ли девушки были красиво одеты?

Рассуждения детей.

– Найдите в тексте  авторское  отношение  к малярам?

- «Они были очень веселые и ловкие и любили смеяться и всегда пели песню… У них все получается складно и аккуратно »

-  Прочитаем 3 часть. ( Мальчики покрасили Аленку…)

– Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Аленку? Найдите авторское отношение.

- Автор детей не осуждает.

«Мишка обрадовался и как закричит…»

Мишка кричит: «Здорово получается»

– А Аленке это нравилось? Почему? Докажите словами из текста .

-«Аленка прямо завизжала от восторга»

– Понимали ли ребята, что они делают? Докажите строчками рассказа.

- Не понимали. «Мишка приналег и стал качать во всю ивановскую»

- Послушайте 4 часть. (Мишкино белье)

- Задайте вопрос автору.

- Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Мишкино белье? 

- Найдите ответ на вопрос в тексте.

- «А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной»

 - Прочитаем 5 часть. ( Ребята покрасили управдома).

- Задайте вопрос автору.

– Что значит остолбенел?

-Как вы понимаете значение слова остолбенел?

Рассуждения детей.

– Что потом было ребятам? Сделайте предположения.

Предположения детей.

- Прочитаем заключительную часть ( И с тех пор…).

- Правильно или нет, что детей наказали?

Высказывания детей. 

5. Работа с текстом после чтения.

- Какое настроение при чтении рассказа?    (Слайд 7. Словарь настроений.  Индивидуальная работа со словарем настроений)

- От чьего имени ведется рассказ?

- От имени Дениски

-Когда произошла эта история?

-  «В то лето, когда я не ходил в школу…»

- Вспомните, что любит Денис?

- любит родителей, животных, все красивое.

- Что явилось причиной этой истории?

            - интерес к работе взрослых, у которых все получилось складно и аккуратно и желание сделать красоту.

-  Какое чувство испытали вы, слушая рассказ  «Сверху  вниз,  наискосок!»?

- Чувство радости.  Всё сделанное детьми смешно.

-  А что почувствовали Мишка, Дениска и Алёнка, когда насос заработал и из шланга побежала краска? Найдите в тексте.

-«Мишка обрадовался…», «Алёнка завизжала от восторга», «Мишка вошёл в азарт», а Дениска работал без перерыва.

-  Почему ребята так увлеклись этим занятием,  и что они успели покрасить?

- На всё, что делали дети, им самим «любо-дорого смотреть было». Успели покрасить Алёнку с ног до головы, Мишкино бельё, новую дверь на парадном и даже костюм управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всём на свете.

    /Работа  в парах на карточках . 

- Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о главных героях:

Грубые, добрые, веселые, шаловливые, общительные, любознательные, смелые.

- Итак, какие же слова наиболее точно характеризуют детей?

/ Рассуждения детей.

- Объясните значение слова шаловливые.

-Работа в парах по плану  (Слайд 8)

- Почему рассказ такой смешной? Расследуй по плану, предоставленному на карточке:

  • Найдите два-три смешных места в рассказе.
  • Подумайте, чем они похожи между собой.
  • Попробуйте вывести свой первый закон смешного: нам смешно, когда …
  • есть контраст: Аленка была белая , а стала – «коричневая», Мишкино белье «отделал» и «любо – дорого  посмотреть было», «белый костюм управдома» поливают коричневой краской.

- то есть смех вызывает КОНТРАСТ  - резкая противоположность

- Нам смешно, когда происходит несоответствие, между тем, что было задумано, и тем, что получилось на самом деле. (Слайд 9)

Оценивание (рисуют лучик, если справились с заданием)

- Почему В.Ю. Драгунский  назвал рассказ «Сверху  вниз, наискосок!»

- показать интерес детей к работе взрослых, желание   главного героя стать маляром и делать красоту.

- Как автор относится к тому, что натворили дети? Докажи.

- Авторский мягкий, беззлобный юмор по отношению к «творчеству» трёх друзей.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Я думаю, что у каждого из вас  на листах самооценки уже ярко светит солнышко. Если  вам  понравился   урок,  смогли понять авторский замысел, то покрасьте забор в теплые тона, а если нет, то в холодные. Личико солнышка, как и ваше  тоже не должно    остаться  безразличным,  отметьте  своё  настроение. (Слайд10)

7. Домашнее задание

- Смех всегда связан с тем, что не ждешь, что невозможно представить в обычной жизни по правилам. Предлагаю вспомнить удивительные и смешные истории из вашей жизни и подготовить небольшой рассказ. Расследуйте, почему было смешно.

Источники информации.

  1. В.Ю. Свиридова. Путешествие в мир прекрасного. /Журнал «Практика образования» №2/2013
  2. А.И Савенков. Исследовательское обучение школьников. /Журнал «Практика образования» №3/2011
  3. С.Г. Яковлева. Открытый урок: грани мастерства. /Журнал «Практика образования» №3/2011
  4. Технология продуктивного чтения. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Урок литературного чтения 2 класс, с использованием нетбуков....

Законы смешного в литературе

Законы смешного в литературе...

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...

Конспект урока по теме: "Взаимоотношения на примере рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре" " 3 класс

Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре» Цели:Воспитательные цели:Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.Постараться проникнуть в мысл...

Тема: Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова «Затейники»

Данные материалы использовались для организации урока литературного чтения при дистанционном обучении....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Цель урока:  продолжить выявлять секреты «смешного»,  показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.Задачи:-  продолжить формирование навыков осознанного...