Урок литературного чтения во 2 классе "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

При  изучении раздела "Русские народные сказки" дети снакомятся с произведением "Сестрица Аленушка и братец иванушка". Здесь предоставлены интересные задания, разработанные в рамках ФГОС. Конспект и презентация на Яндекс диске https://yadi.sk/d/zx0HnfnFu4d3S

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока56.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятель-
ности учителя

Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Педагогические задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий
  • продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
  • использовать картины, воссоздающие воображение детей;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

       Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

 познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;

научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные,

о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Метапредметные :

познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают результаты своей работы;

коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них

Личностные:

осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

     Результат педагогической деятельности

Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может:

1) Определить жанр произведения.

2) Дать характеристику главных героев.

3) Самостоятельно прогнозировать сюжет.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, тема «Художники-мультипликаторы русских народных сказок»; Музыка, тема «Музыка в мультипликационных фильмах»

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая;

Образовательные
ресурсы

Информационный материал

1. Учебник, с.22-26; рабочая тетрадь, с.20.

Демонстрационный материал

  • музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»;
  • Мультипликационный фильм «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» фрагмент;
  • Мультимедийная презентация;
  • проектор

Основные понятия и термины

«русская народная сказка»; «добро и зло»

Организационная структура урока

Этапы
урока

Цель этапа

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

7

 Орг. момент.

Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

 

Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Прогнозируемый  результат: 

положительный настрой на уроке.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

1 слайд Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Повернитесь  друг к другу. Улыбнитесь    друг  другу, пожелайте мысленно удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Психологически настраиваются на урок.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Опрос

Развитие речевых и творческих способностей.

Игровой момент

Фронтальный опрос

Организует диалог с учащимися.

– Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Щелчок- Сегодня двери нам откроет волшебный, загадочный мир. А что это за мир волшебства вы мне скажите сами. Послушайте музыкальный фрагмент.

Включается музыкальный фрагмент «В гостях у сказки».

- Какой же мир открывает нам двери и приглашает к  себе в гости?

-На какие 2 группы делятся сказки?

Называют жанр устного народного творчества и приводят пример.

–Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, и т. д.

Дети прослушивают музыкальный фрагмент.

-Сказки

-Народная; авторская.

Фронтальная

 

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Постановка цели урока. Введение в тему.

Подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прогнозируемый  результат:

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Беседа

Работа в группе.

Игровой момент. Приход сказочных героев.

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

– Что такое сказка?

-Есть научное толкование слова сказка. 2 слайд Из предложенных мной вариантов выберите верный.

Сказка – это…

•  научно-фантастическое произведение;

•  произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло. Щелчок (убирается неверный ответ)

- В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки. (см. Приложение 1)     3 слайд

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

- К нам на урок заглянули всем уже знакомые сказочные герои. 4 слайд   Найдите из представленных персонажей героев одной сказки.

-Молодцы, ребята.    5 слайд

-Как называется эта сказка?   Щелчок

- К какой группе сказок она относится?

– Давайте поставим  цели урока:     6 слайд

Познакомиться  со сказкой…

учиться читать грамотно, выразительно…

учиться отвечать на вопросы, делать выводы…

– Сказке.

Учащиеся выбирают правильный ответ и доказывают.

Представляют мини-сообщения о сказках.

Выполняют задания

– Сестрица Аленушка
и братец Иванушка

-народная .

Формулируют цели урока, выказывают готовность к чтению и обсуждению текста.

Фронтальная

Групповая

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Личностные: высказывать предположение, принимать точку зрения другого.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Изучение нового материала.

Прогнозирование содержания сказки по ее названию.

Словарная   работа.

Первичное восприятие.

Первич ная проверка понима ния.

Организовать открытие новых знаний

Прогнозируемый  результат:

Научатся  прогнозировать

содержание текста по заголовку

Уточнение значения трудных, незнакомых слов Прогнозируемый  результат:

Научатся читать  целыми  словами, расширят словарный запас.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня .

Прогнозируемый  результат:

 Осмыслят произведение на личностном уровне.

Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

Прогнозируемый  результат:

Появляется интерес к перечитыванию  текста. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня.

Игра «Диктор»

Чтение 1 части. Вслух, по цепочке.

Беседа по содержанию.

-Сегодня на уроке мы прочитаем и поговорим о 1 части  сказки. Откройте учебники на странице ...

- Прежде чем приступить к чтению, давайте проведём словарную работу.     7 слайд

Одни- одинёшеньки                          Мочи нет                                     Теленочек                                    Жар донимает

Жеребёночек                          Залилась слезами

Козлёночек                                              Сирота

Купец     8 слайд

Стожок   9  слайд                                              

10 слайд     - Когда рассказываются сказки обычно?

- Значит, и читается сказка, не торопясь, размеренно, протяжно, нараспев.

– Прочитаем 1 часть сказки по цепочке.

- О чём говорится в 1 части?

- Послушался ли Иванушка свою сестру? Зачитайте этот момент.

-Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком. Найдите ответ в тексте.

Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

Читают за учителем

По  вечерам

Дети  читают  по цепочке.

Дети отвечают  на  вопросы, делают вывод.

Коллективная

Фронтальная

Коллективная

Познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Физминутка (под музыку)

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Прогнозируемый  результат:

Восстановят  работоспособность, снимут  утомление.

Организует выполнение физминутки.

            ЛЕШИЙ

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

Декламируют стихотворение,выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Коллективная; практический

Слайд 8

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

Закрепление нового материала.

Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

Прогнозируемый

результат:

осмыслят изученный материал.

 

Беседа  на основе изученной информации. Выборочное чтение.

– Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня.

- Какой Аленушка вам представляется?

- Каким представляется Иванушка?

– Давайте посмотрим отрывок из м/ф «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 11 слайд

12 слайд-  Обратите внимание, какими увидели главных героев художники-мультипликаторы?

- И как композитор  языком музыки передал их душевное состояние.

- Вы посмотрели фрагмент м/ф. Изменялась ли музыка в этом отрывке?

- Что Вы заметили?

–Как главных героев увидели художники-мультипликаторы?

.

– Какая одежда была на главной героине?

– Во что была одета Алёнушка?

-Иванушка?

- Значит, одеты они были очень просто, недорого. Почему?

- Легко ли живётся детям без родителей?

- Найдите в сказке предложения, где сказано, что дети живут одни.

– Найдите в тексте и прочитайте, как Алёнушка уговаривала братца не пить из лужи.

– Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Русская народная, волшебная.) Докажите.

- И как раз в м/ф есть этому подтверждение. Как  вы думаете, что это за подтверждение?

- Вспомните, что пела Алёнушка своему братцу, когда сидела на крылечке.

Отвечают на вопросы учителя.

– Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.

- Озорной, беззаботный, непослушный

Отвечают на вопрос, аргументируют своё мнение.

Сопоставляют свой  взгляд на прочитанное со взглядом композитора и художника.

Демонстрация фрагмента.

- музыка в начале спокойная, размеренная, затем тревожная, волнительная, напряжённа, более громкая

– Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.

Простая, русская, народная

Русский сарафан , платок

Рубашка с пояском, лапти, широкие штанишки.

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение.

- Колыбельную

Фронтальная; наглядный

Фронтальная

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

 Итог урока

.

Обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.

Прогнозируемый результат:

Обобщат полученные на уроке сведения

Щелчок – А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок мы получили, прочитав 1 часть  сказки? Выключаю проектор, поднимаю экран

– Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Фронтальная

Слайд

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

-умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности.

Коммуникативные :

- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

Рефлексия

 

 Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Прогнозируемый результат:

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу

- Просмотрите, какая волшебная яблоня  у нас выросла. На неё вы повесите волшебные яблочки. Если вам было интересно и легко работать на уроке, возьмите красное яблочко.

- Кто испытывал небольшие затруднения –жёлтое яблочко, кому было неинтересно и непонятно, тот пусть повесит зелёное яблочко .

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Фронтальная

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

                                   

Оценочная деятельность

 

Дать оценку, полученным знаниям.

Прогнозируемый  результат:

Оценка собственной и коллективной деятельности

- А теперь я оценю вашу работу на уроке. - Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

-За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

- За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

Индивидуальная

Регулятивные:

-умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности.

Домашнее задание

Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.

Прогнозируемый результат:

Эмоциональное принятие домашнего задания.

Объясняет домашнее задание

  • Нарисовать иллюстрации к сказкам.
  • Подготовить выразительное чтение сказки

Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник.

Личностные: самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию


                                                                                                                                                       

                                                     

                                                                                                                                                                                               Приложение 1.

                                                                                                                                                                                                                                   

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

                                                                                                                                                                                 

     Приложение 2.

ТЕСТ

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?

а) Их прогнали родители;

б) родители умерли;

в) дети потерялись.

2. Куда пошла Алёнушка?

а) На работу;

б) за грибами;

в) играть с подругами;

г) за дровами.

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

а) Из козьего копытца;

б) лошадиного копытца;

в) речки;

г) волшебного колодца.

4. Что случилось с Иванушкой?

а) Попал в жилище ведьмы;

б) стал жеребёночком;

в) стал телёночком;

г) стал козлёночком.

5. Что предложил Алёнушке купец?

а) Спасти Иванушку;

б) убить ведьму;

в) выйти за него замуж.

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

а) Превратила в лягушку;

б) надела на шею камень и бросила в реку;

в) заперла в подвале.

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

а) Околдовала купца;

б) оборотилась мышкой;

в) оборотилась Алёнушкой.

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

а) Козлёнок ей не понравился;

б) козлёнок всё знал;

в) козлёнок казался ей очень вкусным.

9. Как купец узнал правду?

а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;

б) купец подслушал разговор ведьмы;

в) козлёнок всё рассказал купцу.

Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализированного урока по сказке: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Сценарий как нельзя полностью поможет детям в сопереживании героям сказки.Научит более выразительно и ярко читать произведения русского фольклора....

Конспект урока чтение "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.Формировать навыки...

Рабочий лист по литературному чтению Сестрица Аленушка и братец Иванушка 3 класс

Рабочий лист по литературному чтению: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". 3 класс...

Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме:"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе, УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказыва...