Урок литературного чтения во 2 классе "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
При изучении раздела "Русские народные сказки" дети снакомятся с произведением "Сестрица Аленушка и братец иванушка". Здесь предоставлены интересные задания, разработанные в рамках ФГОС. Конспект и презентация на Яндекс диске https://yadi.sk/d/zx0HnfnFu4d3S
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 56.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель деятель- | Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Педагогические задачи: |
|
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые | Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания; Метапредметные : познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают результаты своей работы; коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них Личностные: осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов |
Результат педагогической деятельности | Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может: 1) Определить жанр произведения. 2) Дать характеристику главных героев. 3) Самостоятельно прогнозировать сюжет. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, тема «Художники-мультипликаторы русских народных сказок»; Музыка, тема «Музыка в мультипликационных фильмах» |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая; |
Образовательные | Информационный материал 1. Учебник, с.22-26; рабочая тетрадь, с.20. Демонстрационный материал
|
Основные понятия и термины | «русская народная сказка»; «добро и зло» |
Организационная структура урока
Этапы | Цель этапа | Обучающие | Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности учащегося действия) | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Орг. момент. Мотивация
| Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Прогнозируемый результат: положительный настрой на уроке. | Эмоциональная, психологическая | 1 слайд Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты. | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество |
Опрос Развитие речевых и творческих способностей. Игровой момент Фронтальный опрос | Организует диалог с учащимися. – Какие виды устного народного творчества вы знаете? Щелчок- Сегодня двери нам откроет волшебный, загадочный мир. А что это за мир волшебства вы мне скажите сами. Послушайте музыкальный фрагмент. Включается музыкальный фрагмент «В гостях у сказки». - Какой же мир открывает нам двери и приглашает к себе в гости? -На какие 2 группы делятся сказки? | Называют жанр устного народного творчества и приводят пример. –Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, и т. д. Дети прослушивают музыкальный фрагмент. -Сказки -Народная; авторская. | Фронтальная
| Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. | ||
Постановка цели урока. Введение в тему. | Подведение детей к формулированию темы и цели урока. Прогнозируемый результат: Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. | Беседа Работа в группе. Игровой момент. Приход сказочных героев. | – Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? – Что такое сказка? -Есть научное толкование слова сказка. 2 слайд Из предложенных мной вариантов выберите верный. Сказка – это… • научно-фантастическое произведение; • произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло. Щелчок (убирается неверный ответ) - В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки. (см. Приложение 1) 3 слайд Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети. - К нам на урок заглянули всем уже знакомые сказочные герои. 4 слайд Найдите из представленных персонажей героев одной сказки. -Молодцы, ребята. 5 слайд -Как называется эта сказка? Щелчок - К какой группе сказок она относится? – Давайте поставим цели урока: 6 слайд Познакомиться со сказкой… учиться читать грамотно, выразительно… учиться отвечать на вопросы, делать выводы… | – Сказке. Учащиеся выбирают правильный ответ и доказывают. Представляют мини-сообщения о сказках. Выполняют задания – Сестрица Аленушка -народная . Формулируют цели урока, выказывают готовность к чтению и обсуждению текста. | Фронтальная Групповая Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Личностные: высказывать предположение, принимать точку зрения другого. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество. |
Изучение нового материала. Прогнозирование содержания сказки по ее названию. Словарная работа. Первичное восприятие. Первич ная проверка понима ния. | Организовать открытие новых знаний Прогнозируемый результат: Научатся прогнозировать содержание текста по заголовку Уточнение значения трудных, незнакомых слов Прогнозируемый результат: Научатся читать целыми словами, расширят словарный запас. Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня . Прогнозируемый результат: Осмыслят произведение на личностном уровне. Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей. Прогнозируемый результат: Появляется интерес к перечитыванию текста. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня. | Игра «Диктор» Чтение 1 части. Вслух, по цепочке. Беседа по содержанию. | -Сегодня на уроке мы прочитаем и поговорим о 1 части сказки. Откройте учебники на странице ... - Прежде чем приступить к чтению, давайте проведём словарную работу. 7 слайд Одни- одинёшеньки Мочи нет Теленочек Жар донимает Жеребёночек Залилась слезами Козлёночек Сирота Купец 8 слайд Стожок 9 слайд 10 слайд - Когда рассказываются сказки обычно? - Значит, и читается сказка, не торопясь, размеренно, протяжно, нараспев. – Прочитаем 1 часть сказки по цепочке. - О чём говорится в 1 части? - Послушался ли Иванушка свою сестру? Зачитайте этот момент. -Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком. Найдите ответ в тексте. Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе. | Читают за учителем По вечерам Дети читают по цепочке. Дети отвечают на вопросы, делают вывод. | Коллективная Фронтальная Коллективная | Познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. |
Физминутка (под музыку) | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. Прогнозируемый результат: Восстановят работоспособность, снимут утомление. | Организует выполнение физминутки. ЛЕШИЙ По тропинке леший шел, На полянке гриб нашел. (Ходьба) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания) Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, А потом назад прогнулся, А потом вперед прогнулся, И до пола дотянулся. А потом вперед пошел И опять грибок нашел. | Декламируют стихотворение,выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Коллективная; практический Слайд 8 | Личностные: установка на здоровый образ жизни | |
Закрепление нового материала. | Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей. Прогнозируемый результат: осмыслят изученный материал. |
Беседа на основе изученной информации. Выборочное чтение. | – Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня. - Какой Аленушка вам представляется? - Каким представляется Иванушка? – Давайте посмотрим отрывок из м/ф «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 11 слайд 12 слайд- Обратите внимание, какими увидели главных героев художники-мультипликаторы? - И как композитор языком музыки передал их душевное состояние. - Вы посмотрели фрагмент м/ф. Изменялась ли музыка в этом отрывке? - Что Вы заметили? –Как главных героев увидели художники-мультипликаторы? . – Какая одежда была на главной героине? – Во что была одета Алёнушка? -Иванушка? - Значит, одеты они были очень просто, недорого. Почему? - Легко ли живётся детям без родителей? - Найдите в сказке предложения, где сказано, что дети живут одни. – Найдите в тексте и прочитайте, как Алёнушка уговаривала братца не пить из лужи. – Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Русская народная, волшебная.) Докажите. - И как раз в м/ф есть этому подтверждение. Как вы думаете, что это за подтверждение? - Вспомните, что пела Алёнушка своему братцу, когда сидела на крылечке. | Отвечают на вопросы учителя. – Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная. - Озорной, беззаботный, непослушный Отвечают на вопрос, аргументируют своё мнение. Сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом композитора и художника. Демонстрация фрагмента. - музыка в начале спокойная, размеренная, затем тревожная, волнительная, напряжённа, более громкая – Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе. Простая, русская, народная Русский сарафан , платок Рубашка с пояском, лапти, широкие штанишки. Дети работают с учебником, используя выборочное чтение. - Колыбельную | Фронтальная; наглядный Фронтальная | Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. |
Итог урока . | Обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения. Прогнозируемый результат: Обобщат полученные на уроке сведения | Щелчок – А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». – Какой урок мы получили, прочитав 1 часть сказки? Выключаю проектор, поднимаю экран | – Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде. | Фронтальная Слайд | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные : -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные : - социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу | |
Рефлексия
| Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. Прогнозируемый результат: Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу | - Просмотрите, какая волшебная яблоня у нас выросла. На неё вы повесите волшебные яблочки. Если вам было интересно и легко работать на уроке, возьмите красное яблочко. - Кто испытывал небольшие затруднения –жёлтое яблочко, кому было неинтересно и непонятно, тот пусть повесит зелёное яблочко . | Осуществляют самоанализ учебной деятельности. | Фронтальная | Коммуникативные: умение выражать свои мысли
| |
Оценочная деятельность
| Дать оценку, полученным знаниям. Прогнозируемый результат: Оценка собственной и коллективной деятельности | - А теперь я оценю вашу работу на уроке. - Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. -За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”… - За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку… | Индивидуальная | Регулятивные: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. | ||
Домашнее задание | Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. Прогнозируемый результат: Эмоциональное принятие домашнего задания. | Объясняет домашнее задание
| Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник. | Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию |
Приложение 1.
- Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “уст в уста”.
Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы. - Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
- Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.
Приложение 2.
ТЕСТ
Выбери и подчеркни верный ответ.
1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?
а) Их прогнали родители;
б) родители умерли;
в) дети потерялись.
2. Куда пошла Алёнушка?
а) На работу;
б) за грибами;
в) играть с подругами;
г) за дровами.
3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?
а) Из козьего копытца;
б) лошадиного копытца;
в) речки;
г) волшебного колодца.
4. Что случилось с Иванушкой?
а) Попал в жилище ведьмы;
б) стал жеребёночком;
в) стал телёночком;
г) стал козлёночком.
5. Что предложил Алёнушке купец?
а) Спасти Иванушку;
б) убить ведьму;
в) выйти за него замуж.
6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?
а) Превратила в лягушку;
б) надела на шею камень и бросила в реку;
в) заперла в подвале.
7. Как ведьма попала в дом к купцу?
а) Околдовала купца;
б) оборотилась мышкой;
в) оборотилась Алёнушкой.
8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?
а) Козлёнок ей не понравился;
б) козлёнок всё знал;
в) козлёнок казался ей очень вкусным.
9. Как купец узнал правду?
а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;
б) купец подслушал разговор ведьмы;
в) козлёнок всё рассказал купцу.
Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализированного урока по сказке: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сценарий как нельзя полностью поможет детям в сопереживании героям сказки.Научит более выразительно и ярко читать произведения русского фольклора....
Конспект урока чтение "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.Формировать навыки...
Рабочий лист по литературному чтению Сестрица Аленушка и братец Иванушка 3 класс
Рабочий лист по литературному чтению: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". 3 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме:"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе, УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказыва...