Урок литературного чтения, 1 класс. Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.
На всех этапах занятия созданы условия для развития разнообразных универсальных учебных действий: коммуникативных; познавательных; личностных; регулятивных. Это способствует повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Посредством групповой работы создаются условия для формирования навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_._1_kl._chik_-chik_nozhnitsami._e.ilina_.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 1 класс
Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».
Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.
На всех этапах занятия созданы условия для развития разнообразных универсальных учебных действий: коммуникативных; познавательных; личностных; регулятивных. Это способствует повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Посредством групповой работы создаются условия для формирования навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения.
Использование на этапах занятия ЭОР позволяет провести занятие на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, позволяет рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.
Учебное занятие, в системе курса литературное чтение, создает условия для осознанное восприятия литературного произведения, формирование умения работать с текстом, находить ответы на вопросы к тексту, дальнейшего формирования читательскогоинтереса и способствует общему развитию личности ребёнка.
На учебном занятии используются элементы технологии анализа художественного текста В.А. Лазаревой, что способствует более эмоциональному восприятию и глубокому осмыслению изучаемого материала.
Во время учебного занятия на этапе выполнения поставленных учебных задач созданы условия для формирования самооценки и рефлексии учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Учебный материал: учебник «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс». Л.А. Ефросинина, стр.117 – 119. | Цель занятия: создание условий для осознанного восприятия литературного произведения, понимание его смысла и формирования представлений учащихся о различных человеческих качествах и умениях. | |||
Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами». | ||||
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний. | ||||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты: | Личностные: Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету через осознание своей успешности, посредством самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Создание условий для оценивания поступков героев и приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров. | |||
Предметные: осознанное восприятие литературного произведения; восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; формирование умения работать с текстом, находить ответы на вопросы посодержанию текста, правильно называть произведение и автора литературного произведения; формирование первичных навыков осмысления литературного текста для понимания нравственного урока и смысла литературного произведения. | ||||
Метапредметные: | ||||
Регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (самостоятельно); продолжат учиться фиксировать и оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, принимать роль в учебном сотрудничестве. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ литературного текста с целью выделения смысла литературного произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); давать устные ответы на заданные вопросы, воспринимать другое мнение, формулировать собственное мнение и позицию, продолжат осваивать правила вежливого общения. | ||
Используемые методы, приемы, технологии: | Беседа,дискуссия, технология анализа художественного текста, создание учебных ситуаций, работа в группах. | |||
Формы организации деятельности: | Коллективная, групповая, индивидуальная. | |||
Образовательные ресурсы: | Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс». Л.А. Ефросинина, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2019 г., ЭОР, конверты с заданиями, наборы для выполнения общего группового задания: листы, клей, маркеры, знаки для оценивания своей работы (Приложение 1). | |||
Ход учебного занятия. | ||||
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | - Скажите, чем мы занимаемся на уроках литературного чтения? - Учимся слушать, говорить, читать, размышлять. - Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним общие правила для такого вида работы. - Не перебивать друг – друга, не ссориться, договариваться и выполнять все задания сообща. Сегодня вы сами будете фиксировать результаты своей работы на «Дереве результатов» и приклеивать листики за каждое выполненное задание. (Приложение 1). | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность: «настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока». Называют правила работы в группе. | ||
2. Актуализация знаний. | Ребята, сначала я хочу показать вам фотографию писательницы Елены Ильиной (слайд 1). Это не настоящее имя писательницы. Мы с вами на уроках литературного чтения уже читали один ее рассказ. Посмотрите на ключевую фразу и иллюстрацию и попробуйте вспомнить о каком рассказе идет речь? - Верно, это «Шум и шумок». О чем шла речь в рассказе? (слайд 2). | Дискуссия. Отвечают на вопросы учителя в работе с презентацией. По иллюстрации и ключевой фразе определяю ранее прочитанное произведение этого автора. Вспоминают, о чем был рассказ. | ||
2. Постановка цели занятия. Самоопределение. | Ребята, а что это такое (слайд 4). Ножницы. Для чего они нужны? Ответы детей. Ножницами можно разрезать бумагу, ткань и т.д. А сейчас откройте учебники на стр. 117 и прочтите название рассказа. «Чик – чик, ножницами». – Почему вы улыбнулись? А что может обозначать чик-чик? Как вы думаете? -А как вы думаете, о чем этот рассказ? Ответы детей. Из названия вам понятно, о чем этот рассказ? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Что мы сегодня с вами будем делать на уроке? Знакомиться с текстом рассказа, и попробуем понять, чему он нас учит. | Дискуссия. Отвечают на вопросы учителя в работе с презентацией. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания учащихся. В ходе дискуссии выделяется проблема, высказываются предположения и определяется цель занятия. | ||
3. Реализация цели занятия. | Слушание и чтение произведения. Ребята прослушивают аудиофайл части рассказа. - Как вы думаете, вы прослушали весь рассказ? Нет. - А какое могло бы быть окончание у этого рассказа. Ответы детей. Предположения. Откройте учебник на стр.119 и самостоятельно прочтите окончание рассказа. Вопросы по содержанию рассказа. - Вам понравился рассказ? Он смешной или грустный? А сейчас стало понятно, почему такое название у рассказа? Динамическая пауза. В конце урока мы все вместе попробуем ответить на вопрос, чему этот рассказу учит. Для этого вам нужно будет выполнить в группах три задания. Работа в группах. Для каждого задания отдельный конверт. В конверте – текст рассказа, разделенный на смысловые части. Попробуйте восстановить текст и приклеить его части в правильном порядке на общий лист. - Ребята, а теперь мы с вами поработаем с содержанием рассказа. В каждой части рассказа мы будем выделять самые главные предложения и фразы. Прочтите еще раз первую часть рассказа. Что захотела девочка сделать сама и сказала об этом бабушке? Найдите в тексте это предложение и прочтите его: Я хочу сама себе сшить платье. А что ответила бабушка девочке в конце первой части? Что нужно было запомнить девочке, прежде чем начать шить? Найдите в тексте это предложение и прочтите его: Только запомни — семь раз отмерь, один раз отрежь. - А теперь прочтите вторую часть рассказа. О чем эта часть? Что делала девочка? Что она пыталась сшить. Ребята, какие незнакомые слова вам встретились? Кушачок, передник, чепчик (слайд 5). Посмотрите на картинки и попробуйте определить, что это. Работа по содержанию третьей части рассказа. Получилось у девочки сшить платье? А почему нет? Найдите в тексте фразу, которая объясняет почему у героини ничего не вышло. Где нет терпения, нет и умения. Второе задание. Перед вами слова из текста рассказа. У девочки было много всего нужного, чтобы сшить платье для куклы, но не хватило самого главного. Найдите среди слов два главных слова – чего не было у девочки. Наклейте эти слова внизу вашего общего листа с текстом. ТЕРПЕНИЕ и УМЕНИЕ. (слайд 6). | Прослушивание аудиофайла части рассказа. Дискуссия после прослушивания. Ответы на вопросы. В ходе дискуссии высказываются предположения о том, какое может быть окончание у рассказа. Самостоятельное чтение окончания рассказа. Дискуссия после прочтения. Ответы на вопросы учителя о прочитанном произведении. Работа в группах. Анализ литературного текста с целью выделения смысла литературного произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатовгрупповой деятельности – «Дерево результатов». Работа с лексическим значением слов: определяют и читают непонятные и устаревшие слова, пытаются объяснить их смысловое значение. Расширяют словарный запас. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания учащихся. Кушачок – широкий пояс, передник – фартук, чепчик – головной убор для младенца. | ||
4. Итог урока. 5. Рефлексия. | Ребята, что мы с вами сейчас делали. Ответы детей. А как вы думаете для чего? Для того чтобы понять, чему нас этот рассказ учит. Давайте попробуем сформулировать главную мысль рассказа, используя выделенные слова и фразы в тексте. Где нет терпения, нет и умения. Каждая группа демонстрирует свою работу. Самооценка. Работа с «деревом результатов». Вам понравился сегодняшний урок? Какую задачу мы перед собой ставили? Выполнили мы её? Что нового вы узнали? Попробуйте выразить свое отношение к уроку и свое настроение при помощи смайликов (слайд 8). У нас все получилось. Вы большие молодцы! Спасибо за урок! | Дискуссия. На основе проделанной работы и анализа литературного произведения формулируется главная мысль рассказа и его нравственный урок. Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности. Обдумывают и определяют свое отношение к уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)
На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...