Урок литературного чтения в 4 классе по теме Г.Х.Андерсен "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен "Русалочка"; 4 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.h._andersen_rusalochka.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Тип урока: урок нового материала.
Цель: работа над сказкой Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Задачи:
Образовательная:
- углубить знания по теме, работать над формированием осознанного, выразительного чтения.
Развивающая:
- совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление и творческие способности учащихся;
-развивать навыки литературно-художественного анализа текста, ориентироваться в книгах.
-обдумывать прочитанное.
-Развивать умения самостоятельно задавать вопросы по содержанию текста.
-Выделять характерные особенности героев.
-Формировать творческое воображение, интерес к слову, рифме.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к чтению через нестандартную форму урока.
-воспитывать культуру общения в группах.
-воспитывать нравственные черты характера на основе содержания текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные:
• эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
• формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
• способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
Познавательные:
- уметь извлекать из содержания сказки информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
- анализировать поступки литературных героев на основе прочитанной сказки;
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Формы работы учащихся: Фронтальная, чтение по цепочке.
Методы: Словесные, наглядные и практические.
Средства: учебник, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Римма Андреевна. Сегодня урок литературы проведу у вас я. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
Слово об авторе. | - Ребята, сегодня мы поговорим о Г.Х. Андерсене Андерсен Ганс Кристиан, (1805-1875) датский писатель-сказочник Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели. В 1822 опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. На него обратил внимание Йонас Коллин – заслуженнейший из государственных деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив гимназию, В 1838 опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». Сборник принёс ему славу. Интересные факты из жизни
| Слушают. | Регулятивные: определение темы и целей урока. |
Первичное чтение | Сегодня мы познакомимся с одной из сказок Андерсена «Русалочка» Почему она называется авторской? Перед этим выполним речевую разминку ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. Словарная работа. - Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой). Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины. Пучина – морская глубина. Владычить – хозяйничать. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Снадобья – волшебные средства. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Читаем сказку. | Отвечают. Выполняют. Читают. | Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Коммуникативные УУД: -формируем умение слушать и понимать других; -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Закрепление по теме урока. | - Кто главный герой сказки? Русалочка - Как можно разделить жизнь Русалочки? подводный мир земной мир - С кем живёт Русалочка в подводном мире? Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами - Какой она была из сестёр? Самая младшая , милее всех - Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных? Вместо ног хвост, как у рыб. - О чём мечтала Русалочка, о чём думала? Тянуло на поверхность - Когда она впервые поднялась на поверхность? Поднялась на поверхность в 15 лет - Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой? - Что произошло во время бури? Во время бури спасла молодого принца - Как это было? - Изменилась ли Русалочка после этого события? Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде. Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь - Зачем? Всё сильнее тянуло к людям Полюбила принца больше , чем отца и мать. - Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка? Пела лучше всех - Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу? - Как она сама об этом говорит? Пошла бы на всё – только бы быть с принцем. - Итак, на что пошла Русалочка? Отдала свой чудный голос, стала немая. - Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад? Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью) - Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом? Терпеливо переносила боль. - Кем стала Русалочка во дворце принца? Стала первой красавицей при дворе. - Любил ли принц Русалочку? (Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше) - Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему? (Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь) _ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе? - Кто и как пытался её спасти? - Могла ли свою жизнь спасти Русалочка? -Что для этого она должна сделать? -Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило? Не смогла убить принца. - Что же стало с Русалочкой? Тело расплылось пеной. Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам. | Отвечают. | Личностные: Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Итог урока | С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто ее автор? Что вы о нем запомнили? Д.з: откройте дневники, запишите домашнее задание: | Отвечают. Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено на уроке , осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...
Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.
Младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым пр...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...