Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым произведением и вовлечь в учебное творчество. Обязательное ежеурочное формулирование темы урока самими учащимися, которое осуществляется с помощью определенных упражнений, предполагает ту или иную долю самостоятельности школьников, заинтересовывает предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждает положительные эмоции, заставляет творчески и нестандартно мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.
Младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым произведением и вовлечь в учебное творчество. Обязательное ежеурочное формулирование темы урока самими учащимися, которое осуществляется с помощью определенных упражнений, предполагает ту или иную долю самостоятельности школьников, заинтересовывает предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждает положительные эмоции, заставляет творчески и нестандартно мыслить.
Тема урока литературного чтения чаще всего складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения, и названия этого произведения. Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы.
1.Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
Учащимся предлагается задание: «Определи фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой». Например:
Ба-ов, Уш-нский, Паус-овский, Биан-и, -сеева, -ысоцкий. ( Житков)
2.Составление имени и фамилии автора произведения путем исключения повторяющихся букв.
Школьникам необходимо мысленно исключить буквы, которые встречаются более одного раза. Например :ТС ИТВСАЦНСЦ Е КГРЧЫЧГЛЯОВЕЯ ( Иван Крылов)
3.Чтение подчеркнутых букв.
Детям предлагается прочесть название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах. Например: « ЛЯТЦЕ ХВ Ф ИТ ЭСЬОЮБЭАЬЧЖКГАЭЖ» ( «Лев и собачка»)
4.Исключение иностранных букв.
Ученикам дается установка: «Внимательно рассмотрите запись и определите название нового произведения, с которым мы познакомимся на уроке, исключив иностранные буквы». Например:
«ПWРRIЫFЖGLОSКVN» («Прыжок»)
5.Расположение букв в порядке возрастания чисел.
Учащимся необходимо расположить буквы, входящие в состав фамилии автора ( названия произведения), в порядке возрастания чисел и прочитать получившееся слово. Например: «3И4Е1П5М7Ш2Р6Ы» («Приемыш»)
6.Чтение имени автора ( название произведения) с зашифрованными буквами.
Школьники должны, опираясь на языковое чутье и закономерность, по которой составлена запись, догадаться, какие это буквы, и прочитать зашифрованные слова. Например: «ФЕ/ИН+ З+/+Ч+» ( «Федина задача»)
7.Чтение фамилии, имени, отчества или названия произведения с пропуском гласных букв.
Детям предлагается прочитать слова, ориентируясь только на согласные. Например: « НКЛЙ НКЛВЧ НСВ» (Николай Николаевич Носов)
8.Выделение «лишнего» автора из данного ряда по какому – либо признаку.
Учащимся предлагается из трех (четырех) фамилий: Е. И. Чарушин, С. В. Михалков, В. В. Бианки , -определить фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Дети выделяют фамилию Михалкова, потому что это фамилия поэта, а остальные – фамилии прозаиков).
9.Определение названия произведения путем продолжения цепочки.
Детям дается задание: «Внимательно рассмотрите данный ряд букв: З, В, Л. Буквы в нем являются начальными буквами слов одной темы: «Времена года». Продолжите данную цепочку и определите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Учащиеся отвечают, что в этом ряду написаны: З – зима, В – весна, Л - лето . Следующим временем года является осень, значит, название нового произведения – «Осень».
Цепочки могут быть составлены из первых букв названий месяцев ( «Сентябрь»), частей суток («Утро»), членов семьи («Мама») и т.д.
10.Определение темы урока, используя синонимы, антонимы.
А) Школьникам необходимо подобрать синоним к данному слову и определить название нового произведения, в котором есть разделительный мягкий знак. «Товарищи». (Друзья».)
Б) Подобрав антонимы к произведению «Ранним утром», вы узнаете название темы сегодняшнего урока. ( «Поздним вечером»)
11.Задания, составляющие название нового произведения, по морфемике.
А)Корень – скрип, пол
Суффикс – уч, ов, иц
Окончание – ие, ы
(«Скрипучие половицы»)
Б) Название произведения состоит из одного слова. В основе этого слова лежит древнерусское слово ПЛАТ, что означает кусок материи. От этого слова образовались слова платок и платье. Оно является корнем в слове, которое обозначает название нового произведения. Запишите этот корень. (Дети записывают плат)
К этому корню допишите приставку. Она является первым слогом в названии произведения Н.Н. Носова, в котором говорится о том, как девочка Валя и мальчик Петя прочитали книгу «Три поросенка» и стали играть, представляя себя поросятами. Допишите эту приставку.
(Дети отгадывают название рассказа Н. Н. Носова» «Затейники» и добавляют часть слова ЗА к уже написанной части ПЛАТ. Получается заплат.)
Теперь надо дописать суффикс. Его мы выделим из названия произведения Н. Н. Носова – «Мишкина каша». Это первый суффикс в одном из этих слов. Какой это суффикс? ( Дети дописывают суффикс – к -. Получается заплатк)
Осталось дописать окончание. Окончание в нашем новом слове такое же, как в словах «Мишкина каша». Допишите его. Какое слово получилось? («ЗАПЛАТКА»)
Младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания по формулированию темы урока литературного чтения, благодаря чему в самом его начале у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы урока автоматически повышает их активность на уроке.
Использованная литература.
1.Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: Издательство ВГПУ, 2000
2.Волина В. В. Учимся играя. М: Новая школа, 1994
3.Журнал «Начальная школа» №4 , 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на к уроках литературного чтения.Обобщение"СКАЗКИ"
Материал презентации поможет учителю спланировать уроки-обобщения по сказкам.Педагог исходя из цели и задач урока может работать с разными секторами в каждом классе , учитывая прохождение материала и ...
Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе
Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...
Новые приемы на уроках литературного чтения в 1-4 классах.
Эти приемы можно использовать в любом классе...
Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.
В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для появления у детей интереса к чтению....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...
"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы
Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:...