Урок литературного чтения "Школа России" 1 класс по теме: "В.В. Бианки. Лесная охота".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
На уроке создаются условия для ознакомления учащихся с произведениями В.В. Бианки. Дети учатся анализировать произведения, оценивать события, определять главную мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie_1_kl.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «Школа России» 1 класс
Тема: В.В.Бианки «Лесная охота»
Цель: создание условий для знакомства с произведением В. В. Бианки «Лесная охота».
Планируемые результаты:
Предметные: будут анализировать и выразительно читать Виталий Валентинович Бианки «Лесная охота» оценивать события, героев произведения, определять его главную мысль.
Метапредметные:
Познавательные: будут выразительно и осмысленно читать стихотворение.
Коммуникативные: научатся полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; овладеют монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: смогут анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Личностные: смогут проявлять такие качества как этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Азбука» 1 класс 2 часть «Школа России», хрестоматия, видеоматериал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мобилизующий этап | - Здравствуйте ребята, какое у вас настроение? Готовы открывать тайны природы? Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
II. Речевая разминка |
Упражнение «Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка. Упражнение «Рыбка». Исходное положение – губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в исходное положение.
Чу, чу, чу - очень я читать хочу. Ков, ков, ков – без ошибок и сучков. Ски, ски, ски - я читаю мастерски. | Выполняют речевую гимнастику. |
IV. Актуализация знаний | Ребята обратите внимание на доску. Вспомним как зовут авторов, с которыми вы уже познакомились. А. С. Пушкин Л. Н. Толстой К. И. Чуковский В. В. Бианки А с каким автором мы познакомились вчера? О чем любил писать В.В. Бианки? С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке? А кто может рассказать о чем оно? В. Бианки написал более 300 рассказов, былей, небылиц, повестей, очерков о растениях, животных , людях которые изучают и охраняют их. Его произведения переведены на многие языки мира. По произведениям Бианки снято множество художественных и мультипликационных фильмов. Его имя присвоено Бийскому краеведческому музею, в его честь названы улицы и библиотеки во многих городах мира. | Вспоминают пройденный материал. |
III. Постановка темы и целей урока | А для того чтобы определить тему урока разгадаем загадки. Стоит дом, Зверей много в нём, Нет ни окон, ни дверей, Крыша в зелени и тень! (лес) С подругами и сестрами Она приходит к нам, Рассказы, вести новые Приносит по утрам. (газета) А если мы соединим два эти слово что у нас получится? Мы знаем то, что автор любил писать про лес, про природу, про животных. Можете ли вы сказать как будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы поставим? (Познакомиться с новым произведением) | Слушают учителя работают по карточкам. Определяют тему урока. |
V. Открытие нового знания | Посмотрите на обложку книги, кто на ней изображен? Как вы думаете о чем будет рассказ? Кто будет главным героем? А какое время года там изображено? В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ведь интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. Обо всём этом можно прочесть в «Лесной газете», которую составил В.В. Бианки. Все здесь, как в настоящей газете. В 1923 г. С.Я. Маршак предложил писателю вести в журнале «Воробей» отдел. Виталию Валентиновичу не раз приходили на память слова отца: «Вот научись как следует писать – напиши книгу о колесе года, о том, что творится вокруг нас из года в год – о лесном годе». Вот и решил писатель организовать в журнале отдел сезонной хроники природы, которую так и назвал «Лесная газета». После первых номеров посыпались письма ребят о своих наблюдениях, о том, что их интересует. Книгу «Лесная газета» писатель посвятил своему отцу Валентину Львовичу Бианки. В «Лесной газете» 12 номеров – по числу месяцев в году. К каждому номеру газеты приложена викторина «Тир». | Слушают учителя отвечают на вопросы. |
VI. Физкультминутка | А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Повторяют упражнения за учителем. |
VII. Закрепление | А сейчас давайте прочитаем лесную газету под номером 1. Читаем по предложению. (Обсуждают каждый рассказ). Что вы узнали? Первый месяц лесного года? (месяц пробуждения от спячки. 21 марта – 20 апреля). Самка какой птицы первой из всех снесла яйцо? (Ворона). У каких животных все малыши считаются общими? (Зайцы). Как называется домик белки? (Гнездо) Какими родились бельчата? | Читают произведение отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Итог урока | Понравился ли вам рассказ? А как бы вы сами его назвали? С каким произведением познакомились? Кто автор? Как нужно относиться к окружающей природе? | Подводят итог урока. |
Приложение 1
«Лесная газета» № 1
МЕСЯЦ ПРОБУЖДЕНИЯ
(Первый месяц весны)
С 21 марта по 20 апреля Солнце вступает в знак Овна
21 МАРТА – день весеннего равноденствия, день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Март, говорит наш народ, парни́к, капе́льник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег, – уж не тот, что был зимой, – сдаёт! Знать по цвету, что дело идёт к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.
Утром 21 марта по старинному русскому обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз. В этот день у нас выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месяц птиц. Ребята посвящают его нашим маленьким пернатым друзьям: развешивают на деревьях тысячи птичьих домиков – скворечен, синичников, дуплянок; перевязывают кусты для гнёзд; устраивают бесплатные столовые для милых гостей; делают доклады в школах и клубах о том, как пернатые армии защищают наши леса, поля, сады и огороды, как надо беречь и привечать наших весёлых крылатых певунов.
В марте курочка под порожком напьётся.
ВЕСЕННЯЯ ХИТРОСТЬ
В лесу хищники нападают на мирных животных. Где увидят, там и хватают.
Зимой на белом снегу не так-то скоро увидишь зайца-беляка и белую куропатку. А сейчас снег тает, во многих местах уже показалась земля. Волки, лисицы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шёрстку и белые перья на чёрных проталинах.
И вот беляки и белые куропатки пустились на хитрость: они линяют и перекрашиваются. Беляк стал весь серенький, у куропатки выпало много белых перьев, а на их месте отросли бурого и ржавого цвета новые перья с чёрными полосами. Теперь беляка и куропатку не так-то просто заметить: они замаскированы.
Некоторым из нападающих тоже пришлось прибегнуть к маскировке. Ласка была вся белая зимой, горностай тоже, только кончик хвоста у него был чёрный. И им обоим удобно было подкрадываться к мирным животным по снегу: белым по белому. А сейчас они перелиняли и стали серыми. Ласка вся серая, а у горностая кончик хвоста как был, так и остался чёрным. Но ведь чёрное пятнышко на одежде не вредит ни зимой, ни летом: ведь и на снегу есть чёрные пятна – соринки да сучочки, а на земле и в траве их сколько хочешь.
ОБВАЛЫ
В лесу начались страшные обвалы.
Белка спала в своём тёплом гнезде на ветке большой ели.
Вдруг тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. Белка выскочила, а её беспомощные новорождённые бельчата остались в гнезде.
Белка сейчас же принялась раскапывать снег. К счастью, оказалось, что снег только придавил крышу гнезда, сделанную из толстых прутьев. Круглое внутреннее гнездо из тёплого мягкого моха осталось цело. Бельчата даже не проснулись в нём. Они совсем ещё маленькие – с крысенят, голые, слепые и глупые.
СОСУНКИ В СНЕГУ
В поле ещё снег, а у зайчих уже родятся зайчата. Зайчата родятся зрячими, в тёплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнёхонько – не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.
Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них и забыла. А зайчатки всё лежат. Бегать им нельзя: как раз ястреб заметит или нападёт на след лиса.
Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша: тётка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж, пожалуйста, кушайте. Накормила – и дальше.
И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Всё равно, свои они ей или чужие.
Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосётся – потом несколько дней сыт.
А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.
ПЕРВОЕ ЯЙЦО
Самка во́рона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо – на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Литературное чтение, 1 класс, УМК "Школа России", В. Бианки "Первая охота"
Технологическая карта урока...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класса по теме "В. Бианки "Сова" УМК "Школа России"
В презентации представлена небольшая информация из биографии В. Бианки, работа с текстом произведения, физминутки...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое». По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...