Урок литературного чтения "Школа России" 1 класс по теме: "В.В. Бианки. Лесная охота".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

На уроке создаются условия для ознакомления учащихся с произведениями В.В. Бианки. Дети учатся анализировать произведения, оценивать события, определять главную мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_1_kl.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  «Школа России» 1 класс

Тема: В.В.Бианки «Лесная охота»

Цель: создание условий для знакомства с произведением В. В. Бианки «Лесная охота».

Планируемые результаты:

Предметные: будут анализировать и выразительно читать Виталий Валентинович Бианки «Лесная охота» оценивать события, героев произведения, определять его главную мысль.

Метапредметные:

Познавательные: будут выразительно и осмысленно читать стихотворение.

Коммуникативные: научатся полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; овладеют монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: смогут анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Личностные: смогут проявлять такие качества как этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Азбука» 1 класс 2 часть «Школа России», хрестоматия, видеоматериал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующий этап

- Здравствуйте ребята, какое у вас настроение? Готовы открывать тайны природы?  Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Речевая разминка

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Хомячок».

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

Упражнение «Рыбка».

Исходное положение – губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в исходное положение.

  1. Чистоговорка.

Чу, чу, чу - очень я читать хочу.

Ков, ков, ков – без ошибок и сучков.

Ски, ски, ски - я читаю мастерски.

Выполняют  речевую гимнастику.

IV. Актуализация знаний

Ребята обратите внимание на доску.  Вспомним как зовут авторов, с которыми вы уже познакомились.

А. С. Пушкин

Л. Н. Толстой

К. И. Чуковский

В. В. Бианки

А с каким автором мы познакомились вчера?

О чем любил писать В.В. Бианки? С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?

А кто может рассказать о чем оно?

В. Бианки написал более 300 рассказов, былей, небылиц, повестей, очерков о растениях, животных , людях которые изучают и охраняют их.

Его произведения переведены на многие языки мира. По произведениям Бианки снято множество художественных и мультипликационных фильмов.

Его имя присвоено Бийскому краеведческому музею, в его честь названы улицы и библиотеки во многих городах мира.

Вспоминают пройденный материал.

III. Постановка темы и целей урока

А для того чтобы определить тему урока  разгадаем загадки.

Стоит дом,

Зверей много в нём,

Нет ни окон, ни дверей,

Крыша в зелени и тень! (лес)

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (газета)

А если мы соединим два эти слово что у нас получится? Мы знаем то, что автор любил писать про лес, про природу, про животных. Можете ли вы сказать как будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы поставим? (Познакомиться с новым произведением)

Слушают учителя работают по карточкам.

Определяют тему урока.

V. Открытие нового знания

Посмотрите на обложку книги, кто на ней изображен?

Как вы думаете о чем будет рассказ?

Кто будет главным героем?

А какое время года там изображено?

В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ведь интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые.

В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники.

Обо всём этом можно прочесть в «Лесной газете», которую составил В.В. Бианки. Все здесь, как в настоящей газете.

В 1923 г. С.Я. Маршак предложил писателю вести в журнале «Воробей» отдел. Виталию Валентиновичу не раз приходили на память слова отца: «Вот научись как следует писать – напиши книгу о колесе года, о том, что творится вокруг нас из года в год – о лесном годе».

Вот и решил писатель организовать в журнале отдел сезонной хроники природы, которую так и назвал «Лесная газета». После первых номеров посыпались письма ребят о своих наблюдениях, о том, что их интересует.

Книгу «Лесная газета» писатель посвятил своему отцу Валентину Львовичу Бианки. В «Лесной газете» 12 номеров – по числу месяцев в году. К каждому номеру газеты приложена викторина «Тир».

Слушают учителя отвечают на вопросы.

VI. Физкультминутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Повторяют упражнения за учителем.

VII. Закрепление

А сейчас давайте прочитаем лесную газету под номером 1. Читаем по предложению. (Обсуждают каждый рассказ).

Что вы узнали?

Первый месяц лесного года? (месяц пробуждения от спячки. 21 марта – 20 апреля).

Самка какой птицы первой из всех снесла яйцо? (Ворона).

У каких животных все малыши считаются общими? (Зайцы).

Как называется домик белки? (Гнездо)

Какими родились бельчата?

Читают произведение отвечают на вопросы учителя.

VIII. Итог урока

Понравился ли вам рассказ?

А как бы вы сами его назвали?

С каким произведением познакомились?

Кто автор?

Как нужно относиться к окружающей природе?

Подводят итог урока.

Приложение 1

«Лесная газета» № 1

МЕСЯЦ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Первый месяц весны)

С 21 марта по 20 апреля Солнце вступает в знак Овна

21 МАРТА – день весеннего равноденствия, день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Март, говорит наш народ, парни́к, капе́льник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег, – уж не тот, что был зимой, – сдаёт! Знать по цвету, что дело идёт к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

Утром 21 марта по старинному русскому обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз. В этот день у нас выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месяц птиц. Ребята посвящают его нашим маленьким пернатым друзьям: развешивают на деревьях тысячи птичьих домиков – скворечен, синичников, дуплянок; перевязывают кусты для гнёзд; устраивают бесплатные столовые для милых гостей; делают доклады в школах и клубах о том, как пернатые армии защищают наши леса, поля, сады и огороды, как надо беречь и привечать наших весёлых крылатых певунов.

В марте курочка под порожком напьётся.

ВЕСЕННЯЯ ХИТРОСТЬ

В лесу хищники нападают на мирных животных. Где увидят, там и хватают.

Зимой на белом снегу не так-то скоро увидишь зайца-беляка и белую куропатку. А сейчас снег тает, во многих местах уже показалась земля. Волки, лисицы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шёрстку и белые перья на чёрных проталинах.

И вот беляки и белые куропатки пустились на хитрость: они линяют и перекрашиваются. Беляк стал весь серенький, у куропатки выпало много белых перьев, а на их месте отросли бурого и ржавого цвета новые перья с чёрными полосами. Теперь беляка и куропатку не так-то просто заметить: они замаскированы.

Некоторым из нападающих тоже пришлось прибегнуть к маскировке. Ласка была вся белая зимой, горностай тоже, только кончик хвоста у него был чёрный. И им обоим удобно было подкрадываться к мирным животным по снегу: белым по белому. А сейчас они перелиняли и стали серыми. Ласка вся серая, а у горностая кончик хвоста как был, так и остался чёрным. Но ведь чёрное пятнышко на одежде не вредит ни зимой, ни летом: ведь и на снегу есть чёрные пятна – соринки да сучочки, а на земле и в траве их сколько хочешь.

ОБВАЛЫ

В лесу начались страшные обвалы.

Белка спала в своём тёплом гнезде на ветке большой ели.

Вдруг тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. Белка выскочила, а её беспомощные новорождённые бельчата остались в гнезде.

Белка сейчас же принялась раскапывать снег. К счастью, оказалось, что снег только придавил крышу гнезда, сделанную из толстых прутьев. Круглое внутреннее гнездо из тёплого мягкого моха осталось цело. Бельчата даже не проснулись в нём. Они совсем ещё маленькие – с крысенят, голые, слепые и глупые.

СОСУНКИ В СНЕГУ

В поле ещё снег, а у зайчих уже родятся зайчата. Зайчата родятся зрячими, в тёплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнёхонько – не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.

Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них и забыла. А зайчатки всё лежат. Бегать им нельзя: как раз ястреб заметит или нападёт на след лиса.

Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша: тётка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж, пожалуйста, кушайте. Накормила – и дальше.

И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.

Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Всё равно, свои они ей или чужие.

Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосётся – потом несколько дней сыт.

А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.

ПЕРВОЕ ЯЙЦО

Самка во́рона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо – на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класса по теме "В. Бианки "Сова" УМК "Школа России"

В презентации представлена небольшая информация из биографии В. Бианки, работа с текстом произведения, физминутки...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...