Литературное чтение, 1 класс, УМК "Школа России", В. Бианки "Первая охота"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 1-й класс
Тема: В.В. Бианки «Первая охота».
УМК «Школа России»
Цель урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные УУД - пересказывать текст на основе опорных слов, придумывать свои заголовки, соотносить заголовки с содержанием текста.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, сотрудничают с одноклассниками и учителем.
Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.
Тип урока – урок новых знаний.
Методы:
По источнику познаний:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
- Самостоятельная, творческая работа в группах
По характеру познавательной деятельности:
- Частично-поисковый
- Иллюстративный
Форма организации обучения:
- Фронтальная
- Работа в группах (дифференцированные задания)
Принципы обучения:
- Принцип доступности –материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся
- Принцип наглядности – наглядный и демонстративный материал.
- Принципы дифференцированного подхода –группы создаются по уровням обучения.
Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.
Оборудование:
- Портрет В.В. Бианки
- Выставка В. Бианки «Лесная газета», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше» и др.
- Компьютерная презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
| Формирует способность к самоорганизации. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Настраиваются на работу. | Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, самоконтролю. |
II. Включение в учебную дея- тельность и актуализация знаний (2 мин) | -Ребята, давайте вспомним, творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке? - Из какого произведения следующие строки: «Надоело нам мяукать! Мы хотим ,как поросята хрюкать!» «Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня!» | -На прошлом уроке мы знакомились с творчеством К.И. Чуковского. К.И.Чуковский «Путаница» К.И.Чуковский «Мойдодыр» | Познавательные: структурируют знания, строят речевые высказывания, ориентируются в раннее изученных произведениях. |
III. Постановка целей и определение темы урока.(5 мин.) | На доске портреты писателей: Толстого, Ушинского, Чуковского, Бианки. -Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив ее из числа тех, которые написаны на доске.(слайд 1) -Постарайтесь определить , о чем писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на слайде (слайд 2 ) (на слайде: медведь, сорока, береза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза) -Распределите их на четыре равные группы. -Подумайте какие группы можно объединить между собой? -Скажите одним словом о чем же писал В.Бианки? -Название произведения В.Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.(слайд 3) (на слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орел, хомяк, ослик, тетерев, акула). -Как называется это произведение? -Какова же тема урока?(записать на доске) -В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. | Виталий Валентинович Бианки В первую группу можно отнести слова медведь , волк –это звери. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб –это птицы. Третью группу составят слова береза, осина –деревья. К четвертой группе можно отнести слова ромашка и роза –цветы. Можно объединить названия зверей и птиц – это животные ..Можно объединить названия деревьев и цветов – это растения. О природе Первая охота. В.Бианки «Первая охота» 1. Познакомиться с творчеством писателя и его произведением. 2. Учиться правильно, выразительно читать. 3. Отвечать на вопросы. | Регулятивные: самостоятельно ставят познавательные цели. Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы. Познавательные: делают выводы на основе обобщенных знаний. |
IV. Освоение нового материала ( 7 мин.) |
Виталий Валентинович Бианки родился в семье ученого орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. ( слайд 4). Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «Сказки-несказки» (слайд 5) Герои В.В. Бианки живут своей обычной , «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. ( слайд 6-7)
-Кто это? (слайд 8) Поднимите руку, кто из вас видел ящериц? (слайд 9) -Что вы о них знаете? - Чем покрыто тело ящерицы? - Чем отличается ящерка от ящерицы? Ящерки и ящерицы имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (читает учитель)
-Назовите еще одного героя рассказа «Первая охота». -Что произошло с щенком? -Почему щенок не смог поймать ящерку? | Ящерица – небольшое животное. У него удлиненное тело, длинный хвост. Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей. Ящерка – маленькая, а ящерица побольше размером. Это маленький щенок. Щенок хотел поймать ящерку, а у него не получилось. У нее отделился хвост. | Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства, оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: определяют главную мысль текста. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; строят монологическое высказывание; участвуют в учебном диалоге. Личностные: проводят нравственно-эстетическое оценивание усвоенного содержания. |
V.Физкульт-минутка(2мин). | Тихо встаньте, улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь!(слайд 10) | Выполняют упражнения | |
VI.Продолже –ние работы по теме урока. Вторичное воспроизведение и анализ текста.(10 мин.) | -Прочитайте текст. - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? -Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки. -Что сделал щенок, когда увидел ящерку? -Что случилось с хвостом ящерки? | Дети читают вслух произведение. -Грелась на солнышке. Выборочное чтение. -Щенок подкрался и схватил ее за хвост. -Хвост отделился и остался в зубах у щенка. | Познавательные: овладевают приемами чтения текста, пониманием прочитанного и прослушанного произведения; овладевают основами смыслового чтения, умением выделять существенную информацию из текста |
Поисковая деятельность в группах (10 мин.) | Работа организуется по уровням.(слайд 11) Группа «Красные» - учащиеся с высоким уровнем обучаемости. 1гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах. В зарисовке отобразите следующее: поза щенка, голова, уши, пасть, выражение глаз. -Хорошая зарисовка у вас получилась. Группа «Синие» - учащиеся со средним уровнем обучаемости. 2 гр. Придумайте вопросы к тексту, которые бы начинались со слов как, зачем, почему, кто. Проверка работы. Группа «Зеленые» -учащиеся с низким уровнем обучаемости. 3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В. Бианки «Первая охота». Щекон баобчак муйвера щеякар Проверка работы. | Щенок стоит на четырех лапах, голова опущена, уши висят, в пасти он держит небольшой серебряный хвост ящерки. Он не понял , что случилось, поэтому в его лазах растерянность и изумление. Щенок, бабочка, муравей, ящерка | Познавательные: находят необходимую информацию. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. |
Повторное чтение рассказа детьми и его анализ(5 мин.) | -Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? -Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. -Какие действия были правильными? -Какое действие было неправильным? -Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок, неправильных решений. -Кто из героев вам больше понравился и почему? (слайд 12-13) А сейчас попробуйте составить синквейн 1вариант – ящерка 2 вариант - щенок | Дети читают текст с хлопками. Щенок охотился в первый раз и не все сделал правильно. Выборочное чтение. Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул. То, что щенок схватил ящерку за хвост. Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост. | |
VII.Рефлексия(5 мин.) | -Я для себя сделал открытие: -Меня удивило: -Оказывается, что: | Рассуждают, делают собственные выводы | Регулятивные: обращаются к способу действия; оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения. Коммуникативные: строят монологические высказывания, аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают значимость чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
VIII.Рекоменда- ции учителя1м. | -Придумать загадки о тех, кто живет в лесу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...