Литературное чтение, 1 класс, УМК "Школа России", В. Бианки "Первая охота"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1-й класс

Тема: В.В. Бианки «Первая охота».

УМК «Школа России»

Цель урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные  УУД   - пересказывать текст на основе опорных слов, придумывать свои заголовки, соотносить заголовки с содержанием текста.

Метапредметные  УУД:

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, сотрудничают с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.

Тип урока – урок новых знаний.

Методы:

По источнику познаний:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • Самостоятельная, творческая работа в группах

По характеру познавательной деятельности:

  • Частично-поисковый
  • Иллюстративный

Форма организации обучения:

  • Фронтальная
  • Работа в группах (дифференцированные  задания)

Принципы обучения:

  • Принцип доступности –материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей  учащихся
  • Принцип наглядности – наглядный и демонстративный материал.
  • Принципы дифференцированного подхода –группы создаются по уровням обучения.

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

Оборудование:

  1. Портрет В.В. Бианки
  2. Выставка В. Бианки «Лесная газета», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше» и др.
  3. Компьютерная презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. I. Организа-
  2. ционный момент (1 мин.)

Формирует способность к самоорганизации. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Настраиваются на работу.

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, самоконтролю.

II. Включение

в учебную дея-

тельность и актуализация

знаний (2 мин)

-Ребята, давайте вспомним, творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?

- Из какого произведения следующие строки:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим ,как поросята хрюкать!»

«Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня!»

-На прошлом уроке мы знакомились с творчеством К.И. Чуковского.

К.И.Чуковский «Путаница»

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Познавательные: структурируют знания, строят речевые высказывания, ориентируются в раннее изученных произведениях.

III. Постановка целей и определение темы урока.(5 мин.)

На доске портреты писателей: Толстого, Ушинского, Чуковского, Бианки.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив ее из числа тех, которые написаны на доске.(слайд 1)

-Постарайтесь определить , о чем писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на слайде (слайд 2 )

(на слайде: медведь,

сорока, береза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза)

-Распределите их на четыре равные группы.

-Подумайте какие группы  можно объединить между собой?

-Скажите одним словом о чем же писал В.Бианки?

-Название произведения В.Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.(слайд 3)

(на слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орел, хомяк, ослик, тетерев, акула).

-Как называется это произведение?

-Какова же тема урока?(записать на доске)

-В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

Виталий Валентинович Бианки

В первую группу можно отнести слова медведь , волк –это звери. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб –это птицы. Третью группу составят слова береза, осина –деревья. К четвертой группе можно отнести слова ромашка и роза –цветы.

Можно объединить названия зверей и птиц – это животные ..Можно объединить  названия деревьев и цветов – это растения.

О природе

Первая охота.

В.Бианки «Первая охота»

1. Познакомиться с творчеством писателя и его произведением.

2. Учиться правильно, выразительно читать.

3. Отвечать на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно ставят познавательные цели.

Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.

Познавательные: делают выводы на основе обобщенных знаний.

IV. Освоение

нового материала ( 7 мин.)

  1. Биография В.Бианки.

Виталий Валентинович Бианки родился в семье ученого орнитолога.

Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки.  ( слайд 4). Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.

Свои рассказы писатель называл «Сказки-несказки» (слайд  5) Герои В.В. Бианки живут своей обычной , «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком.

Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. ( слайд 6-7)

  1. Словарная работа.
  2. Отгадайте загадку:

-Кто это? (слайд 8)

Поднимите руку, кто из вас видел ящериц? (слайд 9)

-Что вы о них знаете?

- Чем покрыто тело ящерицы?

- Чем отличается ящерка от ящерицы?

Ящерки и ящерицы имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (читает учитель)

  1. Проверка первичного восприятия.

-Назовите еще одного героя рассказа «Первая охота».

-Что произошло с щенком?

-Почему щенок не смог поймать ящерку?

Ящерица – небольшое животное. У него удлиненное тело, длинный хвост.

Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.

Ящерка – маленькая, а ящерица побольше размером.

Это маленький щенок.

Щенок хотел поймать ящерку, а у него не получилось.

У нее отделился хвост.

Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства, оценивают правильность выполнения действий.

Познавательные: определяют главную мысль текста.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; строят монологическое высказывание; участвуют в учебном диалоге.

Личностные: проводят нравственно-эстетическое оценивание усвоенного содержания.

V.Физкульт-минутка(2мин).

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь!(слайд 10)

Выполняют упражнения

VI.Продолже –ние работы по теме урока.

Вторичное воспроизведение и анализ текста.(10 мин.)

-Прочитайте текст.

- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?

-Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки.

-Что сделал щенок, когда увидел ящерку?

-Что случилось с хвостом ящерки?

Дети читают вслух произведение.

-Грелась на солнышке.

Выборочное чтение.

-Щенок подкрался и схватил ее за хвост.

-Хвост отделился и остался в зубах у щенка.

Познавательные: овладевают приемами чтения текста, пониманием прочитанного и прослушанного произведения; овладевают основами смыслового чтения, умением выделять существенную информацию из текста

Поисковая деятельность в группах (10 мин.)

Работа организуется по уровням.(слайд 11)

Группа «Красные» - учащиеся с высоким уровнем обучаемости.

1гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите следующее: поза щенка, голова, уши, пасть, выражение глаз.

-Хорошая зарисовка у вас получилась.

Группа «Синие» - учащиеся со средним уровнем обучаемости.

2 гр. Придумайте вопросы к тексту, которые бы начинались со слов как, зачем, почему, кто.

Проверка работы.

Группа «Зеленые» -учащиеся с низким уровнем обучаемости.

3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В. Бианки «Первая охота».

Щекон баобчак  муйвера щеякар

Проверка работы.

Щенок стоит на четырех лапах, голова опущена,  уши висят, в пасти он держит небольшой серебряный хвост ящерки. Он не понял , что случилось, поэтому в его лазах растерянность и изумление.

Щенок, бабочка, муравей, ящерка

Познавательные: находят необходимую информацию.

Коммуникативные:  строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.

Повторное чтение рассказа детьми и его анализ(5 мин.)

-Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной?

-Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно.

-Какие действия были правильными?

-Какое действие было неправильным?

-Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок, неправильных решений.

-Кто из героев вам больше понравился и почему?

(слайд 12-13)

А сейчас попробуйте составить синквейн 1вариант – ящерка

2 вариант - щенок

Дети читают текст с хлопками.

Щенок охотился в первый раз и не все сделал правильно.

Выборочное чтение.

Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул.

То, что щенок схватил ящерку за хвост.

Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост.

VII.Рефлексия(5 мин.)

-Я для себя сделал открытие:

-Меня удивило:

-Оказывается, что:

(слайд 14)

Рассуждают, делают собственные выводы

Регулятивные: обращаются к способу действия; оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осознают значимость чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

VIII.Рекоменда-

ции учителя1м.

-Придумать загадки о тех, кто живет в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс

Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...